Китай все активнее утверждается в статусе экспортера стали. Одними из первых негативные последствия нового тренда ощутили украинские металлурги.
В последнее время мировой рынок стали держит своих операторов в напряжении. Во многом это определяется деловой активностью одного из основных мировых игроков – Китая. В январе текущего года страна впервые превратилась в экспортера данного вида сырья. А по итогам I квартала профицит торговли сталью достиг 2 млн. т (при дефиците в 5 млн. т годом ранее). В ожидании этого события мировые цены падали почти весь 2005 г. По оценкам экспертов, за весь нынешний год КНР экспортирует на внешние рынки 25-30 млн. т стальной продукции. Данные цифры трактуются неоднозначно. С одной стороны, годовой экспорт Китая составит в лучшем случае 2-3% общемирового производства стали. С другой – объем китайского экспорта по итогам года займет лишь порядка 6% внутреннего производства. Так что запас роста есть, особенно учитывая, что избыточные мощности страны составляют 120 млн. т (строятся еще на 150 млн. т). Более того, местные металлурги сегодня находятся на пороге масштабной консолидации, что в ближайшем будущем поможет им стать ведущими мировыми игроками.
В сложившейся ситуации украинские метпредприятия пессимистичны: они одними из первых ощутили негативные последствия нынешней перестановки сил на рынке. Прежде всего превращение КНР в экспортера стали привело к смещению акцентов (причем не в нашу пользу) в сфере двусторонней торговли металлами. Так, украинский экспорт стальной продукции в Китай еще в минувшем году сократился на 11,9%, составив 25,8 млн. т. Импорт же китайского минерального сырья на наш рынок вырос на 44,2% (до 20,5 млн. т). За I квартал текущего года риски стали еще более очерченными: снижение нашего экспорта в КНР составило 70% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.
Ряд экспертов отмечают, что отечественные металлурги сами виноваты в столь быстрой утрате самого емкого в мире рынка. Зацепиться за него можно было, наладив диалог с китайским правительством, отраслевыми ассоциациями и крупнейшими гострейдерами. Сами китайцы предлагали нашим операторам договоренности о некоем контролируемом экспорте, когда из Украины в КНР идут согласованные партии наиболее востребованного сортамента, сбыт которых берет на себя китайская сторона. По сути, это добровольная квота, зато она гарантировала бы стабильное присутствие на рынке КНР. Но украинские метпредприятия в режиме согласовывания работать не пожелали.
Вернуть утраченные позиции окажется делом не из легких – уж слишком разбалансирован национальный рынок металлов и абсолютно непродуманы стратегии его участников. «Характер развития рынка неблагородных металлов хаотичный, – отмечает Андрей Федосеев, президент Украинской ассоциации металлоторговцев. – У большинства операторов нет ясного понимания организации рынка и его потребностей. Работаем по принципу «бери больше – кидай дальше». И дальнейшее развитие ситуации в том же направлении может привести вообще к захвату внутреннего рынка крупными иностранными производителями.