Site icon Companion UA

Между небом и землей

На рынке авиаперевозок иностранные игроки в массовом порядке переходят на использование электронных билетов. Украинцам нужно поторопиться, чтобы не остаться «за крылом».


Переход крупных иностранных перевозчиков к использованию электронных авиабилетов находится на стадии завершения. В конце 2007 г. бумажный билет должен безвозвратно уйти в прошлое авиационной отрасли. Но в среде украинских компаний-авиаперевозчиков и агентов по продаже билетов электронный тикетинг (продажа билетов) до сих пор редкость.


Решение о повсеместном внедрении электронного билета руководители западных авиакомпаний приняли еще в 2004 г. Произошло это на ежегодном общем собрании IATA (Международной ассоциации авиаперевозчиков). Тогда же были утверждены сроки полного отказа от бумажных авиабилетов – конец 2007 г.


На европейском рынке переход к новым технологиям идет по плану. Уже более 60% продаж приходятся на безбумажный билет. В Украине этот показатель едва ли достигает 20%, да и то львиную долю продаж обеспечивают иностранные авиаперевозчики.


Национальные авиакомпании и агентства по продаже билетов оказались в сложной ситуации. С одной стороны, IATA практически вынуждает их переходить на электронную форму сопровождения путешествий, с другой – в отечественном законодательстве отсутствует сам термин «электронный билет», и даже распечатанная электронная документация фактически является незаконной.


Крупные национальные авиакомпании пока официально не переходят к продаже электронных билетов на территории страны, хотя технологически к этому готовы.


Вопросы нужно решать вовремя


Вопрос легализации электронного билета должен решаться задолго до осуществления первых продаж по новой схеме. В первую очередь компаниям необходимо присоединиться к системе BSP (электронная система взаиморасчетов авиакомпаний и агентств).


BSP появилась на Западе еще в 1974 г., и для ее совершенствования объединились 390 авиакомпаний из разных стран, которые финансировали развитие общей системы. Цель автоматизации взаиморасчетов – сделать их более прозрачными. Координирует внедрение BSP организация IATA.


Вмешательства в коммерческую политику авиакомпаний и агентств BSP не предусматривает. «Работа в данной системе делает агентов более дисциплинированными, особенно в финансовой отчетности. После присоединения к BSP агенту будет сложнее нарушить правила авиакомпании, чем при ручной работе с потоком бумажных билетов», – поясняет Сергей Кравченко, заместитель генерального директора по продажам и управлению доходами компании «АэроСвит».


Только после присоединения к системе BSP агент может начинать оформление электронного билета, потому что система центрального тикетинга, необходимая для этого, существует только в BSP.


С запросом о разработке бизнес-плана по внедрению в Украине BSP авиакомпании обратились к IATA в 2002 г. Его утвердили в конце 2004 г. С одной стороны, IATA ведет процесс внедрения системы в Украине согласно данному плану, с другой, учитывая то, что государство не принимало участия ни на одном из этапов, связанных с созданием и функционированием системы BSP, легализировать ее инструментарий не было возможности. Таким образом, первый электронный билет в Украине был продан только в декабре 2005 г., да и то одной из иностранных авиакомпаний. В данном случае они руководствуются в первую очередь межправительственными соглашениями и мало подвержены воздействию украинского законодательства.


Инвестиции – в экономию


Разработка BSP финансируется исключительно самими участниками рынка. Принцип распределения расходов между авиакомпаниями стандартный. Украина в этом случае не исключение.


Другое дело, что у отечественной авиации и без внедрения электронного билета на сегодня достаточно статей расходов. Очень остро, к примеру, стоит вопрос обновления самолетного парка на внутренних рейсах, да и авиатопливо постоянно растет в цене. Компенсировать затраты за счет увеличения стоимости билетов не дает усиливающаяся конкуренция, а дополнительные расходы на внедрение электронного билета и системы BSP для авиаперевозчиков только усугубляют ситуацию.


По словам С. Кравченко, для компании такого масштаба, как «АэроСвит», ежегодные вложения в систему электронного тикетинга исчисляются сотнями тысяч долларов (значительные затраты необходимы на покупку и отладку технической платформы, предоставляемой компанией «Амадеус», которая работает в Украине). Не говоря уже о том, что нужен ресурс и готовность к изменению процедур работы, обучению и др. Препятствием также является технологическая неготовность региональных аэропортов к работе с электронной системой. Обычно расходы по наземным работам ложатся на национальных авиаперевозчиков. Например, «АэроСвит» на сегодняшний день инвестировал более $100 тыс. в проекты наземного обслуживания.


Тем не менее, если после внедрения BSP Украина все же перейдет к электронному билету, свою выгоду участники рынка получат. По подсчетам IATA, полный цикл обработки одного электронного билета обходится перевозчикам в среднем на $10 дешевле бумажного аналога. Для крупнейших национальных авиакомпаний (МАУ и «АэроСвит») при полном переходе на продажи электронного билета ежегодная экономия составит $12 млн. В свою очередь агенты, работая с BSP и электронным тикетингом, значительно снижают затраты на доставку авиабилетов. Потенциально отпадает также необходимость держать в агентстве дорогие бланки билетов и постоянно следить за их наличием. Детали перелета и уникальный номер билета печатаются на едином универсальном бланке перевозчика.


В погоне за миром


Такие иностранные участники рынка, как KLM, British Airways и Lufthansa, уже в январе 2007 г. планируют прекратить выпуск бумажных билетов на территории Украины. Крупные отечественные авиакомпании – МАУ, «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа» – технологически готовы к переходу на электронный билет, и некоторые даже работают с ним за рубежом. Дело осталось за «малым» – законодательные акты Украины должны позволить украинским авиакомпаниям и агентам использовать электронный билет в качестве перевозочной документации у нас в стране. «До того как внедрять систему, авиаперевозчики и представительство IATA должны были проверить соответствие украинского законодательства, а также обратиться в соответствующие органы за разъяснениями», – отмечает Валерия Луйк, директор компании Sky Travel HRG Ukraine.


Если до конца 2007 г. электронный билет в Украине не будет внесен в нормативные акты как легальная перевозочная документация, отечественных перевозчиков ждут сложности. Без законной возможности продавать электронные билеты авиакомпании не смогут осуществлять международные рейсы, кроме того, они могут остаться без партнеров в других странах. Пострадает и туристический бизнес.


«Авиационная индустрия страны не может существовать в изоляции, она просто умрет. Учитывая то, что к BSP Украина уже в общем-то присоединилась, я думаю, что процесс перехода к электронному билету не остановить. Это общемировая тенденция, нужно только успевать за технологическим прогрессом. Будет очень печально, если неизбежное его продвижение осложнится законодательными пробелами», – говорит Алексей Муровцев, генеральный директор «Амадеус Украина».


Как отмечают эксперты, до конца 2007 г. украинский рынок (авиакомпании и агентства) может не успеть полностью перейти на электронный тикетинг. За бортом, вернее, «за крылом» останется 5-10% компаний.


С 1 января по инициативе «IATA Украина» и ряда авиакомпаний «Амадеус» установил опцию выпуска электронного билета по умолчанию для всех авиакомпаний-участниц BSP в Украине. Для тех же, кто использует бумажную версию, необходимо будет менять опции вручную.

Exit mobile version