Site icon Companion UA

Хозяин историй

Мировое турне Стинга — повод вспомнить о том, что сегодня происходит с одним из главных поэтов-песенников западного мира.

В древней Британии музыкант, проходивший обучение в бардической традиции, должен был освоить огамическую тайнопись, научиться стимулировать творчество с помощью сенсорной депривации, а также запомнить обширный корпус историко-поэтических текстов, воссоздающих глубокую и прочную связь с прошлым. Ирландского барда, окончившего полный 12-летний курс обучения, называли Хозяином 350 историй. Среди современных музыкантов, снискавших славу на международной поп-сцене, Стинг, пожалуй, более других напоминает такого персонажа. В пользу этого неидеального, в общем-то, сравнения говорит и более 230 композиций, исполненных музыкантом за всю свою карьеру, и внутренняя дисциплина (Стинг уже в течение 20 лет занимается йогой), и также серьезное отношение к сочинительству. Кристофер Гейбл, музыкальный теоретик, издавший в 2009 г. книгу «Слова и музыка Стинга», в предисловии к ней написал: «Едва ли найдется еще один современный автор, который мог бы так органично соединять архетипы Юнга, аллюзии на Шекспира, Гомера, легенду о Фаусте, Библию и творчество Т. С. Элиота в популярных легко запоминающихся песнях… В лучших вещах Стинга все композиторские решения служат тексту, то есть передаче сообщения публике кратчайшим путем». Надо сказать, что за последние семь лет музыканту не удалось подкрепить это лестное высказывание свежими творческими достижениями. После выхода в 2003 г. альбома «Sacred Love», ни одна из последующих студийных пластинок музыканта не была подписана: «Автор всех песен и музыки — Стинг». Впрочем, если внимательно отнестись к тому, что артист делал за последние годы, можно увидеть ясную последовательность.

Глубина вопроса
Пластинки Стинга, выпущенные после 2003 г., соответствуют принятому среди музыкальных обозревателей термину «кроссовер». В данном случае речь идет о проектах, возникающих на пересечении мейнстрима и академической музыки. Неслучайно его деловым партнером стала немецкая компания Deutsche Grammophon — международный авторитет на рынке музыкальной классики. Две студийные работы музыканта 2006 и 2009 гг., выпущенные на этом лейбле, можно описать, как опыт личного проживания им истории британской музыки: «Я не представляю, что будет дальше, поэтому, чтобы снова двигаться вперед, решил обратиться к прошлому». В этих словах — объяснение его творческой стратегии.

Глубина вопроса заставила Стинга начать издалека. В 2006 г. у него вышел меланхоличный и камерный альбом «Songs from the Labyrinth», который он записал вместе с известным боснийским лютнистом Эдином Карамазовым. Основой пластинки стала барочная музыка, сочиненная придворным музыкантом европейских королей Джоном Доулендом (1563-1626). Доуленд — это барочная версия Стинга. На рубеже XVI — начале XVII вв. меланхоличные песни «английского Орфея» пользовались огромной популярностью. Следующая студийная работа Стинга появилась в 2009 г. и тоже была обращена к прошлому. Концептуальное содержание «If On A Winter’s Night» составили отобранные музыкантом английские народные песни, а также стихи Роберта Л. Стивенсона, Джона Драйдена, Вильгельма Мюллера и самого Стинга, положенные на музыку Перселла, Шуберта, Баха. Наконец, в июле 2010 г. музыкант выпустил свой последний на сегодняшний день альбом «Symphonicity». В этот раз содержание пластинки составили его собственные песни в сопровождении академических коллективов Британии и США.

«Я начал с того, что записал пластинку с музыкой Ренессанса. После этого сделал альбом фолк-музыки. Теперь настало время обратиться к своему репертуару», — подытожил артист в одном из своих интервью. Таким образом, Стинг вернулся в то место, из которого началось его семилетнее путешествие.

Попутчики
Мировое турне Стинга «Symphonicity» в поддержку одноименного альбома (2 июня — 10 ноября 2010 г.) — естественный поступок музыкального бизнесмена. Вместе с тем это последняя вспышка активности перед наступлением тишины, необходимой для создания нового материала. Такие камерные работы, как «Songs from the Labyrinth» или «If On A Winter’s Night», не могли сопровождаться шумными концертами. По-настоящему громкие выступления с участием Стинга 2007-2008 гг. были результатом временного воссоединения The Police. Однако, по словам музыканта, это в целом коммерчески успешное предприятие не принесло ему удовлетворения. Есть основания полагать, что «Symphonicity World Tour» — более комфортная для него ситуация. Музыкальный авторитет Стинга позволяет ему собирать выдающихся единомышленников под любой из своих проектов, которые традиционно отличаются хорошим вкусом. На этот раз в числе попутчиков британского барда оказался Королевский филармонический концертный оркестр, принимавший участие в записи последнего альбома. Коллектив из 45 музыкантов возглавил успешный дирижер итало-американского происхождения Стивен Меркурио, на счету которого 65 опер, совместные выступления с Каррерасом, Доминго и Паваротти, а также студийная работа с Чиком Кориа, удостоенная премии Грэмми. Вокальные партии самого Стинга обогатились тембром харизматичной джазовой певицы из Австралии Джо Лоури. Хотя два года назад она записала сольный альбом, благосклонно принятый критиками, певица говорит, что ей больше импонирует карьера сайдмена, то есть приглашенного музыканта. Как видно, хорошие приглашения не обходят ее стороной.

Икона в окладе
В сентябре мне довелось побывать на минском концерте «Symphonicity World Tour», и львиную долю моих впечатлений составили технологические особенности шоу. Для начала — выступление Стинга проходило в ультрасовременной «Минск-Арене». Амбициозный спортивно-развлекательный комплекс, состоящий из велодрома, конькобежного стадиона и хоккейной арены на 15 тыс. зрителей (четвертая по вместимости в Европе), — сам по себе выдающийся объект. С 2009 г. здесь проводит домашние матчи хоккейная команда «Динамо» (Минск), а для проведения концертов на лед укладывается разборное покрытие. (Кстати, во время репетиции Стинг жаловался на холод и в шутку просил осветителей направить на сцену побольше красного света.) Накануне выступления музыканта белорусские СМИ сообщали о девяти грузовиках с оборудованием, самая примечательная часть которого — три парящих видеоэкрана. Я почти забыл об этом, но когда во время саунд-чека выключенные модули, висевшие под потолком, вдруг стали опускаться вниз, постепенно разворачиваясь в сторону зрительного зала, это произвело внушительное впечатление. Во время концерта на экраны транслировался видеоряд, снятый специально для шоу, а также крупные планы отдельных музыкантов. Хотя главному герою «Symphonicity» 2 октября исполнилось 59 лет, тем не менее он пребывал в хорошей физической форме. Хорошо понимая, что все его коронные блюда многажды распробованы, Стинг, как хороший шеф-повар, добросовестно позаботился о новых приправах. Как известно, главные специи «Symphonicity» — симфонические аранжировки. По сравнению со студийным альбомом, в который вошло лишь 12 композиций, трехчасовой концерт дал публике возможность услышать в два раза больше музыкального материала. Про выступление Стинга трудно сказать что-то, кроме как «качественно и энергично», но я поостерегся бы воспользоваться клише о «старых песнях, получивших второе рождение». Икона поп-музыки примерила новый оклад, но когда она снова начнет источать мир? К чести музыканта, он не забывает и сам себя об этом спрашивать. Время от времени на официальном сайте Стинга появляются цитаты такого содержания: «Закончив писать новую песню, я думаю: „Случилось чудо. Но когда оно произойдет еще раз?“. Невозможность сказать это наверняка вызывает во мне тревогу».

Думается, эта затянувшаяся на годы творческая интрига может заинтересовать своим разрешением не только горячих поклонников музыканта. Как бы ни относилось к Стингу общест­во, владелец 230 историй и сам уже давно стал историей поп-музыки, которая, впрочем, еще не дописана.

Ноты для барда
Современный бард может знать наизусть все свои песни, однако музыкальный бизнес — это еще и огромный пласт «метатекста»: рекламные материалы, контракты, технические спецификации, концертные программы и т. д. Имея хотя бы приблизительное представление о масштабах этой составляющей развлекательной индустрии, можно по достоинству оценить и ход компании Xerox, которая выступила генеральным спонсором «Symphonicity». В данном случае корпорация не ограничилась лишь финансовой поддержкой турне, но также предоставила концертному промоутеру Стинга (Live Nation Entertainment) полный аутсорсинг документооборота. Кроме, собственно, производства всей необходимой печатной продукции, последний включал, например, создание материалов для персонализированного маркетинга (открытки, приглашения, видеоматериалы для фанов и проч.) с использованием XMPie-технологий. Официальный комментарий Xerox по поводу спонсорства «Symphonicity» принадлежит вице-президенту по маркетингу и коммуникациям Кристе Кэрон: «Участвуя в туре как генеральные спонсоры, мы не только представляем миру талант легендарного артиста, для нас это также удобный случай, чтобы продемонстрировать и свои возможности. Xerox видит свою главную задачу в том, чтобы хорошо делать закулисную работу для всех наших клиентов независимо от их специализации. Мы даем им возможность заниматься основным бизнесом, не отвлекаясь на решение второстепенных задач».

Аутсорсингом документооборота в странах бывшего СССР Xerox начал заниматься относительно недавно — с начала 2000-х. Однако мировой опыт компании значительно богаче: более 40 лет успешных внедрений и около 7 тыс. заказчиков в 60 странах мира.

Exit mobile version