Site icon Companion UA

В фокусе

Партнерство


Действия монополистов нужно регулировать
Eврокомиссия выступила с инициативой, призванной отчасти урегулировать отношения между авиаперевозчиками и компаниями, занимающимися обслуживанием на земле. В частности, предлагается учредить новый независимый орган, который занимался бы именно вопросами подобного регулирования. Вероятно, данная инициатива стала результатом лоббистской деятельности крупных авиакомпаний, уставших от частого своеволия наземников.


Сейчас одна из глобальных проблем, с которой сталкиваются авиаперевозчики, – рост затрат на обслуживание самолетов, багажа и пассажиров, а также повышение цен на топливо. При этом стоимость авиабилетов постоянно снижается. Та же проблема актуальна для украинских перевозчиков. Но украинское правительство в лице Минтранспорта и связи больше озабочено переделом портфелей и финпотоков.


Еврокомиссия разрабатывает также ряд мер по либерализации деятельности аэропортов, направленных на повышение их конкурентоспособности. В данном контексте интересен опыт казахского АО «Международный аэропорт Астана», которое осенью прошлого года снизило цены на топливо для ряда международных перевозчиков. Как посчитали в компании, за счет этого достигается экономия $1000 на одном рейсе, что позволяет снизить конечную стоимость услуг и билетов для пассажиров. Таким образом, появляются возможности для привлечения новых пассажиров и увеличения числа рейсов. Руководство аэропорта признало, что для повышения доходности им необходимо привлекать новых перевозчиков, что возможно только при снижении стоимости оказываемых услуг.


А руководство московского аэропорта Шереметьево видит дополнительные возможности для заработка за счет увеличения доли неавиационного дохода, получаемого за счет использования свободных площадей аэропорта. На Западе неавиационная деятельность может формировать до 60% прибыли аэропортов.


Слияния и поглощения


Иностранцы не теряют интереса к украинским банкам
В Украине продолжается тенденция вхождения в страну иностранных банков. В частности, National Bank of Greece подписал предварительное соглашение о покупке «Кредитпромбанка» (ранее «Инком-банк») за $500 млн. (На 1 октября 2006 г. крупнейшими акционерами украинского финучреждения были Homertron Trading Limited (Ирландия) – 49,9% и гражданин Греции Константинос Папунидис – 20,12%.) По данным Нацбанка Украины, в октябре 2006 г. «Кредитпромбанк» по размеру общих активов занимал 13-е место.


Также немецкий Commerzbank хочет приобрести 75% акций банка «Форум» (среди других претендентов – греческий Alpha Bank и шведский Swedbank), хотя пока акционеры украинского банка готовы продать меньше. А австрийский Erste Bank объявил о завершении выкупа 100% акций банка «Престиж». Планируемые инвестиции в капитал украинского банка – $300 млн.


Эксперты объясняют происходящее, в частности, тем, что украинский банковский рынок еще ненасыщен и уровень прибыльности здесь выше, чем в странах с развитой экономикой. Кроме того, крупные игроки, особенно представители одной страны, пристально следят друг за другом. Некоторые эксперты прогнозируют, что вслед за Commerzbank в Украине может появиться и Deutsche Bank.


Инвестиции


«Нестле Украина» впервые строит фабрику
Украинское подразделение швейцарской компании Nestle инвестирует в строительство новой фабрики по производству соусов в Луцком районе Волынской области. Выпускать на новой фабрике будут продукцию под торговой маркой «Торчин» (уже знакомый потребителю ассортимент и новые категории).


Поначалу фабрика будет дополнять старые производственные мощности «Волыньхолдинга». Однако в компании не исключают, что со временем новое производство станет ведущим – вплоть до того, что его мощности полностью обеспечат продукцией направление соусов «Nestle Украина», а старое предприятие будет закрыто.


Согласно планам строительство завода начнется в текущем году и завершится в следующем.


Макроэкономика


Неубиенные надежды
В Украине давно ведутся разговоры о необходимости целенаправленного формирования имиджа страны на международном уровне. Разговоры обещали превратиться в инициативу в позапрошлом году, когда Министерство иностранных дел объявило тендер на проведение рекламной кампании (впоследствии – нескольких), направленной на формирование имиджа нашей страны за рубежом. Однако эта инициатива с треском провалилась.


Теперь ответственным по данному вопросу будет Министерство образования и науки, которому правительство выделило на эти цели из бюджета 2007 г. 20 млн. грн.


Целенаправленной промодеятельностью занимаются многие страны. К примеру, успешным оказался опыт Польши, где создано специальное агентство по инвестициям, разработана программа привлечения инвесторов и формирования имиджа страны по законам маркетинга. Результаты налицо. У соседей открыли производство или сделали существенные инвестиции в существующие предприятия такие компании, как 3М, Whirlpool, Tesco, Toyota.


Нынешняя украинская активность вызывает сомнения в своей эффективности. Во-первых, велика вероятность того, что смена распорядителя бюджетными средствами связана не столько со стремлением популяризировать нашу страну, сколько с внутренним политическим противостоянием. Во-вторых, страна должна быть готова предоставить инвесторам условия для работы. В упомянутой выше Польше важную роль, к примеру, сыграли не особо приветствуемые у нас СЭЗ и технологические парки.


Исследования


Бизнес спокоен за себя, но не за страну
Нацбанк Украины обнародовал результаты ежеквартального исследования «Деловые ожидания предприятий Украины» за IV квартал 2006 г. Анализ проведен на основе опроса руководителей 1243 предприятий из всех регионов страны, которые представляют экономику по основным видам деятельности, формам собственности и размерам компаний.


Приведем некоторые цифры и обобщения, обнародованные Нацбанком (сравнительные данные приведены по отношению к III кварталу):
• в целом оценка респондентами своего финансово-экономического состояния улучшилась, выросло количество регионов, представители которых улучшают свое состояние. Но оценка ухудшилась у строительных предприятий (число неудовлетворенных выросло с 4 до 12%). Наиболее оптимистичны представители оптовой и розничной торговли;
• в региональном разрезе положительные оценки состоянию своих компаний дают предприниматели Ровенской и Закарпатской областей, а также Киевского региона; отрицательные – представители Луганской и Запорожской областей;
• существенно выросла доля предприятий (до 71%), способных нарастить выпуск продукции в случае резкого повышения спроса;
• большинство респондентов ожидают улучшения своего состояния в течение нынешнего года.


При этом оценка перспектив экономического развития Украины ухудшилась. Доля пессимистично настроенных по этому поводу респондентов выросла с 28,5 до 32,2%.

Exit mobile version