Site icon Companion UA

От нефти к информации

Эпоха нефти не закончится. Может закончиться эпоха беспокойства о ней.


Шейх Ямани, бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, основатель ОПЕК, когда-то сказал: «Каменный век закончился не из-за нехватки камней. И нефтяной век закончится, но не из-за нехватки нефти». Люди перестали использовать камни, потому что бронза и железо были лучшими материалами. Но действительно ли мы перестанем использовать нефть, когда другие энерготехнологии подобным образом обеспечат большие преимущества?


Угроза истощения скудных мировых энергоресурсов оказывала сильное влияние на народное мышление, начиная с нефтяных потрясений 1970-х гг. В настоящее время нефть является наиболее важным и ценным предметом потребления в обращении в международном масштабе и ее значение для нашей цивилизации подчеркивается периодическим беспокойством о том, что ее запасы иссякают. Однако статистические оценки ее истощения скрывают гораздо больше, чем показывают. Типичное месторождение нефти отдает только 20% запаса, около 63% остается в недрах земли даже при использовании самых передовых технологий.


Потребление энергии на душу населения уменьшается благодаря более рациональному использованию. Так, топливная экономичность автотранспорта за последние три десятилетия увеличилась на 60%, в то время как общее богатство, произведенное на единицу энергии, в течение такого же периода удвоилось.


Но тогда как цены на металлы упали, на нефть они достигают рекордно высоких уровней. Причина проста: использование металлов заменили многими альтернативами, но в большинстве случаев нефтепродукты необходимы в качестве затрат на производство, а многолетние попытки разработать достаточное количество альтернативных источников энергии не принесли большого успеха.


Так что если заменители нефти не являются легкодоступными, современные общества должны сосредоточиться на источниках спроса, большинство которых относится к транспортному сектору. Действительно, более 80% потребления произведенной нефтью энергии используется для перевозки пассажиров пригородным транспортом.


Неужели все это потребление нефти действительно необходимо?


При растущем вкладе услуг в мировой ВВП пришло время переоценить необходимость ездить на работу. Работники сферы услуг ежедневно добираются на работу только для того, чтобы быть в среде, которая не испытывает в них никакой экономической необходимости, поскольку они гораздо больше способствуют информационному обмену, чем обмену реальными товарами. Неужели действительно необходимо собирать вместе столько людей для небольшой прибыли такой высокой ценой?


Цены не только в смысле использования природных ресурсов, которые необходимо сохранить и передать будущим поколениям. Увеличение количества времени, потраченного на ежедневные поездки в транспорте, является бременем, которое лежит как на национальной производительности, так и на качестве жизни в современных городах.


В воздушном пассажирском транспорте преобладают деловые поездки. Но, учитывая высокоскоростные возможности передачи данных в современных телекоммуникациях, теперь можно значительно сократить деловые поездки. В то время как феномен аутсорсинга снижает потребность в миграции рабочей силы, внутреннюю миграцию можно ограничить еще больше с использованием домашних офисов, что в конечном счете снизит нагрузку на недвижимое имущество, сети общественного транспорта, дороги и аэропорты. В самом деле поездки людей вообще должны все больше ограничиваться туризмом и отдыхом.


У нас теперь есть технологическая инфраструктура для того, чтобы передать работникам большую часть информации, имеющую отношение к работе, в то же время позволяя им сотрудничать более тесно. Для этого необходимо изменить образ жизни, и правительства должны начать убеждать сотрудников и рабочих принять этот образ жизни.

Exit mobile version