В мировых компаниях

финансовые взлеты

От безызвестности к славе
High Tech Computer (HTC), о котором еще пару лет назад мало кто слышал, сегодня у всех на устах. Акции этого тайваньского разработчика с начала года подорожали на 94%, и сегодня с капитализацией в $18 млрд. это третья самая дорогая технологическая компания страны после микропроцессорного гиганта Taiwan Semiconductor и контрактного производителя Foxconn. Но прежде всего HTC известен как ведущий создатель смартфонов на базе открытой операционной системы Android, удерживающий 39% этого сегмента. Перспективность технологии не вызывает сомнений: совсем недавно она опередила iOS (на ней работают iPhone) и стала самой быстрорастущей мобильной платформой в мире. Именно популярность Android, по оценкам Bloomberg, должна в нынешнем году поднять продажи HTC на 78%.

Впрочем, в первые годы работы компании ничто не предвещало такого успеха. В 1997 г. она начала бизнес с проверенной временем аутсорсинговой стратегии, собирая персональные цифровые помощники для Compaq. Постепенно ее партнерская сеть пополнялась новыми производителями и сотовыми операторами. Судьбоносным стал 2002 г., когда Microsoft избрал тайваньцев сертифицированными производителями устройств под Windows Mobile. Благодаря такому сотрудничеству HTC выстрелил в 2005 г., когда за год его котировки утроились. Но, несмотря на такие достижения, СЕО компании Питер Чоу боялся, что в итоге она навсегда останется в тени своих партнеров и не сможет нарастить маржу. К 2007 г., когда iPhone совершил переворот на рынке смартфонов, производитель решил начать выпуск продуктов под собственным брендом. Для повышения узнаваемости в IV квартале 2009 г. HTC направил на маркетинг $100 млн. и еще $400 млн готовится потратить в текущем году. Сегодня это номер четыре на рынке смартфонов после Nokia, RIM и Apple (данные IDC).

Теперь тайваньцы намерены закрепить свое лидерство в сегменте смартфонов под управлением Android. «Мы планируем улучшить доступ к видео, музыке и другому контенту. Это всегда было уязвимым местом Android-продуктов», — отмечает Дрю Бэмфорд, директор HTC по взаимодействию с пользователями. В частности, компания готовится заключить договоренности с такими продавцами книг и дисков, как Amazon.com и Barnes & Noble. На повестке дня — экспансия в США и Китай, а также запуск в начале 2011 г. собственного планшетника опять же на базе Android.

экспансия

Кризис жанра
Coca-Cola за 118 лет своего существования практически превратилась в империю Александра Македонского, которой было некого завоевывать. Корпорация уже работает более чем в 200 странах мира. Однако у них есть проблема: продажи на большинстве развитых рынков, включая ключевые США и Европу, падают или едва растут. Заработать там теперь можно не за счет нового спроса, а таких мер, как выпуск более легких пластиковых пробок для бутылок. Поэтому, чтобы выполнить обещание и дать инвесторам 7-9% роста прибыли на акцию, СЕО Мухтар Кент вынужден осваивать беднейшие и разрушенные войной страны Африки. Конечно, Кент наращивает инвестиции в развивающиеся страны и к 2020 г. планирует удвоить выручку от глобальных операций, которая в прошлом году составила $100 млрд. Однако динамичные регионы, например, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, как ни странно, открывают для Coca-Cola меньше перспектив, чем Черный континент. В Южной Америке потребление безалкогольных напитков компании и так высокое (75-135 л на душу населения в год), а в Мексике вообще зашкаливает (399 л). В Китае слишком жесткая конкуренция, в Индии же потребители традиционно предпочитают Pepsi-Cola.

Другое дело Африка. Coca-Cola присутствует здесь с 1929 г. и уже представлена во всех странах региона. Это крупнейший работодатель на континенте с 65 тыс. сотрудников и 160 заводами. Доля компании на рынке Африки и Ближнего Востока составляет 29% (у PepsiCo — 15%), и это не предел. Жаркий африканский климат удерживает спрос на прохладительные напитки на высоком уровне, хотя потребление газировки, воды и соков производства Coca-Cola довольно низкое (в среднем 15 л). Но это пока, ведь доходы населения растут. По подсчетам McKinsey, в 2000 г. около 59 млн. африканских домохозяйств зарабатывали минимум $5 тыс. в год, и в ближайшие десять лет их число достигнет 106 млн. «ВВП региона составляет $1,6 трлн. — больше, чем в России или Индии, — рассказывает Кент. — Это огромная экономика с мощным потенциалом».

В ближайшие десять лет Coca-Cola инвестирует в континент $12 млрд. — вдвое больше, чем в период 2000-2010 гг. Прежде всего деньги пойдут на открытие новых разливочных заводов, которые будут покрывать растущий спрос африканцев на напитки из тропических фруктов. Также планируется увеличить выпуск газировки в пластиковых бутылках, которые могут себе позволить все больше местных жителей (обычно они покупают напитки на розлив или в стеклянной таре, которую затем сдают в пункты приема). Наконец, компания намерена развивать сеть мини-дистрибьюторов. Последние могут доставлять напитки в небольшие магазинчики, расположенные в отдаленных районах и из-за своей небольшой площади делающие заказы зачастую мелкими партиями.

выход на биржу

Оценили
Интернет-холдинг Mail.ru Group, до недавнего времени известный как DST, провел самое успешное международное IPO среди российских компаний. На Лондонской фондовой бирже он разместил 18,4% акций по $27,7 за штуку (верхняя граница ценового диапазона). В итоге холдинг привлек $1,003 млрд. и получил оценку в $5,71 млрд., хотя еще пару месяцев назад его капитализация оценивалась экспертами в $4 млрд. Примечательно, что желающих приобрести бумаги Mail.ru оказалось в 20 раз больше, чем рассчитывали акционеры. По словам аналитика исследовательской компании Финам Алексея Курасова, прежним рекордсменом по переподписке стал Уралкалий: заполняемость книги его заявок превысила ожидаемый уровень в 17 раз.

Триумф Mail.ru, впрочем, не был неожиданностью. Бывший российский физик Юрий Мильнер с партнерами основал DST в 2005 г. и превратил его из небольшой венчурной фирмы в холдинг, среди акционеров которого олигарх Алишер Усманов, медиакорпорации Naspers и Tencent. В России холдинг управляет порталом Mail.ru, соцсетями «Одноклассники», «Мой мир» и «ВКонтакте». Всего на аудиторию подконтрольных компании сайтов приходится 75% пользователей Рунета. С 2009 г. DST начал наступление на Силиконовую долину, инвестировав в американские интернет-фирмы $1,3 млрд. Был приобретен сервис ICQ, а также доли в Facebook (россияне стали вторым крупнейшим внешним инвестором с примерно 10% акций), платежной системе Qiwi, игровой сети Zynga, службе групповых покупок Groupon и др.

Теперь часть средств, вырученных от IPO, пойдут на увеличение пакета холдинга в сети «ВКонтакте» с нынешних 24,99 до 32,49%.

маркетинг

Добро пожаловать домой!
Ikea, крупнейший в мире продавец мебели, еще раз подтвердила свою репутацию талантливого и прозорливого маркетолога. Благодаря одному любопытному приему шведской компании удалось сделать свои китайские магазины невероятно популярными.

Субботним днем Янг Шуки прохаживается по торговому залу Ikea в Пекине в поисках «маленькой кроватки с игрушками». Покупать ее она не планирует — просто ее внуку нужно где-то вздремнуть. Однако все кровати в этом магазине площадью 43 тыс. кв. м заняты другими посетителями. Менеджеры только рады: по их мнению, чем больше китайцев захотят отдохнуть в демонстрационных залах или перекусить в тут же расположенных кафе, тем вероятнее эти люди впоследствии совершат здесь покупку. «Идея заключается в том, что если вы на протяжении десяти лет будете приходить в Ikea просто ради удовольствия, то, возможно, именно тут вы однажды решите приобрести диван», — объясняет Иэн Даффи, президент Азиатско-Тихоокеанского подразделения сети.

К 2015 г. Ikea собирается удвоить количество магазинов в КНР и довести его до 18. Компания рассчитывает, что доходы китайцев продолжат стремительно расти (за последнее десятилетие ВВП на душу населения в стране утроился). Это, а также жилищный бум приведут к тому, что только в 2010 г. мебельный рынок прибавит 17% и достигнет $28 млрд. По данным Euromonitor, шведы уже могут похвастаться лидерством и 7% рынка. Учитывая восторженные отзывы посетителей китайских магазинов, эта цифра еще вырастет.

кризис-менеджмент

Остается только лобби
Royal Dutch Shell использует последнюю возможность получить от властей разрешение на шельфовое бурение у побережья Аляски. Планы нефтяного концерна начать работы в море Бофорта и Чукотском море тормозятся уже четыре года. Компания инвестировала в проекты $3,5 млрд. и была близка к получению окончательного одобрения со стороны регуляторов, как вдруг 20 апреля произошел взрыв на платформе BP в Мексиканском заливе. В ответ на инцидент администрация Обамы временно приостановила разработку большинства новых морских скважин, включая те, которые расположены у берегов Аляски. Сегодня запрет снят, однако министерство внутренних дел США не спешит рассматривать заявку Shell. «Мы очень осторожны в этом вопросе, — отмечает пресс-секретарь министерства Кендра Баркофф. — На Аляске уникальная природа. Это место обитания исчезающих видов животных, таких как киты и белые медведи. Нам нужно изучить дополнительную техническую информацию по проектам». Между тем для Shell важно получить одобрение до конца года, чтобы успеть переместить туда оборудование к следующему лету, когда моря будут свободными ото льда.

В такой ситуации нефтяной концерн 8 ноября начал масштабную лоббистскую кампанию. В течение месяца предполагается размещать рекламу в национальных газетах, политических журналах и других СМИ, популярных среди американских конгрессменов. В них Shell обещает придерживаться «беспрецедентных мер безопасности», включая использование подводной системы герметизации, платформ с усовершенствованными противовыбросовыми превенторами, а также привлечение к работам команд специалистов, готовых к ликвидации аварий 24 часа в сутки. Да и бурить придется на глубине 30-45 м (а не 1,5 тыс., как в Мексиканском заливе), так что оборудование не будет подвергаться сильному давлению.

Для Shell данные проекты довольно перспективны: компания рассчитывает качать по 400 млн. баррелей нефти в сутки в Чукотском море и по 100 млн. — в море Бофорта.

инвестиции

Мало много денег
IBM — один из немногих технологических гигантов, который процветал во времена кризиса. Его акции на Нью-Йоркской фондовой бирже 11 ноября торговались по $143,87 за штуку. Это максимальное значение для компании за ее 99-летнюю историю и превышает предыдущий рекорд, поставленный в июле 1999 г., когда в условиях бума доткомов котировки IBM достигли $137,88 за штуку. Таких успехов производитель добился благодаря тому, что вовремя избавился от низкорентабельного бизнеса по выпуску ПК и взялся за программное обеспечение, сервисы и развивающиеся рынки.

Сегодня новую инвестиционную возможность для себя IBM видит в собственных акциях. 26 октября разработчик объявил о планах направить на обратный выкуп акций $10 млрд. в самое ближайшее время и еще $50 млрд. — к 2015 г. Для СЕО компании Сэма Пальмизано такая практика не в новинку, ведь за восемь лет на этом посту он уже выкупил ценных бумаг на $68 млрд. (это 37% нынешней капитализации IBM). Больше тогда приобрели только ExxonMobil и Microsoft. В настоящее время в свободном обращении находятся 1,24 млрд. акций IBM (в начале 2003 г. — 1,72 млрд.)

Обратный выкуп сегодня практикуют все больше игроков. По данным Standard & Poor, во II квартале компании из S&P 500 направили на скупку своих бумаг $77,65 млрд., тогда как за аналогичный период 2009 г. — $24,2 млрд. Большинство таких операций призваны нейтрализовать новые акции, выпущенные в обращение вследствие биржевых опционов или поглощений. Другие являются своего рода перестраховкой — способом поддержать котировки в случае их резкого падения. Между тем в компании по управлению активами AlphaOne Capital Partners уверены: есть лишь один разумный довод для проведения такой процедуры — когда вы считаете, что ваши акции будут дорожать. Бумаги IBM многие эксперты действительно считают недооцененными. Начиная с 2002 г. производитель стабильно наращивал прибыль на акцию с $3,07 до более чем 10 и обещает к 2015 г. достичь операционной прибыли в $20. «Бумаги торгуются по такому курсу, будто прибыли IBM останутся такими навечно, — отмечают в исследовательской фирме New Constructs. — Обратный выкуп — способ руководства показать акционерам, что они продаются за бесценок».

Есть и такие, кто находит более простое объяснение происходящему. Дело в том, что бонусы топ-менеджеров IBM (как и любой другой бизнес-структуры с Уолл-стрит) привязаны к стоимости акции и дивидендам вкладчиков. Если компания скупит собственные акции, то их цена на рынке автоматически пойдет вверх и руководство больше положит себе в карман.

Залишити відповідь