Западный мир, переживающий очередной художественный инвестиционный бум, обеспокоен вопросом сохранения произведений искусства. А как эта проблема решается в масштабах личной коллекции?
Недавно американский миллиардер из Лас-Вегаса Стив Уинн существенно «удешевил» принадлежащую ему картину Пикассо. Дело было на вечеринке у него дома. Стив, страдающий расстройством периферийного зрения, показывал работу друзьям и неожиданно сделал резкое движение рукой и прорвал локтем холст. В итоге картину «Сон» (Le Reve), которую должны были продать за $139 млн., отправили на реставрацию.
Случай, конечно, впечатляющий. Однако специалисты говорят, что локоть владельца – не самый главный враг произведения искусства.
Самое время
«Покупку произведениЯ искусства можно сравнивать с приобретением автомобиля – нового или подержанного, – говорит директор Киевского музея русского искусства, доцент кафедры экспертизы художественных произведений Юрий Вакуленко. – А его жизнь – с развитием человеческого организма. В зависимости от условий хранения серьезная степень старения материалов наступает через 70-80 лет. В музейной практике нормальной считается ситуация, если произведение раз в 5 лет может возвращаться на глобальную реставрацию».
Сегодня западные музеи и частные коллекционеры очень обеспокоены физическим «здоровьем» принадлежащих им произведений искусства. И неудивительно – деньги в них вкладываются колоссальные. В Нью-Йорке, например, компания Artex приступает к строительству специального хранилища культурных артефактов. Многие коллекции «выросли» настолько, что уже не помещаются в особняках и складских помещениях галерей.
Известно, что на последней ярмарке современного искусства «Арт-Базель» большой интерес вызвал раздел Art Conversations («Обсуждения искусства»), в котором также оговаривались вопросы хранении предметов искусства.
В Украине такое явление, как коллекционирование художественных ценностей, достаточно молодо, и большая часть работ, находящихся в частных коллекциях, создана не так давно, поэтому не требует особого ухода. Такая ситуация не дает частному коллекционеру поводов для беспокойства и благоприятна для того, чтобы позаботиться о сохранности собрания без значительных затрат и с положительным исходом.
Следи за холстом
«Коллекционирование – не болезнь, но какой-то диагноз можно ставить, – смеется он. – Мне импонирует живопись советского периода. Такие мастера, как Шишко, Захаров, Столяренко и некоторые другие, получили прекрасное академическое образование, их учителями были выдающиеся художники. Подобная живопись ценится достаточно высоко. В настоящее время их работы очень возросли в цене, и этот процесс продолжается. Это приятно».
Николай охотно делится собственным опытом хранения картин: «Часть полотен находится у меня на работе, часть – дома в отдельной комнате. Обычно летом, когда жарко, – картина (холст) сохнет, зимой при повышенной влажности воздуха – вбирает лишнюю влагу. Если холст очень ослаб и провисает, значит влажность повышена, что не очень хорошо для картины. Когда полотно натягивается, как барабан, наоборот, слишком сухо и есть опасность появления трещин в лакокрасочном слое. В таком случае надо использовать либо увлажнители воздуха, либо банальный тазик с водой. Если к тому же не допускать сквозняков, то этих мер бывает достаточно. Ну а в случае повреждений лучше воспользоваться услугами профессионалов. В этой среде все друг друга знают, и у каждого реставратора сложилась определенная репутация. Я предпочитаю не заниматься самостоятельной реставрацией, а отдать работу в мастерскую. Хоть сам процесс реставрации иногда и занимает много времени, зато качество гарантировано».
«Скорая помощь» не должна быть слишком скорой
«Прежде чем обратиться к конкретному специалисту-реставратору, надо выяснить, что представляет собой данный рынок, – рекомендует Юрий Вакуленко. – Следует иметь в виду: если вы новичок, то вторгаетесь в малоизвестную вам сферу. Нужно очень хорошо ее изучить. Наломать дров и испортить произведение, в которое вложена большая сумма денег, очень легко».
В Киеве наиболее известными пунктами «оказания помощи» являются Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины на Терещенковской, центр реставрации и экспертизы в Киево-Печерском заповеднике. При любом крупном музее также имеются реставраторы, к которым можно обращаться.
«Самое главное – не занимайтесь «самолечением»! Это всегда чревато плохими последствиями!» – напутствует Юрий Вакуленко. Крупным коллекционерам этого объяснять не надо. Как правило, у них уже есть свои реставраторы. Например, Bereznitsky Gallery, принадлежащая известному столичному коллекционеру и галеристу Людмиле Березницкой, содержит двух штатных реставраторов, которые постоянно следят за состоянием коллекции. Удачный опыт сотрудничества галерея имела с частными реставраторами Валентином Украинским и Ириной Ластовкиной.
Зависит ли стоимость работ по реставрации от стоимости картины? «Нет. Только от состава работ! – восклицает Вакуленко. – Если реставратор ставит такие условия, то он не профессионал! Это шарлатан».
Тщательнее надо, господа!
Инсталляция с акулой в формальдегиде Дэмиена Херста – самое дорогое произведение, купленное у живущего ныне художника. Созданная в 1991 г. и проданная за $12 млн., сегодня она медленно разлагается в одной из частных коллекций США. Но проблемы с сохранностью современного искусства могут возникнуть даже в традиционной живописи.
Юрий Вакуленко отмечает, что далеко не все современные художники тщательно соблюдают технологию. Часто для создания произведений используются разнородные и даже можно сказать «случайные» материалы. «В contemporary art главное – идея, – считает он. – Конечно, есть люди, которые очень грамотно работают, но в целом технический профессионализм нивелируется. И, разумеется, это делает сохранность и реставрацию картин более сложным процессом».
Евгений Березницкий, занимающийся сегодня актуальным искусством Украины, может подтвердить, что некоторые работы, созданные современными художниками, надо реставрировать уже через год после их создания.
«У тех художников, с которыми мы работаем, технология в порядке, – заверяет галерист. – Но я видел несколько свежих работ, которые уже «посыпались» из-за неправильно подведенного грунта. Конечно, принимая работу в галерею, мы обращаем на это внимание. Гарантию на картину в письменном виде не даем, но если какая-то проблема у клиента возникнет, обязательно поможем».
Искусство не любит сквозняков Любому серьезному коллекционеру придется смириться с тем, что условия комфорта для человека и произведения искусства не совпадают. Хороший музей обеспечивает в своих залах температуру +17 + 19 и влажность 50-60%. Но главная опасность для экспонатов – суточные колебания температуры и влажности. Идеальный вариант, если они не превышают 5%. Резкое же изменение условий приводит к расширениям и сжатиям, которые «изнашивают» произведения раньше времени. Кроме того, искусство не любит сквозняков. Коридоры, пространство над отопительными приборами и рядом с окнами – не лучшее место для размещения коллекции. Кухня «славится» жирной пылью. Постоянно хлопающая дверь создает ненужные вибрации холста. Обычно художественное произведение создается из органических материалов. А пыль и повышенная влажность образуют «благоприятную» среду для биологических повреждений. Плесень разрушает грунт, меняет цвет и приводит к отслоению краски. И кухня не страшна Если картину поместить под стекло, то никакая кухня ему не страшна. Проблема стекла – блики, мешающие любоваться полотном. Однако безбликовые стекла последнего поколения лишены этого недостатка. Они стоят недешево, зато практически не нарушают восприятие. Как и в большинстве подобных случаев, лучше поручить их установку специалистам. Важно, чтобы стекло ни в коем случае не прилегало к полотну. Рекомендованное расстояние между ними – приблизительно 3 мм. Также эффективен метод, который называется «конвертация». Заднюю часть «конвертированной» картины заклеивают специальной бумагой, которая позволяет воздуху свободно проникать внутрь, но не пропускает пыль. Создаваемый таким образом микроклимат делает полотно не столь чувствительным к перепадам температуры и защищает его от сквозняков. Скульптуру помогут сохранить специальные консервационные лаки. «На самом деле это несложно и вполне доступно каждому человеку, – говорит Юрий Вакуленко. – И в бытовых условиях можно создать атмосферу, в которой произведение будет жить долго и счастливо».