Site icon Companion UA

Эпоха высоких цен

Для борьбы с высокой инфляцией в 2007 г. у правительства и НБУ эффективных инструментов нет. Поэтому рассчитывать на реальное удешевление финансовых ресурсов внутри страны бизнесу не стоит.


Хотя инфляция и считается монетарным феноменом, главные ее возбудители в текущем году будут находиться далеко за пределами прямой досягаемости регулирующей руки Национального банка. Впрочем, в ряде случаев мало что будет зависеть и от правительства. Поэтому предпринимателям необходимо изначально настраиваться на продолжение работы в условиях относительно высокой инфляции. Утешением может служить только то, что курс гривни не будет подвержен существенным колебаниям.


Многостороннее давление


Озвученный еще в августе прошлого года официальный прогноз инфляции на 2007 г., который предполагает рост потребительских цен на 7,5%, уже даже чиновниками Минэкономики воспринимается скептически. «Цифра 7,5% инфляции, мягко говоря, тяжеловата для ее достижения. Но это цель», – заявил директор департамента экономической стратегии Министерства экономики Вадим Пищейко. При этом он отметил, что наиболее инфляционными в текущем году (как ожидается) будут I и IV кварталы.


Что касается прогнозов независимых экспертов, то сейчас среди них уже нет оптимистов, которые прогнозировали бы на 2007 г. показатель роста потребительских цен ниже 10%. Тому есть вполне объективные предпосылки, главная из которых – повышение цен на газ.


Во-первых, повышение цен на газ – ключевая причина роста регулируемых государством цен и тарифов, в частности, на жилищно-коммунальные услуги. Причем эксперты не исключают, что в этом году страну ожидает еще одна волна повышения тарифов.


Во-вторых, газ непосредственно влияет на цены производителей промышленной продукции. А цены производителей с лагом приблизительно в полгода находят свое отображение и в ценах на потребительском рынке. И если учесть тот факт, что оптовые цены начали стремительно расти еще во втором полугодии 2006 г., то их влияние на потребительском рынке может проявиться уже в первые месяцы текущего года.


Впрочем, в 2007 г. и без газа инфляционных рисков будет достаточно много. В 2006 г. темпы инфляции в значительной мере сдерживались за счет введенных Россией ограничений на импорт из Украины мясомолочной продукции. Это увеличивало предложение данной группы товаров на внутреннем рынке и тем самым позитивно отражалось на ценах. Если в 2007 г. экспорт мяса и молока в Россию возобновится в прежних объемах, то эффект для внутренних цен на эту продукцию может оказаться обратным.


Эксперты также советуют не забывать и о фискальных рисках. Хотя бюджет-2007 и менее социален, чем бюджет-2006, в нем заложено достаточно много расходов, так или иначе связанных с денежными выплатами гражданам. Кроме того, значительные инфляционные риски заложены в источниках покрытия бюджетного дефицита, где главная роль отведена поступлениям от приватизации. Если правительству действительно удастся привлечь запланированную сумму, то нет сомнений, что значительная ее часть будет связана с поступлением капитала из-за границы. А раз так, то в экономику дополнительно вольется солидная сумма средств, которая не будет иметь товарного покрытия, и начнет определенным образом давить на цены. К тому же все сверхнормативные поступления от приватизации (если таковые, конечно, будут) планируется направить не на развитие производства, а на «проедание» в виде увеличения заработной платы.


Если же правительству не удастся продать государственной собственности на предусмотренную сумму, то дефицит бюджета скорее всего покроется за счет дополнительных займов на внешних рынках. А поскольку средства от них будут использованы на внутреннем рынке, последствия для цен ожидаются те же, что и в случае с приватизацией.


Правительство в позе страуса


Когда речь заходит об инфляционном сдерживании, главным действующим лицом принято считать Национальный банк: обеспечение стабильности нацвалюты является его главной конституционной функцией. Между тем в сфере ответственности за стабильные цены в нашей стране до сих пор царит настоящий хаос. Так, согласно Закону Украины «О Национальном банке Украины» (ст. 6), НБУ содействует ценовой стабильности только «в рамках своих полномочий». Чтобы определить, насколько широки рамки этих полномочий и где в игру должно уже вступать правительство, еще более года назад планировалось заключить меморандум между правительством и НБУ, в котором были бы четко распределены сферы ответственности за соблюдение ценовой стабильности. Однако данный документ в силу разных причин так и не был подписан. Скорее всего он не будет подписан и в 2007 г., поскольку вряд ли при описанных выше раскладах правительство захочет брать на себя дополнительную ответственность. Кабмин может, конечно, некоторое время сдерживать регулируемые им цены административными методами, но такие его действия не дадут долгосрочного эффекта.


С другой стороны, снизить риски, которые лежат в фискальной сфере, правительству вполне под силу. К примеру, описанные выше риски, связанные с покрытием бюджетного дефицита, в значительной мере можно было бы уменьшить за счет переориентации с внешних источников финансирования на внутренние – на размещение внутренних займов с ограниченным участием в этом процессе инвесторов-нерезидентов. Но для реализации данной идеи правительству необходимо повысить доходность облигаций внутреннего госзайма. Иначе эти бумаги не будут вызывать интерес у широкого круга внутренних инвесторов. Правда, в Минфине говорят, что это дополнительные расходы для бюджета. При этом, как отмечают эксперты, чиновники почему-то не хотят согласиться с тем, что за счет этих дополнительных расходов в выигрыше от более низкой инфляции окажется вся экономика.


В целом до сегодняшнего дня ни один из правительственных чиновников не сказал, какие меры планируется предпринимать для снижения инфляционных рисков. Конечно, исходя из официального инфляционного прогноза (7,5%) эти меры вроде как и не нужны. Но такая «страусиная» позиция правительства вряд ли может быть уместной в данной ситуации.


НБУ: без резких движений


Возможные действия НБУ, ориентированные на снижения инфляционных рисков, в неменьшей степени интересуют бизнес, ведь его политика оказывает прямое влияние на стоимость ресурсов на внутреннем финансовом рынке. Первые лица центробанка по ставшей уже нехорошей традиции публично пока не комментировали данную тему. Но у экспертов есть все основания полагать, что особых изменений в денежно-кредитной политике не произойдет. Дело в том, что монетарными методами невозможно нивелировать шоки, вызванные повышением цены на газ. Единственное, чего можно этим добиться, так это ухудшения монетарных условий для функционирования экономики, что, разумеется, ни в планы Кабмина, ни Нацбанка не входит. Большинство экспертов полагают, что НБУ будет продолжать политику, аналогичную прошлогодней. Суть ее заключается в предоставлении банкам достаточного объема ликвидности для того, чтобы они имели возможность оказывать кредитную поддержку процессам экономического развития.


Безусловно, в зависимости от ситуации нельзя исключать со стороны НБУ и определенных рестрикционных (ограничительных) действий, однако они скорее всего будут иметь локальный характер. По всей видимости, они будут направлены на нивелирование временных конъюнктурных перекосов в спросе и предложении на денежном рынке. Таких, например, которые могут возникнуть в начале года после традиционно больших правительственных расходов в конце предыдущего.


Еще одним вкладом НБУ в борьбу с инфляцией может стать поддержание стабильности курса гривни к доллару. Курсовые изменения в 2007 г. если и будут, то самые минимальные. Потому как девальвация национальной валюты будет вносить дополнительную лепту в раскручивание инфляции. Впрочем, на ревальвацию Нацбанк также не пойдет. Во-первых, для этого не предвидится экономических причин, поскольку ожидается сохранение отрицательного внешнеторгового сальдо. Во-вторых, даже если платежный баланс будет позволять укрепить гривню, ревальвации воспротивятся крупные предприятия-экспортеры. (Напомним, что в самом начале своего возвращения к власти отдельные представители Партии регионов заявляли свое недовольство слишком завышенным, на их взгляд, курсом гривни к доллару.)


От Нацбанка можно ожидать некоторого закручивания гаек в вопросе ограничения валютного кредитования, особенно физических лиц, не имеющих постоянных валютных доходов. Несмотря на негативную реакцию на такие намерения регулятора со стороны экономических агентов (что не удивительно, ведь ставки по валютным кредитам меньше, чем по гривневым), бум валютного кредитования накапливает системные валютные риски (в случае реализации они могут иметь значительные негативные последствия), содействует повышению долларизации экономики и в целом делает денежно-кредитный рынок менее управляемым.


Если такие ограничения будут введены, то спрос на гривневые кредиты повысится. В совокупности с имеющимися инфляционными рисками это затормозит наблюдавшуюся в последние годы тенденцию к снижению ставок по кредитам в национальной валюте. Более того, при определенных раскладах кредитные ставки в 2007 г. могут даже возрасти. Хотя этот рост, вероятно, будет не столь существенным по сравнению с тем, который мог бы возникнуть в случае проведения целенаправленной рестрикционной монетарной политики. Однако предпринимателям, планирующим в текущем году осуществить привлечение средств за счет банковских кредитов, особо тянуть с реализацией этих планов банкиры не рекомендуют.

Exit mobile version