В 2007 году наиболее быстро будут расти расходы на немедийную рекламу, но до абсолютного лидерства им пока далеко.
Недавно анализ отечественного рекламного рынка обнародовали две структуры – Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) и компания Cortex, аналитическое подразделение холдинга Publicis Group Media. Причем вторая рискнула дать не только годовой, но и долгосрочный прогноз на 10 лет.
Так, по данным Cortex, в 2007 г. объем вложений в рекламу в Украине составит не менее $1,5 млрд. (миллиардный рубеж мы перешагнули в прошлом году). Прирост составит 28%. ВРК приводит похожие цифры – $1,7 млрд. Реальный результат будет зависеть в первую очередь от того, насколько стабильно развивается отечественная экономика.
Круговорот в рекламной природе
Ожидается, что более агрессивными станут производители FMСG (товаров широкого потребления). Они и ранее были довольно активны, но вступление Украины в ВТО обострит конкуренцию и повлечет увеличение бюджетов на продвижение марок. Кроме того, согласно прогнозам в 2007-2008 гг. личное потребление домохозяйств будет расти на 10-15% ежегодно. В 2009 г. темпы роста снизятся до 8%.
Если разделить рекламный рынок на медийный и немедийный, первый традиционно имеет больший вес, но второй развивается более динамично. Подобный путь перераспределения средств по каналам коммуникаций проходят все страны. Согласно прогнозу Cortex, в 2007 г. объемы затрат рекламодателей в сегментах BTL и trade-promotion (стимулирование участников канала сбыта) вырастут примерно на 60%, при этом прирост в сегменте sales promotion (стимулирование покупки конечным потребителем) составит 17%.
Стоимость немедийных каналов также возрастет. Во-первых, ими все больше интересуются новые рекламодатели, особенно обладатели небольших бюджетов. Во-вторых, крупные игроки будут стараться использовать максимальное число каналов общения с потребителями.
Под знаком медиа
Главным медиаканалом в ближайшее время останется телевидение. Но его вес будет постепенно уменьшаться (в 2007 г. он не превысит 30-35%), а также снизятся темпы роста цен на эфирное время.
В сегмент медиаканалов ВРК перенесла и спонсорство телетрансляций (речь идет о логотипах, спонсорских заставках и роликах). Ранее этот вид рекламы приписывали немедийным каналам. Но сами рекламодатели стали относить затраты на спонсорство к бюджетам на телерекламу. Да и телеканалы рассматривают его как возможность варьировать ресурсом рекламного времени.
На рынке же наружной рекламы ожидаются существенные изменения, а именно: переход от количественного роста к качественному. Крупные операторы станут активно использовать новые технологии в дополнение к стандартным носителям рекламы (билбордам, ситилайтам и др.) появится так называемая уличная мебель (подробнее об этом см. «&» №51-52, 2006).
В прошлом году быстро развивался сегмент рекламы на транспорте. Поэтому аналитики посчитали, что пришло время оценить этот вид отдельно. В 2007 г. вложения в данном сегменте составят около $30,5 млн. (+ 22%).
Рост ВВП задает темп Олег Попенко, генеральный директор Publicis Groupe Ukraine: «Впервые создавая долгосрочный прогноз рекламного рынка, мы отталкивались от данных роста экономики страны, предоставленных Международным центром перспективных исследований. Так, рост экономики в 2006-2008 гг. должен быть на уровне 5%, а с 2009 г. – около 4%. В этих условиях темпы роста рынка рекламы в Украине останутся одними из самых высоких в Европе и будут достигать 20-25% в 2008-2011 гг. Мы ожидаем, что в 2011 г. расходы на медийную рекламу (вместе с политической) составят $2,1 млрд., на немедийную – около $1,5 млрд.».