Site icon Companion UA

Деньги диктуют моду

«Модные» деньги – красивые деньги. Но индустриальная модель моды весьма многофакторна. Сегодня в Украине все факторы вызрели и готовы к выгодному вложению в них.


Приятно осознавать, что массовая народная апатия в отношении собственного гардероба уже осталась в прошлом. С открытием торговых границ у населения нашей страны появилась широкая возможность выбора, а вместе с ней родилось и такое до недавнего времени «глубоко западное» понятие, как шопинг. Граждане Украины перестали одежду доставать – они начали одеваться. Готова ли наша модная индустрия принять участие в удовлетворении этой очевидно проявляющейся и активно развивающейся потребности?


В советское время легкая промышленность была одной из ведущих отраслей Украины. Сегодня от хорошо отстроенной инфраструктуры остались одни осколки. Однако еще и сейчас профессиональный уровень специалистов на отдельных швейных фабриках настолько высок, что позволяет выполнять заказы по отшиву массовыми партиями изделий за рубеж. Творческие разработки, лекала, ткани – их, мастерство – наше.


И это притом, что в стране в течение 9 лет ежегодно проходит Украинская неделя моды. Она призвана консолидировать всех, кто сегодня работает в дизайне, производстве и продаже модной одежды вокруг высокой идеи «Оденем украинцев в украинское – модное, качественное, современное». О том, насколько сегодня реализуема эта идея, мы говорим с учредителями и руководителями Украинской недели моды Владимиром Нечипоруком и Ириной Данилевской.


Могут ли украинцы купить украинское


Сегодня модная одежда украинских дизайнеров практически недоступна отечественному заинтересованному покупателю. На фоне хорошо развитой системы торговли почти не встретишь магазинов, где бы продавались вещи под украинскими брендами. В преобладающем большинстве собственники торговых точек предпочитают наполнять их безымянными товарами, имеющими один общий бренд «Made in не здесь» по цене, вызывающей вопросы: вначале об их себестоимости, а потом – происхождении.


Ирина Данилевская: «В каждом городе существуют магазины «Французская одежда», «Итальянская одежда», о путях появления вещей в которых не подозревает официальная таможня. Хозяйка магазина гордо съездила в Милан, купила в стоках какие-то итальянские товары (вполне возможно, что качественные) и, отыскав на границе лазейку «в два сантиметра», выставила на свой товар вполне конкурентные цены. Для потребителя это, конечно же, итальянская одежда по доступной цене. Однако качественная, модная и современная одежда украинских дизайнеров никогда не сможет выдержать ценовую конкуренцию с товарами, попавшими в торговлю таким путем».


Первая причина, по которой не развивается система торговли украинской марочной одеждой: в ней не нуждаются продавцы, имеющие товар европейского производства, завезенный в страну контрабандным путем и, вследствие этого – более конкурентный по цене. Устранение причины – наведение порядка на таможнях, в котором должно быть заинтересовано прежде всего государство. Продавцы, вынужденные наполнять свои торговые точки и лишенные контрабандного товара, будут вынуждены проявить больший интерес к товару отечественному, поскольку его ценовая конкурентоспособность мгновенно возрастет.


Где искать модный украинский бренд


Так происходит во всем цивилизованном мире: дизайнеры придумывают стили и отшивают коллекции. Затем языком подиумов объясняют свои замыслы и борются за умы и сердца покупателей и продавцов, а после этого в шоу-румах продавцы говорят о коммерции и формируют заказы.


Чтобы наполнить свои торговые точки одеждой, соответствующей тенденциям актуальной моды, представители магазинов модной одежды (байеры) должны посетить шоу-румы недель моды. В них выставляются коллекции, разработанные дизайнерами на каждый следующий сезон (осенью – на весенне-летний, весной – на осенне-зимний). А чтобы понять, как продавать эти коллекции и какой стиль рекомендовать своим покупателям, байеры должны посетить показы и впечатлиться грядущими модными тенденциями, прочувствовать замыслы дизайнеров. По словам Ирины Данилевской, на подиумах продается образ: «Если твой образ был убедительным, ярким, законченным и, кроме мировых тенденций, содержал некое дизайнерское Я, на следующий день после показа (или через пару дней) придут байеры, чтобы отдельно на кронштейне рассмотреть вещи – их качество, технологические и конструктивные достоинства».


На «Украинских Неделях Моды», организованных в соответствии с европейскими стандартами, есть место и для молодежи, и для именитых дизайнеров. Увидеть, что можно предложить украинскому покупателю, сегодня есть где.


Еще и сегодня профессиональный уровень на отдельных фабриках позволяет выполнять заказы по пошиву за рубеж.

Сложнее обстоит дело с работой в шоу-румах. И Байер, и дизайнер в одинаковой мере на этом этапе находятся в ситуации риска. Байеры стоят перед проблемой заказа партий одежды по цене, которая сегодня малоконкурентна в сравнении с завезенными товарами импортного производства. Дизайнер же, получая объем заказа, малорентабельный в масштабах массового производства, вынужден завышать цены. И у первого, и у второго не хватает оборотных денег, которые позволили бы заложить временную и финансовую дельту в работе на опережающий сезон. Вначале нужно вложить средства в октябре на весенне-летнюю коллекцию. А потом вновь в марте – на осеннее-зимнюю. От каждого вложения деньги будут получены примерно через 11 месяцев. Однако если процесс запускается как непрерывный – получение денег становится регулярным с полугодичным циклом. Для успешного разрешения рисковости коммерческих отношений «дизайнер – байер» отсутствует третье действующее лицо – «инвестор», заинтересованный в системном бизнесе под названием «Украинская мода».


Существует ли инвестиционная площадка под названием «Украинская мода»?


Сегодня в разрозненном виде существуют практически все составляющие для успешного развития украинской моды на уровне системного бизнеса. Наработан устойчивый механизм рождения и культивирования отечественного дизайнерского бренда.


Владимир Нечипорук: «Выстроена достаточно четкая творческая вертикаль. Есть конкурс молодых дизайнеров «Взгляд в будущее», который позволяет отсматривать таланты. Несколько лет существует дефиле «Нові імена» внутри «Украинской Недели Моды», появился проект Fresh Fashion. На этом пути отсеиваются слабые и происходит определенный естественный отбор – как с творческой точки зрения, так и с экономической. Кроме этого, есть сама Ukrainian Fashion Week, показывающая определенное количество дизайнеров, которые работают на достаточно высоком креативном, современном уровне и идут в ногу (а нередко и предвосхищают) с общими европейскими модными тенденциями».


Ирина Данилевская: «Верхняя часть айсберга появилась – есть что купить. Начиная именем дизайнера, и заканчивая самими «одежками» – коллекциями, регулярно представляемыми и конкурентными в дизайнерском смысле. Если же продолжить этот ряд, уже есть и бренды, которые можно покупать и развивать.


Существует ряд примеров успешного построения завершенной цепочки: «дизайнер – производство – торговая сеть», которые показали, что при условии достаточного финансирования и системной организации механизм способен работать и приносить прибыль. Один из самых ярких – несколько линий одежды и аксессуаров, а также своя, пусть и маленькая, сеть магазинов модного дома Victoria GRES».


Эти примеры можно рассматривать как экспериментальные, пилотные проекты, показывающие готовность модели к принятию операционных инвестиций.


Ирина Данилевская: «Очень хороший пример – Лилия Пустовит. Талантливый дизайнер, связав свое имя с торговой маркой инвестора, создал дизайнерский бренд NB Poustovit – на сегодня один из самых успешных украинских одежных брендов в стране».


Кроме этого, есть явно прочитываемая конъюнктура. По словам Ирины Данилевской, за последние 10 лет произошла эволюция от частных мастеров до дизайнеров одежды, светских персонажей, желанных гостей и героев телевизионных программ и глянцевых обложек. Мнением дизайнеров интересуются не только их клиенты, но и более широкие слои населения.


В производственном плане в Украине есть много фабрик, которые 15 лет жили по давальческой схеме, сохранив штат профессионалов, и уже умеют шить по европейским стандартам. Благодаря работе по такой схеме и энтузиазму руководителей, они имеют неплохое современное оборудование.


Ирина Данилевская: «Для этих фабрик нет только «зеленого свистка» заинтересованных инвесторов, которые придут и скажут: «Что ты шьешь? Шей нам на своей фабрике одежду, а ее дизайн (и имя!) пусть будет известного украинского модельера».


Чего недостает украинской индустрии моды?


Истинными диктаторами моды являются текстильщики. Еще за год до рождения коллекции они выставляют свои ткани на ярмарках, куда приезжают дизайнеры и, знакомясь с предложенным (довольно обширным) спектром тенденций, выбирают ткани, а потом разрабатывают коллекцию. В идеале выбранные ткани должны резервироваться дизайнером. Когда после показа, в условиях «тихого шоу-рума», коммерческая служба модного дома сформировала заказ, дизайнер должен быть готов выкупить зарезервированные ткани для его выполнения.


Сегодня идеальная ситуация не складывается. Порой дизайнер, не имея оборотных средств, не может вовремя зарезервировать ткани, и, даже вызвав коммерческий интерес к своей коллекции, может оказаться без ткани для его выполнения.


Примеры успешного сотрудничества дизайнеров с компаниями-поставщиками тканей говорят о решающей роли этого фактора. Два на сегодняшний день очень успешных украинских бренда – NB Poustovit и Nota Bene& Karavay – имеют в совладельцах компанию Nota Bene, являющуюся одной из самых давних и авторитетнейших поставщиков на рынке тканей. Дизайнеры могут быть спокойны, что заказ, сформированный в их шоу-румах, они смогут выполнить. Но это же сотрудничество дает новые возможности и тканевикам. Позитивный опыт работы с этими марками побудил их создать и показать еще одну коллекцию третьего модного бренда – NOTA BENE LUVI.


Тесное партнерство с еще одним поставщиком ткани дало возможность успешно развиваться и другому бренду – Golets by Dolcedonna, а также его более массовой «сестре» – торговой марке Dolcedonna.


Второе узкое место, задерживающее развитие индустрии, – отсутствие торговых сетей, работающих с украинскими модными марками. Если есть упоминавшиеся «Итальянская одежда» и «Французская одежда», то почему бы не быть «украинской одежде»? Сегодня одежда под марками украинских дизайнеров, представленная в мультибрендовых модных магазинах, вполне успешно составляет конкуренцию зарубежным маркам того же уровня, завезенным легальным путем (то есть имеющим реальные цены). И тем самым экспериментально доказывает, что если бы она была доступна покупателю, то продавалась бы.


Владимир Нечипорук: «Это еще одна инвестиционная площадка – создание бренда торговой сети для украинских модных марок. Сегодня работает, например, два таких магазина под маркой «Наша», четыре – под маркой HDG. Но этого очень мало».


После показа в условиях «тихого шоу-рума» коммерческая служба модного дома формирует заказ на тиражирование.

Показательным является пример успешного проекта – монобрендовая модная сеть буквально ворвавшейся на рынок марки Грегори Арбер. Изначально поняв, что главное – иметь сеть для продаж, первый свой магазин собственники марки наполняли силами маленького ателье. Но, постепенно увеличивая сеть, на сегодняшний день они уже имеют собственную фабрику, которая отшивает и снабжает сеть магазинов. Широко известная и сильная в настоящее время марка «Видиван» начиналась примерно в конце 1990-х с того, что все вещи отшивались в Великобритании, продаваясь в одном-единственном, но монобрендовом магазине. Сегодня у этой марки 40 таких магазинов по всей Украине, открытых на условиях франшизы, вещи для которых отшиваются в тысячных экземплярах. А это значит – они могут иметь высококонкурентную цену, что в свою очередь обеспечивает их продаваемость.


Владимир Нечипорук: «С работой по франчайзинговой системе в модной индустрии связана еще одна возможность для инвесторов. Вкладываясь в какую-либо сеть магазинов и гарантируя ее наполнение хорошими качественными товарами, вы как инвестор становитесь интересным для более нерешительных игроков. Для тех, кто хотел бы войти в этот бизнес, но предпочел бы это сделать под чьим-то крылом. В случае с «Видиван» конечный потребитель верит марке, а владелец магазина, открывшегося под этой маркой, верит своим партнерам и тому, что они будут производить прекрасную качественную коллекцию по довольно доступной цене».


Пора, мой друг, пора!


Позитивный опыт успешных украинских модных домов и марок говорит о том, что в украинской индустрии моды отсутствуют только один, связывающий компонент: последовательная работа по созданию системного бизнеса – регулярный менеджмент, маркетинг, планирование, логистика. И с какого бы элемента не начался такой бизнес (с создания сети продаж или с системы поддержки и развития кого-либо украинского модного бренда, с обеспечения современными тканями существующих украинских модных домов или с построения серьезной производственной площадки для реализации модных коллекций в розницу), комплексная работа так или иначе предполагает приход в индустрию серьезных бизнесменов, готовых зарабатывать деньги на моде.


Ирина Данилевская: «Дизайнер сегодня – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Мы же видим на успешных примерах, что инвестор, выстраивая правильную схему бизнеса, очень быстро начинает получать результат».


Владимир Нечипорук: «Наш призыв не к энтузиазму, а к здравому смыслу: если есть желание что-то купить, то посмотрите в эту сторону и пришлите своих аудиторов, маркетологов, аналитиков на фэшн-территорию. Еще есть возможность здесь стартовать одними из первых. Потому что сегодня это одна из немногих отраслей, где еще пока почти нет иностранных компаний. Но они приезжают – и голландцы, и американцы, и итальянцы – ездят на фабрики, присматриваются к брендам. На Броварской трикотажной фабрике уже сегодня часть трикотажных изделий заказывают модные дома из Италии. То же очень скоро может произойти и в других сегментах моды».

Exit mobile version