Site icon Companion UA

Актуально: в мировых компаниях

Поглощения


Wrigley со вкусом «А. Коркунова»
Один из самых известных российских производителей премиального шоколада «А. Коркунов» меняет собственников. 80% его акций за $300 млн. покупает американская корпорация Wrigley, остальные 20% будут приобретены ею позже. Новые хозяева сохранят менеджмент, позиционирование бренда «А. Коркунов» и систему дистрибуции.


По мнению экспертов, российский актив привлек внимание инвесторов по ряду причин. Во-первых, благодаря размаху бизнеса. За 8 лет своего существования компания заняла 30% премиум-сегмента шоколадного рынка России. В 2005 г. фабрика на 30% увеличила производство (до 10,5 тыс. т). По итогам 2006 г. ее оборот превысил $100 млн., прибыль составила $18 млн. Во-вторых, сыграл свою роль и тот факт, что продукция «А. Коркунов» хорошо известна в США. По данным Young&Rubicam, это единственная российская торговая марка, узнаваемость которой не уступает таким глобальным брендам, как Sony, Gillette и BMW. В России же «А. Коркунов» входит в десятку самых известных торговых марок. В-третьих, приобретаемый актив даст хороший синергетический эффект – конфеты могут продаваться через дистрибьюторов жевательной резинки. К тому же сделка позволит Wrigley за 15 лет сэкономить $55 млн. за счет налоговых льгот, предусмотренных законодательством США.


Важно и то, что для Wrigley – мирового лидера в производстве жевательной резинки и леденцов (бренды Orbit, Spearmint, Doublemint, Juicy Fruit, Hubba Bubba и др.) – нынешняя покупка стала выходом в абсолютно новый кондитерский сегмент. До сих пор на рынке шоколадных изделий корпорация представлена не была. А до 1999 г. Wrigley вообще производила только жевательную резинку. Все изменилось с назначением на пост председателя совета директоров Уильяма Ригли-младшего, который поставил своей целью сделать корпорацию агрессивной и одной из самых быстрорастущих на потребительском рынке. За время пребывания на посту У. Ригли удвоил продажи компании (до $4,16 млрд. по итогам 2005 г.). Он запустил новые вкусы резинок, начал производство леденцов. В интервью The Wall Street Journal в марте 2006 г. Ригли заявил, что не исключает ничего – от шоколада до жевательных резинок для собак. Рынок шоколада давно привлекает компанию: в 2002 г. сорвалось поглощение ею Hershey за $12,5 млрд.


Реорганизация


Pfizer принял пилюлю для похудения
Новый исполнительный президент крупнейшей в мире фармацевтической компании Pfizer Джеффри Кайндлер представил новый амбициозный план внутренней реорганизации. Прежде всего он предполагает сокращение 10 тыс. рабочих мест (10% персонала). Увольнения коснутся преимущественно американских и европейских торговых представителей. Помимо этого, Pfizer планирует закрыть два завода в США и продать один в Германии. Цель таких шагов – к концу 2008 г. снизить издержки на $2 млрд.


В рамках реструктуризации Кайндлер предполагает упростить схему разработки новых медпрепаратов. Ликвидируют три исследовательских центра в Америке и по одному во Франции и Японии. Так что отныне научная работа будет вестись не по всему миру, а в четырех основных центрах. Причем каждый из них будет специализироваться на исследованиях в конкретной области. Упрощенная структура поможет повысить оперативность внедрения инноваций, а также расширить продуктовую линейку при существующем уровне инвестиций в R&D.


Впрочем, по итогам 2006 г. Pfizer заявила о росте чистой прибыли до $19,34 млрд. по сравнению с $8,08 млрд. годом ранее. Несмотря на это корпорация вынуждена прибегнуть к столь жестким мерам, чтобы удержать свои рыночные позиции на фоне падения продаж и обостряющейся конкуренции со стороны производителей генерических препаратов. В ближайшие годы истечет срок действия нескольких патентов Pfizer. В частности, это касается препаратов Norvasc и Lipitor, на которые приходится около половины доходов компании.


Инвестиции


Tesco ринулась в эпицентр сражения
Британская компания Tesco решила завоевывать США. Пятый по величине ритейлер в мире и третий в Европе намерен открыть небольшие супермаркеты на юго-западе страны – в Калифорнии, Неваде и Аризоне. Изюминка стратегии в том, что в США розничник не будет использовать собственную марку, как ранее сделал в Таиланде и Малайзии. Для американцев специально разработан новый бренд Fresh & easy. Логотип с зеленым яблоком-часами и стрелками, показывающими 16:05, призван привлечь американцев, возвращающихся с работы, возможностью купить свежеприготовленные продукты и полуфабрикаты. Дело в том, что марка Tesco, продажи которой в 2005 г. составили $68,9 млрд., в Штатах практически неузнаваема. Fresh & easy – подходящая марка и для обычных магазинов неподалеку от дома, и для продажи товаров private label.


















К осени Tesco разместит около 300 магазинов вблизи жилых кварталов главных городов штатов – Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Лас-Вегаса и Феникса. Площадь каждой торговой точки будет составлять примерно 1400 кв. м, что вдвое меньше стандартного американского супермаркета. По некоторым данным, Tesco инвестирует в США $320 млн. в год.


Решение британской сети прийти в США – довольно смелый шаг, учитывая жесткую конкуренцию, с которой уже столкнулись ее соотечественницы Sainsbury’s и Marks & Spencer. Сети придется напрямую конкурировать с Wal-Mart, продажи которой в прошлом году составили $312 млрд. Тем не менее европейцам важно осваивать емкий американский рынок в условиях замедления темпов роста европейского.


Приобретения


Naspers зарегистрировался на Mail.ru
Южноафриканский медиахолдинг Naspers, давно планировавший выход на российский рынок, все-таки нашел партнера – за $165 млн. приобретены 30% акций компании Port.ru, владеющей популярным интернет-порталом Mail.ru. Продавцами выступили фонды прямых инвестиций Digital Sky Technologies и Tiger Global Management.


Нынешнюю сделку аналитики считают удачной во всех отношениях. Так, Mail.ru получит стратегического инвестора, имеющего большой опыт в создании коммуникационных сервисов. В рамках партнерства россияне также рассчитывают на сближение с другими активами Naspers, в частности, с китайской Tencent – владелицей популярного в Азии месседжера QQ.


Тем временем холдинг Naspers, активно вкладывающий средства в печатные и электронные медиа в Азии, Европе и Северной Америке, в последнее время все чаще обращает взоры на развивающиеся рынки. В России инвестор выбрал не просто максимально перспективный сегмент (интернет-СМИ, которые по темпам развития значительно опережают другие медиа), но и одного из его лидеров. Портал Mail.ru базируется на крупнейшей в России системе бесплатной электронной почты. Интернет-холдинг также владеет поисковиком, рядом информационных проектов и программой обмена мгновенными сообщениями. По состоянию на декабрь 2006 г. сервисами Mail.ru пользовались 24 млн. уникальных посетителей в месяц. Ежемесячное количество просмотров страниц портала превысило 2 млрд. За 2005 г. выручка Mail.ru составила $17,3 млн., чистая прибыль – $3,1 млн. По итогам 2006 г. прогнозируется рост продаж в 1,5-2 раза, а чистой прибыли – в 3-4 раза, так что эксперты убеждены: цена приобретенного пакета Naspers близка к рыночной. Кстати, южноафриканцы параллельно ведут переговоры о покупке до 30% акций медиахолдинга «Промсвязькапитал» (газеты «АиФ», «Труд» и др.).


Между тем специалисты полагают, что в российский интернет-сегмент стоит ожидать прихода больших денег. Первыми ласточками стали покупка за $230 млн. холдингом «Проф-Медиа» 55% акций Rambler-Media и приобретение за $20 млн. компанией SUP кириллического сегмента самого популярного в России блог-сервиса Livejournal.com. Ходят слухи об интересе инвесторов к Yandex. Rambler-Media в июне 2005 г. осуществила IPO на Лондонской бирже. Того же в текущем году ждут от Yandex и Mail.Ru.

Exit mobile version