Люди, живущие в домах Рикардо Бофилла, по воле архитектора становятся действующими лицами созданного им пространственного спектакля.
Встреча со всемирно известным испанским архитектором Рикардо Бофиллом привлекает внимание не только потому, что он – гуру мировой архитектурной мысли и имеет успешный опыт проектирования на пяти континентах. Но и потому, что он проявляет большой интерес к Киеву, к тому, как он будет дальше развиваться в архитектурном плане: «Киев – очаровательный город, имеющий огромный потенциал. Но есть застройки не очень удачные, которые никакой жизни городу не дают. И меня это не удивило. В Испании мы прожили такой же период, поэтому опыт борьбы с подобными явлениями у нас есть. Думаю, что Киев имеет все шансы стать действительно «живым» городом в Центральной Европе».
Эволюция: город надо строить для людей
Эволюция стиля Бофилла прошла многие этапы, сформировавшись в атмосфере карнавально-игрового бунта против истеблишмента, типичного для арт-авангарда тех лет. Но постепенно Бофилл приходит к пониманию, что все-таки город надо строить для людей, а не только для реализации своих творческих амбиций: «Мы решили немножко развлечь жителей спальных районов, чтобы они не стали жертвами индустриализации». Он и сейчас сетует на то, что большие архитекторы очень мало работают именно в жилищном строительстве – наиболее значимом и самом сложном сегменте рынка. Вскоре его комплексы «Предместье Гауди» близ Барселоны получают название «Версаля для бедных», сочетая сравнительно низкую стоимость жилья с экспрессивной пластической композицией всего ансамбля. Дух театрализации, архитектурной игры одинаково присущ как отдельным постройкам (новый цементный завод в Барселоне, как бы загримированный под средневековый замок), так и целым новым кварталам (барселонский «Уолден-7» с офисами и развлекательным центром, размещенным в развалинах старого цементного завода). Эти жилые комплексы поразили воображение и профессионалов, и широкой публики, а также принесли Бофиллу ошеломляющий успех. Его называют легендой мировой архитектуры, архитектором планеты, который работает в 50 странах мира. На его работах учатся, как использовать индустриальные методы строительства и на их базе делать индивидуальную архитектуру: «Свой стиль я сравниваю с манерой письма писателя. Это особый почерк заполнения пространства. Но дело в том, что я хотел бы писать в любой манере».
Философия: найти смысл города
Философия застывшей музыки, как назвал архитектуру великий Гауди, его последующими коллегами трактовалась по-разному. «Какова сегодня задача архитектуры?» – спросил себя однажды Рикардо Бофилл. И сам себе ответил: «Строить пространства, создавать символы». И выработал для себя ряд правил: «Не походить на других – значит получить заказ, сделать себе имя, развить бренд». Но главным для него всегда было найти смысл города, который утерян: «Город – это символ социальных болячек, несовместимых явлений. Экономические изменения оставили везде открытые язвы, которые приводят в отчаяние. Город перестал быть местом встреч, превратившись просто в транспортно-коммуникационый узел. Но если вы видите, что часть весьма болезненных проблем, решение которых мы считаем невозможным в наше смутное время, характерна для всего мира и, может быть, принадлежит к разряду вечных, то и относиться к ним нужно соответственно: без суеты искать системные профессиональные решения, основанные на всестороннем тщательном анализе и глубоком понимании смысла вещей. Для себя и своей мастерской Рикардо Бофилл нашел решение и стал ему следовать: архитектура – это способ чтения самого города, способ изучения самого общества, которое строит данный город. Поэтому он не верит в глобальную архитектуру, общую архитектуру всего мира. Каждое место должно нести индивидуальный отпечаток.
Органичность: «умное» жилище – ничто без «умного» города
Органичность с тем местом, где строишь свое здание, – очень важный момент для архитектуры будущего, считает Рикардо Бофилл. Органичность с самых разных точек зрения: и географическая, и культурная, и финансовая, и экономическая, и юридическая: «Только так ваш город не будет напоминать ванную, маскируя убожество фасадов совершенно одинаковой белой керамической плиткой». В этом случае Бофилл охотно прибегает к метафоре об успокаивающем и комфортабельном доме, используя известное высказывание Альберти в эпоху Возрождения, согласно которому «дом – маленький город, а город – большой дом». Тогда въезды материализуются в ворота и арки, коридоры – это улицы, а гостиные соответствуют площадям общественного значения. «Необходимо вернуть в город истинное общение. А оно может происходить только на улицах и площадях. Сегодня город должен вновь найти то некогда утерянное тепло. Потому что столь пропагандируемое и рекламируемое ныне «умное» жилище – ничто без «умного» города».
Happy End: отдайте же город архитекторам!
«Хеппи-энда не будет, – утверждает Бофилл, – если не найдем ответа на вопрос, почему же современные города нельзя построить с тем же вкусом, с той же чувственностью, с таким же шармом, как это делали в древние времена, но при этом используя всю тематику урбанизма, которая имеется в нашем распоряжении сейчас». Живая легенда архитектуры предлагает усвоить урок: динамичность страны определяется динамичностью ее городов. Поэтому необходимо избежать специализации, от которой города умирают, смешать функции, организовать устойчивые городские общины, создать постоянное соперничество между городами. «Это лишь несколько сражений, через которые предстоит пройти, чтобы наши города перестали напоминать свалки истории, чтобы наше жилище, ставшее простым выражением опережающих нас экономических явлений, не было больше столь тяжелым и длительным загрязнением нашей индустриальной цивилизации. Это то самое дело, которым в ближайшие годы должны заниматься архитекторы. Так отдайте же город архитекторам!»
В конце концов побеждает тот, кто больше знает. А Рикардо Бофилл знает очень много – это факт: «Я никогда не ставил перед собой мелкие цели, потому что в них нет магии, они не способны зажечь человеческое сердце».
Лидер зодчества Рикардо Бофилл, испанский архитектор и теоретик искусства. Родился в Барселоне в 1939 г. в семье архитектора. Учился в местной Высшей технической школе (1955-1956) и Женевском университете. Основатель и руководитель «Архитектурной мастерской» (Taller de Arquitectura), сложившейся в 1960-1963 гг. и получившей мировую известность под своим оригинальным названием. В 1978 г. открыл второе бюро в Париже. Здания, прославившие Бофилла, выглядят как монументальные скульптурные объекты из бетона, внутренне комфортабельные, а по внешнему облику своему романтически-экстравагантные. Со временем в его «фирменном» стиле усиливается рациональное начало: выполняя наиболее крупные и престижные заказы, его бюро, как правило, отказывается от образно-композиционных гротесков и исторических стилизаций, следуя в русле международного хай-тека (новый аэропорт в Барселоне, 1988-1992 гг.; Дворец конгрессов в Мадриде, 1990-1992 гг.; комплекс барселонского морского вокзала, 1999-2001 гг.). Награды: почетный член Союза немецких архитекторов, награда Международной академии философии искусства, приз мэрии Барселоны по архитектуре, премия за проект Donnelley Building и др. Автор книг: «На пути к городу в пространстве» (1968), «Архитектура человека» (1978) и «Пространства жизни» (1989). В этом году заключил контракт с девелоперским концерном «Крост» на участие в проекте возведения микрорайона «Велтон Парк» в Москве. В Киеве провел мастер-класс «Звездный час с Рикардо Бофиллом: мировые архитектурные тенденции» по приглашению компаний «Статский советник», Im events (Москва), Commercial realestate ua.