Растущая сложность производства и изменение предпочтений потребителей открывают перед бизнесом новое поле для прорывов, одновременно повышая цену ошибки.
Как показывают современные исследования, топ-менеджеры ведущих компаний мира, независимо от отрасли, в которой они работают, считают инновации необходимым фактором достижения успеха. «В современных компаниях 70-80% работы делается с помощью интеллекта людей. Основное средство производства – скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг», – отмечают Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале. Однако одной лишь направленности на инновации сегодня недостаточно, акценты постепенно начинают смещаться на конкретные продуктовые и организационно-управленческие решения. Сегодня центральным вопросом уже не является то, каким образом компании могут отыскать прорывную идею, главной задачей становится отбор и управление самыми перспективными с целью получить наибольшую маржу от их коммерциализации. Это приводит к тому, что в наиболее прогрессивных организациях руководители становятся «инновационными чемпионами», передавая подчиненным свое видение, стратегию, культуру. В свою очередь это требует определенной перестройки организационной структуры, создания так называемой информационной трубы от подчиненных к руководителю и наоборот. Ведь, как отметил гуру менеджмента Клейтон Кристенсен в статье Where Does the Competitive Advantage Lie?, «очень часто в организационных процессах компании перспективная прорывная идея используется не по назначению, в то время как гораздо более слабая идея выдвигается вперед».
Но вернемся к прорывным идеям. «Пока мы привязаны к существующей идее, – стараемся выжать из нее все возможное», – говорит Люк де Брабандер в книге «Забытая сторона перемен». Однако прорывные идеи рождаются тогда, когда мы выходим за рамки привычных представлений. Когда производитель шампанского торгует удовольствием, владелец гостиницы понимает, что путешественник может быть его клиентом, даже если он не останавливался там ни на одну ночь, в то время как изготовитель машин продает мобильность, а традиционная индустрия предлагает не только продукт, но и информацию, которая ему сопутствует. Вроде бы все ясно и просто, но почему тогда прорывы достаются такой же дорогой ценой, как и ранее?
Специалисты из компании МcKinsey считают, что причиной этому может быть растущая неопределенность в отношении потребителя. Он со своими привычками, вкусами и предпочтениями меняется с неимоверной быстротой. Это осложняет жизнь производителям, ведь им теперь сложнее поддерживать лояльность, а в распоряжении у потребителя есть вся необходимая информация, ведь товар должен соответствовать практически всем требованиям пирамиды потребностей, а загнать потребителя в четкие и определенные рамки становится все сложнее. Такая ситуация приводит к тому, что инновационный корпоративный механизм под влиянием рыночных сил вынужден эволюционировать в более совершенные формы, а люди, управляющие им, должны держать нос по ветру, предугадывая, в какой плоскости могут лежать следующие прорывные идеи.
Методика исследования Третий год подряд «&» публикует проект «Прорывные идеи года». Как и прежде, редакция внимательно наблюдала за событиями в деловом мире Украины, отбирая и анализируя самые передовые и инновационные решения, которые инициировали участники отечественного рынка. Прорывные идеи – это яркие и стратегические решения. Будучи воплощенными в жизнь в 2006 г., они оказали или окажут наибольшее влияние на формирование новых тенденций в отдельных отраслях и на рынке в целом. Прорывные идеи – это: В прошлом году исследование проводилось в два этапа. На первом было опрошено 50 экспертов, работающих в различных сферах экономики и бизнеса. На основе полученных ответов составлен список из 36 прорывных идей, которые, по мнению респондентов и редакции, наиболее повлияли на конкретные компании, мышление рынка и страны в целом. На втором этапе – редакционным советом журнала «&» была отобрана десятка наиболее значимых идей.
• идеи, ставшие популярными и повлиявшие на мышление всего рынка;
• идеи, являющиеся основой нестандартного решения любой бизнес-проблемы;
• идеи, демонстрирующие новый подход к решению традиционных бизнес-задач;
• идеи, послужившие толчком или подсказкой разработки новых направлений в бизнесе.