Site icon Companion UA

Налоговый кодекс полностью изменит систему налогообложения страховой деятельности

Налоговый кодекс, принятый Верховной Радой в окончательной редакции 19 ноября, полностью изменит систему налогообложения страховой деятельности.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказала президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталья Гудыма.

По ее словам, внедрение Налогового кодекса на страховом рынке предусматривается в два этапа.

Первый этап будет базироваться на переходных положениях кодекса и второй на постоянно действующей системе налогообложения прибыли страховых компаний. Т.е. страховая компания будет формировать доходы и расходы и с разницы уплачивать налог на прибыль. Также как это делают предприятия других отраслей.

По словам Н.Гудымы, в принятой редакции Налогового кодекса отражены все основные затраты страховщика. Доходы уменьшаются на объем переданных на перестрахование средств, налогооблагаемая база уменьшается на сумму сформированных страховых резервов. Соответственно включаются практически все затраты страховой компании на ведение дела по страхованию, а также иной инвестиционной деятельности.

"То есть до конкретных разъяснений налоговой администрации мы считаем, что вполне хорошая редакция, которая позволит рынку адекватно учитывать и доходы и расходы и платить соответствующий налог", – считает она.

Что касается компаний по страхованию жизни, то для них сохранена льгота по долгосрочным договорам страхования жизни негосударственного пенсионного обеспечения, сказала президент ЛСОУ

"У страховщиков была инициатива и расчеты распространить эту льготу и на медицинское страхование, но, к сожалению, правительством это не было поддержано", – подчеркнула она.

Налогообложение компаний по страхованию жизни будет осуществляться следующим образом. Прибыль по долгосрочным договорам страхования жизни будет облагаться налогом по ставке 0%, прибыль по всем иным договорам, кроме накопительного долгосрочного страхования жизни – на общих основаниях.

По мнению Н.Гудымы, самый важный вопрос для страхового рынка – его работа в переходный период.

Отказаться полностью от переходного периода страховой рынок не может, так как надо перенастроить всю систему работы. Кроме того, редакция Налогового кодекса требует принятия еще ряда подзаконных нормативных документов, в частности, перечень видов резервов и методы их расчетов которые в последствие будут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

При разработке документа предполагалось, что в переходный период рынок будет работать по действующей системе налогообложения, то есть от валового дохода, но при этом получилось, что на худших условиях, чем в настоящее время. Если сейчас рынок облагается 3%-м налогом от объема валовых премий "минус" перестрахование, то в переходный период будут облагаться валовые премии, без вычета премий, переданных на внутреннее перестрахование. Возникает некая несправедливость – компании передают в перестрахование риски несколько раз и каждый страховщик, принявший их, заплатит дополнительный налог. Это означает, что будет присутствовать двойное, тройное и более, налогообложение, отметила Н.Гудыма. На такой позиции настояло Министерство финансов, для того чтобы исключить схемное страхование и вывод средств через перестрахование.

Следующим испытанием, которое ожидает страховой рынок, это перестройка взаимоотношений между страховыми компаниями и агентами, работающими на едином налоге.

В соответствии с Налоговым кодексом любое предприятие, в том числе и страховая компания, не может относить на валовые затраты суммы, уплаченные за какие-либо работы, предоставленные работающим на едином налоге частным предпринимателем. Это первое ограничение, которое касается абсолютно всех.

Второе ограничение связано с сокращением видов деятельности предпринимателей, работающих на едином налоге. В данный перечень как исключение попала финансовая деятельность.

"В принципе, финансовая деятельность к посреднической деятельности агентов не имеет отношения, но, тем не менее, в перечне того, что относится к финансовой деятельности, есть такой вид как посредничество в страховании", – отметила она.

По мнению президента ЛСОУ, в данной ситуации требуется дополнительное разъяснение со стороны налоговой администрации, но очень высока вероятность того, что работать с агентом-плательщиком единого налога, до выяснения этих обстоятельств, будет невозможно. Однако для урегулирования этого вопроса предусмотрен переходной период до 1 апреля 2011 года.

В дальнейшем при переходе на общую систему налогообложения страховые компании должны будут принимая на работу агентов заключать с ним трудовые договора, и оплату их услуг относить на затраты страховой компании. Это единственный выход, считает Н.Гудыма.

"Вот почему для нас переходный период будет испытанием. Поэтому, чем меньше переходный период, тем для страхового рынка, это, безусловно, лучше", – отметила она.

По словам Н.Гудымы, положительным является и непрохождение через парламент нормы по работе финансового рынка только на бланках строгой отчетности.

"Это выносилось в зал на голосование и депутаты не подержали ее", – подчеркнула президент ЛСОУ.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version