Site icon Companion UA

Доверчивые, но закрытые

Украинские компании готовы раскрывать «чувствительную» информацию ради привлечения инвестора.


Отечественные компании не только прекрасно осознают положительное влияние информационной публичности на стоимость компании, но и планируют конкретные шаги в этом направлении. Таковы основные итоги опроса, проведенного «Информационным центром 559» по заказу «&» в ноябре нынешнего года.


Бизнес-аудитория для проведения исследования была разделена на три группы: владельцы бизнеса, топ-менеджеры (генеральные директора, их заместители, финансовые директора, директора по маркетингу) и менеджеры среднего звена. Всего в опросе приняли участие 437 человек.


Акцент на комплексный анализ


То, что размещение информации о компании в открытых источниках имеет огромное значение для привлечения инвесторов, доказывают ответы наших респондентов. Только 3% опрошенных (12 респондентов) не испытывают доверия ни к финансовой отчетности, ни к информации на сайтах компании, ни к выпускам новостей.


Несмотря на разный уровень доверия к открытым источникам (см. результаты опроса), ни один из них не останется без внимания. Украинская бизнес-аудитория склонна к комплексному анализу – более половины ответивших, принимая решение о покупке акций компании, будут использовать все источники информации (270 человек). Несколько человек даже заявили, что встреч с руководством и раскрытия структуры собственности им недостаточно. Они привлекут налоговую инспекцию к проверке выбранного для инвестирования предприятия. Еще 3% респондентов обратятся за советом к доверенным людям – сотрудникам, партнерам, друзьям, что не согласуется с представлением об украинском деловом сообществе, как основанном на связях и знакомствах.


Публичность того стоит


256 респондентов считают, что публичность положительно влияет на стоимость компании. Впрочем, топ-менеджеры неоднородны в своем понимании действия данного фактора. Например, среди финансовых директоров и банкиров на вопрос «Считаете ли вы, что открытость повышает стоимость компании?» утвердительно ответили 82%. А вот многие генеральные директора в этом сомневаются. Из них «да» ответили только 49%. Зато в перспективность публичности верят собственники бизнеса: из них 81% считают, что капитализация компании возрастет, если подробно рассказывать широкой публике, что происходит в компании.


Интересно, что из тех компаний, которые уже считают себя открытыми (таких 8,5% от общего числа опрошенных), чуть меньше половины выразили свое несогласие с тем, что открытость положительно влияет на стоимость компании.


Ради инвестора готовы на все


190 респондентов сообщили, что их компании планируют становиться более открытыми в ближайшей перспективе. Среди шагов, которые они планируют предпринять в указанном направлении, есть и такие, от которых отказываются российские фирмы (по данным исследования Standard & Poor’s). Например, обнародование подробностей договора с генеральным директором или составление социальной отчетности.


«Наличие социальной отчетности – заявка на серьезное и длительное присутствие на рынке, – уверен Дмитрий Позигун, финансовый директор ОАО «Интерхим». – Мы производим медикаменты, поэтому нам очень важно позиционировать себя как социально ответственную компанию. Несмотря на высокие издержки подготовки такой отчетности, в долгосрочной перспективе это себя окупает». Как считает Татьяна Тимошенко, финансовый директор UBG, связь между показателями компании и вознаграждением генерального директора – это та информация, которую инвестору обязательно нужно знать. «Он должен понимать, как работает компания, и, конечно, мы такую информацию готовы обнародовать», – уточнила Татьяна Тимошенко.  


 







Как оценить прозрачность предоставления существенной информации?


Дмитрий Сергиенко, менеджер отдела консультационных услуг в области бизнес-рисков компании «Эрнст энд Янг» в Украине:
– Для оценки прозрачности предоставления существенной информации предлагаю руководителю задать себе следующие вопросы:


1. Процедуры раскрытия информации. Действуют ли в компании четкие директивы по раскрытию информации для обеспечения прозрачности и правильности всей информации, которая предоставляется аналитикам, сотрудникам, СМИ, законодательным органам, акционерам и другим заинтересованным сторонам?


2. Двусторонняя система коммуникаций. Существует ли в компании действенная система коммуникаций, позволяющая распространять принципы управления по всей организации и обеспечивать свободный обмен существенной информацией от бизнес- и операционных единиц до высшего руководства (совета директоров)?

Публичность помогает в поиске новых партнеров, работе с поставщиками


Оксана Комарницкая, национальный финансовый директор ОАО «САН Интербрю Украина»:
– Информационная публичность однозначно увеличивает стоимость компании. Если взять западный рынок, то там одно лишь назначение на должность нового СЕО может иметь влияние на рост или падение цены акций. Если компания открыто объясняет свои цели, комментирует причины успехов или неудач, ведет открытый диалог с прессой, то это помогает текущим и потенциальным инвесторам принимать решение относительно своего будущего участия в капитале компании. Ведь как можно вкладывать деньги в проект, идею, цель и потенциальную доходность которого скрывают? Кроме того, открытость и положительная публичность будут притягивать в компанию талантливых работников и молодежь, которая станет стремиться работать в такой компании. В результате это обязательно будет влиять на стоимость предприятия. Публичность также помогает в поиске новых партнеров, работе с поставщиками.


Можно однозначно сказать, что с ростом публичности «САН Интербрю» на фоне положительных результатов деятельности выросла заинтересованность не только людей, которые хотят здесь работать, но и инвесторов, готовых принимать участие в финансировании разных проектов компании.


Информационная открытость оказывает влияние и на стоимость заемных средств. Если под такой публичностью иметь в виду предоставление детальной информации о финансовых результатах деятельности компании, ее проектах, успешности ее продуктов, темпах прироста общих продаж и отдельных торговых марок по сравнению с предыдущими периодами, о будущих планах развития – то такая публичность будет иметь положительное влияние на стоимость заемных средств. Для банков важно понимать, какой риск они несут относительно каждого отдельного заемщика, а этот риск можно оценить, анализируя вышеупомянутую информацию.

Результаты опроса «Информационная открытость украинских компаний»

1) Какой информации о компании из открытых источников вы доверяете?*

а) Сайт компании – 48%
б) Годовые отчеты – 42%
в) Выпуск новостей – 22%
г) Другое – 7%
*Некоторые респонденты выбрали больше одного ответа.


2) Считаете ли вы, что открытость повышает стоимость компании?
а) Да – 58%
б) Нет – 42%


3) Чтобы купить акции компании, вам необходимо:*
а) Встретиться с ее руководством – 8%
б) Знать реальных собственников – 15%
в) Видеть финансовую отчетность – 30%
г) Все перечисленное обязательно – 62%
*Некоторые респонденты выбрали больше одного ответа.


4) Планирует ли ваша компания становиться более открытой?
а) Да – 43,4%
б) Нет – 56,6%


Источник: «Информационный центр 559», по заказу «&».

Exit mobile version