Глобальные тенденции на международном рынке IPO 2006 года открывают новые возможности для инвесторов и компаний, планирующих публичные размещения.
2006 году резко возросли объемы первичных размещений акций на открытом рынке. Как следствие, хотя общее число IPO по сравнению с прошлым годом практически не изменилось, суммарные объемы привлеченного в ходе публичных размещений капитала существенно увеличились, достигнув нового рекордного показателя.
Глобализация рынков капитала продолжается
По данным отчета Ernst&Young, с января по ноябрь 2006 г. в ходе 1559 сделок IPO было привлечено $227 млрд., что намного выше, чем за весь 2005 г. ($167 млрд.). Как и в позапрошлом году, основным фактором роста стали крупные сделки. Но если в 2005 г. лишь первые пять крупнейших размещений были объемом свыше $2 млрд., то в прошлом году таковых набралось десяток. В результате в ходе ТОП-10 IPO 2006 г. было привлечено почти $65 млрд., тогда как годом ранее – всего $35,4 млрд. Существенная разница обусловлена еще и тем, что в прошлом году состоялось самое масштабное размещение в рамках IPO. Им стал листинг на Гонконгской фондовой бирже (HKSE) Industrial&Commercial Bank of China, в ходе которого удалось привлечь почти $22 млрд. Таким образом, более чем вдвое был побит рекорд самого крупного IPO, установленного в 2005 г. China Construction Bank. «В 2006 г. глобализация рынков капитала продолжилась, – считает Грегори Эриксен, вице-президент Ernst&Young Global по вопросам развития стратегических рынков. – Мы наблюдали рост количества международных размещений и ужесточение конкуренции между биржами, что создает невиданные прежде возможности как для инвесторов, так и для компаний, намеревающихся выйти на открытый рынок».
Обострившаяся конкуренция между биржами по привлечению эмитентов также свидетельствует о популярности IPO как метода финансирования. Росту этого рынка, по мнению некоторых экспертов, также способствовал и тот факт, что в прошлом году в результате роста процентных ставок произошло ухудшение глобальной ликвидности и снижение доступности дешевого капитала. В результате многие корпорации, которым доступность больших объемов капитала по традиционно низким процентным ставкам в предыдущие годы позволяла осуществлять реструктуризацию и рефинансирование, не выходя на открытый рынок, вынуждены были изменить свою стратегию. Кстати, этими же причинами объясняется и тот факт, что к концу III – началу IV квартала 2006 г. около 40% бумаг, размещенных в этом же году, торговались по ценам ниже уровня при проведении IPO.
В качестве инструмента привлечения капитала IPO в 2006 г. чаще других использовали компании из технологического, энергетического и фармацевтического секторов, а также потребительских товаров и услуг. По объему привлеченного капитала среди 20 ведущих сделок IPO лидировали ТЭК и финансовый сектор.
Эра развивающихся рынков
Украинские компании на этапе подготовки
Эксперты в основном прогнозируют сохранение благоприятной конъюнктуры рынка IPO и в текущем году. Вместе с тем некоторые аналитики не исключают риск того, что Банк Англии или Европейский центральный банк повысят процентные ставки, стремясь удержать инфляцию. В этом случае активность участников рынка может уменьшиться, в том числе и в области проведения IPO.
Быть или не быть публичным Издержки состоят из двух частей: первая – административные, например, годовая плата бирже за поддержку листинга и затраты на выполнение требований регуляторных органов; вторая – премия, которую требуют инвесторы за риск покупки акций частных компаний. Административные издержки растут, так как растут требования бирж к компаниям, которые хотят разместить у них свои акции. Премия также растет хотя бы потому, что стоимость денег увеличивается во всем мире. Для нашей компании выход на рынок IPO – отдаленная перспектива. Могу только сообщить, что в 2007 г. мы планируем провести аудит компании, а сам выход на IPO запланирован на второе полугодие 2008 г. В данный момент наш концерн проходит сложнейший этап подготовки к выходу на биржу. Мы оцениваем все нюансы такого выхода, который, кроме положительных последствий, имеет еще и побочные эффекты. В частности, от компании потребуется смена корпоративной культуры. Стратегия ее развития и финансовые результаты будут оцениваться публично, и если ожидания не оправдаются, компании придется долго и подробно объяснять, почему это случилось. Это все подразумевает дополнительные обязанности высшего руководства. Также придется выдать много информации о компании, а ведь самые заинтересованные читатели – не инвесторы, а конкуренты. Если к этому еще добавить зависимость котировок акций от рыночной конъюнктуры, то украинским компаниям необходимо серьезно взвесить все «за» и «против» выхода на биржу. Госкомпании заинтересовались IPO Компании намерены размещаться на основных европейских биржах: в Лондоне, Варшаве и во Франкфурте, в том числе используя инструмент GDR (глобальные депозитарные расписки). В долгосрочной перспективе мы ожидаем увеличение объемов размещений на фондовых рынках отечественными компаниями, но в краткосрочном периоде на биржах разместятся также компании с небольшой рыночной капитализацией. Еще одна тенденция – к IPO начали присматриваться госкомпании, однако в этом случае процесс подготовки будет на порядок тяжелее, чем в частных компаниях, по причине сложной системы согласования и законодательных ограничений. Почему отечественные предприятия не воспользовались благоприятной конъюнктурой для выхода на IPO?
– Известно, сколько компаний в Украине совершили IPO, но неизвестно, сколько начали дорогостоящий подготовительный процесс, однако на биржу так и не вышли, по крайней мере, пока. Ответ на вопрос, когда стоит становиться публичной компанией, прост: когда выгоды превышают издержки. Правильно подсчитать обе стороны этого уравнения особенно сложно для украинских предприятий. По расчетам западных экспертов, стоимость публичности по консервативному сценарию для западной компании составляла $1-3 млн. в зависимости от размеров компании (данные на 2003 г.). Для украинских компаний, по нашим подсчетам, эта цифра еще выше.
– Инвестирование капитала в украинский бизнес будет перспективно на протяжении ближайших лет, поскольку наблюдается тенденция роста экономики и благосостояния населения. В 2007 г. ожидается, что на биржу выйдут в том числе компании из потребительского, банковского и металлургического секторов, а также ритейла. По нашим оценкам, в текущем году может быть осуществлено 4-5 IPO.
– Благоприятная рыночная конъюнктура – это далеко не все, что необходимо для успешного размещения на публичном рынке. Куда большее значение имеют внутренняя готовность предприятия для такого шага и осознание его необходимости собственниками для успешного развития компании. Большинству компаний после принятия решения о проведении IPO требуется 2-3 года напряженной работы над структурой корпоративного управления, организационной структурой, финансовой стратегией, получением благоприятного аудиторского заключения. Поэтому несмотря на хорошую конъюнктуру многие местные компании еще находятся на стадии подготовки к IPO. На рынке доминируют частные размещения, поскольку в этом случае требования к компании могут быть менее жесткими и частое размещение станет только подготовительным этапом к IPO.