Пока украинские турфирмы с опаской оглядываются по сторонам, зарубежные игроки уверенно босновываются в перспективной нише медицинского туризма Украины.
Число людей, желающих совместить отдых и лечение, стремительно растет. Как следствие, в последние годы это привело к настоящему буму в относительно новом сегменте туристического рынка – медицинском туризме.
Суть бизнеса в организации целенаправленных поездок для получения лечебных, профилактических или реабилитационных услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Основной катализатор бизнеса – серьезная разница в расценках на медобслуживание (в 2-5 раз), равно как и в скорости получения услуг, между развитыми странами и «медицинскими мекками». Скажем, наиболее популярная из них, Азия, ежегодно принимает более 1,3 млн. медтуристов. А объем рынка лечебного туризма в регионе согласно прогнозам к 2012 году увеличится в 6 раз (до $4,4 млрд.).
Дебютный рынок
По мнению опрошенных «&» экспертов, зарубежные операторы медтуризма идут в Украину как минимум по двум причинам.
Первая причина – увеличение в стране спроса на услуги по лечению за рубежом. Украинцы, доходы которых растут, все больше подпадают под влияние модных тенденций. По оценкам самих операторов, поток наших медицинских туристов за последние три года возрос вчетверо – до 480 тыс. человек. «Ежемесячно на диагностику в Турцию мы отправляем 10-15 человек, для общего оздоровления – 25-30, а для проведения онкологических и кардиологических операций – 3», – рассказывает Оксана Луценко, учредитель департамента медицинского туризма «МедВояж».
Целевой аудиторией международного медицинского консалтинга являются представители среднего и крупного бизнеса, чиновники и дипломаты. Они уже готовы заплатить за полноценное и оперативное медобслуживание «золотого стандарта»: у нас клиник соответствующего сервиса не так много, как того требует рынок. «К тому же иностранным специалистам украинцы доверяют больше, – отмечает директор «Медассист-Украина» Людмила Цуканова. – Чаще всего за рубеж отправляются кардинально улучшить внешность, родить ребенка, произвести операцию или же просто оздоровиться. Кроме того, наши соотечественники стали ездить за рубеж ради визита к стоматологу и массажисту».
В целом Западная Европа пока занимает первое место в рейтинге наиболее популярных пунктов медицинского назначения. «Как россиян, так и украинцев туда влечет бережное отношение к пациенту со стороны персонала и докторов, – говорит генеральный директор российского туристического холдинга ATM-group Александр Курмачев. – Больной почти физически ощущает, что в Европе возможности медицины действительно безграничны. Принимается во внимание и научная репутация медучреждения, а также результаты его работы в проблемной для клиента области».
Нельзя сбрасывать со счетов и финансовую сторону. Иностранцев, которые приезжают сюда лечиться, устраивает не только конфиденциальность лечения, высокое качество услуг по отдельным направлениям, но и конкурентная цена. По прогнозам отраслевых экспертов, еще как минимум 5-6 лет до вступления в ЕС цены у нас будут однозначно ниже, чем на аналогичные услуги в любой другой европейской стране. Как итог – медицинский туризм в Украине в ближайшие 2-3 года станет на путь стремительного роста. Однако оценивать (или же раскрывать) реальный объем этого сегмента операторы пока не берутся.
Бонусы зарубежной закалки
Именно поэтому ниша медицинского туризма является лакомым кусочком. В ближайшее время количество специализированных фирм возрастет минимум в 7-8 раз. И если сейчас операторы рынка практически не пересекаются в предлагаемых услугах, то новые игроки неминуемо разожгут конкуренцию.
Как полагают эксперты, вероятнее всего, стоит ожидать притока нового иностранного капитала. Отечественные компании пока занимают выжидательную позицию, не имея достаточного опыта работы в этом сегменте, из-за нехватки сноровки и боязни проиграть уже закрепившимся на рынке игрокам.
Чтобы преуспеть в данном бизнесе, недостаточно поддерживать в рабочем состоянии сайт компании, говорят операторы. Необходима кропотливая работа с кадрами, организация ознакомительных поездок сотрудников по курортам и отелям. Важно наладить контакты с врачами: их помощь незаменима при работе с медицинской документацией. К тому же много работы приходится делать «в стол», ведь заранее определить стоимость лечения по каждому конкретному диагнозу невозможно. «Нередко бывает так, что мы работаем над запросом клиента в течение недели или больше, а предполагаемая стоимость оказывается несопоставимой с его возможностями. Порой нас пытаются использовать как справочную службу», – признается Л. Цуканова.