Риск без шампанского в конце

Риски при управлении цепочкой поставок становятся все более острыми. Однако компании пока не считают нужнымуделять им должноговнимания.


Двое из трех руководителей зарубежных компаний сегодня сталкиваются с возрастающими рисками в процессе поставок товаров и предоставлении услуг конечным потребителям. И что самое парадоксальное – эти подводные рифы в цепочке поставок воспринимаются большинством топменеджеров как объективные и непреодолимые факторы бизнес-среды. Следовательно, фирмы попросту не считают нужным использовать общепризнанные инструменты борьбы с ними. Лишь единицы выразили уверенность в том, что их организациям удается эффективно справляться с рисками при управлении цепочкой поставок. Таковы основные итоги опроса, проведенного McKinsey среди более 3 тыс. руководителей компаний по всему миру.


Как показало исследование, наиболее подвержены рискам в цепочке поставок компании из сферы ритейла, производства и энергетики. При этом самыми рискованными факторами названы ограниченность профессиональных кадров, нестабильная регуляторная политика и непредсказуемость поведения поставщиков продукции. Причем дефицит и высокая стоимость квалифицированного персонала – предмет головной боли респондентов со всех регионов мира. Правда, за исключением Латинской Америки, где больше опасаются государственного вмешательства. Мнения респондентов расходятся еще в одном вопросе: будут ли меняться риски в цепочке поставок в ближайшие пять лет? 40% опрошенных ответили на вопрос утвердительно, их оппонентов оказалось ровно столько же.


Еще одна цель исследования – выяснить, что же делают компании для упреждения новых и смягчения уже возникших рисков. Самым распространенным методом, по итогам опроса, оказалось заключение четких договоренностей с поставщиками, тогда как ничего не делается для предотвращения рисков, связанных с доступностью рабочей силы. Компании попросту не используют распространенные методы оценки бизнес-среды и избежания рисков. К примеру, половина респондентов вообще не прибегают к формализованной процедуре определения рисков, используя в лучшем случае качественную их оценку. Итог соответствующий: большинство респондентов оценивают способность своей компании уменьшать риски как «ниже средней». Еще 39% полагают, что их компания имеет на это некоторые шансы. Опрос также показал, что лишь половина организаций проводят централизованную политику борьбы с рисками. Хотя отсутствие такой схемы не сподвигает компании на внедрение единых, общеобязательных стандартов минимизации рисков. 13% опрошенных ничего об этом не знают, 45% уверены, что компания не имеет таких стандартов, и лишь 23% указывают на их наличие.

Залишити відповідь