Site icon Companion UA

Энергетическая непостоянная

Украинские ТЭС, покрывая почти 40% спроса на электроэнергию, стремительно теряют производительность. Однако именно на них правительство настойчиво делает ставку в своих долгосрочных прогнозах.


Тепловые электростанции традиционно выполняли функцию одного из фундаментов национальной энергетики. Однако сегодня ситуация в этом сегменте становится все более напряженной. Оборудование тепловых станций, в большинстве своем введенное в эксплуатацию в еще 1970-е годы, физически и морально устарело. Почти 92% энергоблоков отработали расчетный ресурс, и из-за технических сбоев ТЭС ежегодно теряют миллионы долларов. Более того, при незначительной доле маневренных мощностей гидроэлектростанций, тепловой генерации приходится выполнять еще и функцию регулирования режима энергосистемы в часы суточных пиковых нагрузок. Вследствие этого оборудование еще больше изнашивается. И хотя доля тепловых станций в общем энергобалансе страны к 2030 г. постепенно снизится с нынешних 40,8 до 39,8%, им все равно отведено почетное второе место в рейтинге основных источников генерации электроэнергии в Украине.


Энергореформированное будущее


В развитых странах проблема сохранения тепловой энергетики решается просто: за счет инновационных технологий. Этот путь уже прошли и новобранцы ЕС из числа государств Центральной и Восточной Европы, которые еще на старте евроинтеграции начали модернизацию ТЭС. На сегодня внедрение передового оборудования и новейших методик переработки углеводородов позволит сократить потребление первичных энергоресурсов в 5-7 раз, следовательно – не только повысить эффективность работы станций, но и снизить выбросы в окружающую среду. Кроме того, за последние 10-15 лет европейцам удалось поднять КПД угольных энергоблоков с 35 до 45%. И ожидается, что дальнейшее совершенствование технологий позволит увеличить данный показатель еще на 10%. По оценкам World Energy Council, угольные паровые энергоблоки просуществуют до 2060 г. Это объясняется тем, что альтернативный «ядерный» вариант требует значительных капиталовложений: в общих затратах 70% составляет доля производственных инвестиций. По словам экономиста МЦПИ Ильдара Газизуллина, замена безнадежно устаревших энергоблоков на теплоэлектростанциях обойдется значительно дешевле, чем «поднятие» атомной электроэнергетики с полным ее циклом.


Повторить инновационный путь своих западных коллег, хотя и с некоторыми оговорками, намерена Украина. Так что главный акцент соответственно будет сделан на проведении технических мероприятий. Правда, оперативно заменить устаревшие агрегаты ТЭС современными аналогами невозможно по банальной причине – из-за недостатка государственного финансирования. Поэтому с целью сокращения расходов правительство разработало реабилитационную стратегию, предусматривающую списание простаивающих энергоблоков. Модернизации в первую очередь подлежат энергоблоки, работающие на угле. Как ожидается, «реанимированное» оборудование способно прослужить 10-15 лет.


По словам И. Газизуллина, ключевым элементом оптимизации национальной теплоэнергетики станет изменение структуры используемого топлива. Речь идет о минимизации затрат ТЭС за счет увеличения потребления собственного угля и сокращения сжигания импортируемого газа, ведь издержки при производстве электроэнергии растут синхронно с повышением цен на первичные энергоресурсы. Такая тактика вполне обоснована. Во-первых, ситуация с газовыми поставками в Украину становится все более непредсказуемой. При этом доля газа в ВВП Украины в 3-4 раза превышает аналогичный показатель западных государств. Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и высокий потенциал национальной угольной отрасли. Только балансовые запасы угля составляют 45 млрд. т. Разведанные запасы бурого угля как ценного сырья для тепловой энергетики – более 8 млрд. т. Прогнозируется, что к 2030 г. ежегодное потребление угля тепловыми электростанциями будет увеличено до 63 млн. т. Учитывая указанные факты, прогнозируется, что замена газа углем на ТЭС будет проходить ускоренными темпами. К 2030 г. правительство намерено увеличить долю угля почти в 1,5 раза, сократив потребление газа почти вдвое.


Финансовый ребус


В плане поиска источников финансирования теплоэнергетики, как оказалось, также все продумано и прописано. Согласно энергетической стратегии Украины частично это планируется делать за счет прибыли энергокомпаний, частично – за счет кредитов. И все же основным источником поступления средств на модернизацию отрасли называется наращивание экспорта электроэнергии. До сих пор главными его потребителями оставались Венгрия, Словакия, Польша и Молдова. Однако уже в ближайшее время экспортная география может расшириться, учитывая возросший спрос на электроэнергию в других странах Европы. Основным условием увеличения экспорта является согласованность работы украинских и европейских энергосистем. Сегодня энергоблоки работающих на экспорт Бурштынской и Добротвирской ТЭС полностью отсоединены от украинской энергосистемы, поэтому и неподвластны колебаниям частоты в ней. «Бурштынский энергоостров» работает в параллельном режиме с европейской энергосистемой UCTE, в которой, как предполагается, в ближайшем будущем будет работать вся отечественная энергосистема.


Впрочем, рассчитывать на привлечение инвестиций можно будет после того, как оптовый рынок электроэнергии Украины станет эффективным механизмом для формирования конкурентной среды. На это, в частности, нацелена Концепция развития оптового рынка электроэнергии, утвержденная еще в 2002 г. Документ предусматривает постепенный переход к модели двусторонних контактов, когда покупатель может сам выбирать, у кого ему выгоднее приобретать электроэнергию. Также планируется создать энергетическую биржу, где будет формироваться рыночная цена и продаваться около 2-3% общего объема электроэнергии.

Exit mobile version