Количественные и качественные показатели, продемонстрированные ведущими аукционными домами, при подведении предварительных итогов 2010 года позволяют сделать вывод о безоговорочном переходе мирового арт-рынка в режим стабильного «выздоровления». Аналитики полагают, что при такой динамике развития этот процесс может полностью завершиться к 2011 году, пишут «Экономические Известия».
Сегодня аукционеры заявляют о почти полном возвращении на докризисные позиции. «Мы не хотим успокаивать себя раньше времени, но рынок искусства действительно восстанавливается гораздо быстрее, чем мы могли предположить», — заявил, в частности, президент Christie’s Эдвард Долман.
По настоящему серьезные признаки выхода из стагнации появились в мае. Именно тогда Christie’s, продав картину «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо за $106,5 млн, сумел выручить на торгах самую крупную сумму, когда-либо уплаченную в мире за произведение искусства. Ранее абсолютный рекорд принадлежал скульптуре Альберто Джакометти «Идущий человек I», проданной на Sotheby’s за $104,3 млн.
Характерно, что топовые распродажи этого года не смогли выявить какую-либо тенденцию на преобладающий спрос со стороны коллекционеров на предметы искусства в каком-либо из определенных сегментов арт-рынка. Приметой
Осенние торги предметами искусства, проведенные аукционными домами Christie’s, Sotheby’s и Phillips de Pury, по информации The Wall Street Journal в общей сложности принесли $1,1 млрд, а это почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самой дорогой из проданных работ здесь стала картина Амедео Модильяни «Сидящая обнаженная на диване», ушедшая за $68,96 млн. Кстати Phillips de Pury вообще превысил прошлогодние результаты в 38 раз, заработав $137 млн. В целом в ноябре на торгах импрессионистов и модернистов, а также современным искусством было побито 26 ценовых рекордов.
Примечательно, что под конец 2010 года на арт-рынок стали выходить неофиты. В декабре в Петербурге свой первый аукцион по продаже предметов искусства и антиквариата провел «Российский аукционный дом» (РАД). Всего к продаже был заявлен 151 предмет с общей оценочной стоимостью более 100 млн рублей, а реализовать удалось 55 лотов, примерно на 45,9 млн рублей. Правда, при том что эстимейты были в среднем превышены вдвое, особо радоваться РАДу пока что преждевременно; до реальной конкуренции с тяжеловесами рынка ему далеко. «Более 30% проданных лотов — это хорошо для дебюта. К тому же лоты проданы с большим превышением стартовых цен, а по ряду предметов достигнуты сенсационные результаты даже по меркам мировых аукционных домов»,— отметил генеральный директор «РАД» Андрей Степаненко. В чем-то он, несомненно, прав, ведь топ-лотом аукциона стал складень-триптих «Сошествие Святого Духа на апостолов», приобретенный за 9,75 млн рублей при эстимейте в 5 млн. рублей, а наибольшее превышение цены — в 14 раз — было достигнуто при продаже иконы «Честнейшая херувим и Славнейшая серафим» конца XIX века. При предварительной оценке в 10 тыс. рублей икону продали за 140 тыс. рублей. Важно, что РАД смог выставить на аукцион и солидную подборку работ фирмы Фаберже, практически не уступающую коллекциям крупных компаний. Всего на этот раз продали девять предметов, в их числе колье в оригинальном футляре, выполненное из золота, серебра с использованием лунного камня и алмазных роз. В ходе торгов цена на него выросла в 2,9 раза, с 450 тыс. до 1,3 млн рублей. А вот на картину Ивана Айвазовского «Штиль» покупателей не нашлось, что подтверждает общемировую тенденцию года на снижение интереса к полотнам великого мариниста (характерный пример: картину этого мастера «Венецианская лагуна» не удалось продать на MacDougall’s и ее сняли с торгов).
Немалое число странных взлетов и провалов на современном арт-рынке заставило говорить о тренде на непредсказуемую «стихийность» или «индивидуальную моду», формирующую вкусы и запросы наиболее влиятельных покупателей. Среди парадоксальных фактов — невостребованность полотна Клода Моне «Пруд с белыми кувшинками», оцененного в $47,7 млн. Загадкой для экспертов остается логика поведения покупателей по отношению к работам Энди Уорхола. Например, «Мужчины в ее жизни» покупают на Phillips de Pury за $63,3 млн, подняв картину до уровня второй по цене в наследии этого художника. В пику этому факту топ-лот аукциона Christie’s — картина «Большая банка супа Campbell’s с консервным ножом», которую планировали продать за $50 млн, — уходит с молотка за $23,9 млн, хотя это редкая знаковая работа Уорхола, впервые попавшая на музейную выставку.
В целом эксперты называют два основных фактора, способствовавших выздоровлению арт-рынка в течение 2010 года. Главное — это возвращение крупных инвесторов в его верхний сегмент, импульс которому дало появление на торгах значительного числа коллекционных вещей высочайшего уровня. Среди лотов, оцененных в миллион долларов и более, число «провалившихся» на торгах всего около 20%. Второй фактор — это возросшая активность покупателей из Китая, Сингапура и других стран азиатского региона, как выяснилось, не сильно пострадавших от мирового финансового кризиса. Такое впечатление, что центр мирового арт-бизнеса медленно, но верно перемещается на Восток, что засвидетельствовало и увеличение количества торгов, проводимых там ведущими аукционными домами. Звание аукционной столицы Азии закрепилось за Гонконгом, занявшим четвертое место в мире по продажам произведений искусства после Нью-Йорка, Лондона и Парижа. По сравнению с первым полугодием 2009 года его аукционный оборот увеличился на 158%. Успех Гонконга во многом предопределили аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, открывшие там свои отделения. Другой аванпост китайского рынка — Шанхай, чьи доходы за тот же период выросли на целых 187%.
До полного подведения итогов