Site icon Companion UA

Игорь Францкевич: «Менеджер – это профессия. Лидер – это характер»

Этот банкир никогда не рассказывал о своих профессиональных принципах. Потому что его никогда об этом не спрашивали. «&» спросил у Игоря Францкевича, за счет чего он собирается повторить успех «Райффайзена»?



Сегодня украинский банковский сектор вступил в новую эру, связанную с заметным присутствием в Украине иностранных банков и групп, с их «неукраинскими» стандартами работы, требованиями к менеджменту, представлениями об успехе. И реализовывать эти задачи придется командам интернациональным. Игорь Францкевич, новый председатель правления АО «Индекс-Банка», уже прошел эту школу с 1997 по 2006 г., создавая и руководя на посту председателя правления «Райффайзен Банка Украина» командой, поднявшей этот банк с ноля до 7-го места. Сегодня Игорю Евгеньевичу предстоит еще раз решить похожую задачу, только в существенно более сложной рыночной ситуации.


Банкиры в шутку говорили, что вы создали РБУ по записной книжке. Может ли она прийти на помощь в ситуации с «Индекс-Банком»?
За исключением общечеловеческих ценностей, которые там были записаны, думаю, эту книжку можно полностью сдать в архив. Конечно, за время работы в «Райффайзене» там много чего накопилось, но деловая среда изменилась категорически. А мой собственный опыт настолько ушел далеко вперед – не только по сравнению с тем, который был до прихода в «Райффайзен», но и после ухода из него, что книжка, пожалуй, больше не помощница.


Чем отличается рыночная ситуация сегодня, когда вы приняли «Индекс Банк», и та, что была в период, когда вы начинали строить «Райффайзен Банк Украина»?
«Райффайзен Банк Украина» развивался отчасти в тепличных, что ли, условиях – при упрощенной конкуренции. Тогда это был единственный банк из международной группы, который в Украине проявлял по-настоящему серьезную активность. Теперь таких банков несколько. При этом они представляют сети гораздо более крупные. Конкурентный ландшафт изменяется полностью. С приходом новых мощных игроков, которые имеют достаточно большой опыт работы в других странах, начинается, я бы сказал, интернационализация конкуренции.


В чем состоит вызов сегодяшней ситуации лично для вас в отличие от ситуации 1997 г.?
Понятно, что «Индекс-Банк», в который я пришел сегодня, кардинально отличается от нынешнего ОТП. С одной стороны, ОТП, бывший «Раффайзен» – организация, в пять или шесть раз большая по размерам активов, это высокоприбыльный, а не убыточный банк. Но с другой – в «Индексе» больше сеть, больше людей, наконец, это тоже своя история. В этом и состоит вызов мне – как из этого сделать «новый успех».


Ситуация здесь и с управленческой точки зрения для меня более сложная, нежели была на время старта в «Райффайзене», потому что «Райффайзен» строился с нуля, как новое учреждение. А строить новое, как всем известно, значительно проще, чем реконструировать старое, да еще и продолжающее действовать.


В целом масштаб задач таков: из банка, который работал фактически как корпоративное казначейство, предстоит сделать универсальное, промышленного формата рыночное учреждение, открытое для широкого рынка и построенное в соответствии с потребностями новых акционеров, у которых банковское дело – ключевой бизнес.


Существуют ли в Украине аналоги того окончательного образца банка, который вы намерены с командой построить?
Аналоги целевых параметров, конечно, есть. Вопрос только в том, что мы их найдем в разных банках, а предстоит построить учреждение, в котором эти параметры существуют в функциональном единстве, своем уникальном сочетании.


Если взять управленческий ряд, генезис должен быть таким: высокоэффективный универсальный институт, построенный для массовых продаж, вначале – функциональная структура, затем – управление процессами.


С чего вы будете начинать?
Сегодня топ-задачи, которые стоят перед банком, внешне выглядят достаточно просто. Сложность состоит в том, чтобы именно сегодня, именно здесь собрать нужных людей, нужные технологии (а тех людей, которые есть, быстро переучить и реорганизовать), и чтобы все это произошло в конкретно заданный срок.


Как ни тривиально звучит, в настоящий момент главное – это оценка персонала. На самом деле в условиях полной реорганизации вопрос очень серьезный и один из ключевых факторов успеха, когда меняется структура. А затем – расстановка кадров в зависимости от опыта, умений, навыков.


Вторая большая задача – формирование имиджа и позиционирование на рынке: необходимо определить набор ценностей, миссию и дать рынку обещание. У банка это было, но это требует коррекции, потому что масштаб другой, иная задача, другие притязания на долю рынка. В основе этого стоит вопрос дифференциации – чем мы отличаемся от других банков?


Банки – сфера сервиса. А здесь формулировать свое обещание рынку достаточно сложно. Это настроение какое-то, ощущение. В случае с материальным продуктом «настроение» и пообещать, и проверить проще, потому что сам продукт позволяет больше объективных измерений. Сервис же сам по себе содержит меньше предметных параметров, изменение качества отражается в большем их числе, не все они поддаются числовому измерению, качество услуг сложнее определить, а стандарт становится как бы размытым. Для выполнения взятого обещания задействуется огромная масса людей, которая, собственно, в сумме своих усилий и создает услугу.


Всем понятно, что CRM (Customer Relationship Management – система управления отношениями с клиентами) – это всего лишь определенная компьютерная программа, помогающая решать данную задачу. Но возникает масса вопросов, которые требуют своего содержательного ответа, в получении которого CRM может помочь только технически. Ну, например, как часто нужно клиенту давать советы относительно пользования его деньгами? Раз в месяц? Раз в год? Раз в квартал? А может, каждый раз, когда он обращается в банк? Самый старый из ныне действующих банков в мире определил для себя периодичность 1 раз в 90 дней (кстати, банк этот – не английский и не швейцарский, а относительно небольшое региональное финучреждение в Италии, которое вполне успешно работает уже несколько столетий).


Они так думают, такие у них клиенты. И так они дифференцируют себя на рынке. Именно из таких нюансов и формируется дифференциация в сфере сервиса, банковского в том числе.


Что вы говорили в своей инаугурационной речи перед сотрудниками «Индекс-Банка»?
Прежде всего я говорил о том, что инвестор, покупая банк, отдает должное прошлому, но ориентируется в будущем на то, что организация может дать в перспективе. Процесс реорганизации будет идти неумолимо, и этот процесс по многим параметрам болезненный, потому что в любом случае меняются принципы организации работы, привычные связи и т. п. Но одновременно с этим – и новые возможности, новый шанс, новые контакты. И именно на этом стоит сосредоточиться.


Я абсолютно убежден, что конкурентоспособность в широком смысле обеспечивается способностью меняться. Потому что постоянно меняется рынок.


Я тоже меняюсь как человек, как лидер – становлюсь более зрелым, менее эмоциональным. По мотивации я – достиженец. У меня должен быть результат. И он должен быть не просто функциональным, но и в целом красивым. Мое философское определение счастья – это когда получается. Почему философское? Потому что оно, как мне кажется, подходит всем. С моей точки зрения, всякий счастлив в тот момент, когда получилось достичь чего-то желаемого, желанного.


А как эта философия влияет на ваш стиль управления?
Менеджер – профессия, а лидерство – одна из концепций менеджмента. Лидерство – это всегда эмоциональное вовлечение людей. Я в основном руковожу через лидерство. Если мы эмоционально человека не увлекаем, он участвует в процессе формально, не подходит к работе творчески. Это особенно важно, когда мы говорим о сложных технологиях, о сервисе. Другой вопрос – какими методами и инструментами людей эмоционально вовлечь. В целом, если бы я определял свой стиль менеджмента, то сказал бы, что я лидер, который позволяет самореализацию, а самореализация создает вдохновение и формирует ценность результата труда.


Я слышала определение «школа Францкевича». Она существует? Существуют ли принципы, в соответствии с которыми вы выстраиваете работу в команде?
Я не сказал бы, что понятие «школа Францкевича» может получить определение, как это принято, например, в науке. Вероятно, имеется в виду достаточно большое количество специалистов, которых я в свое время подбирал и которые работали непосредственно со мной. И они опирались на принципы, принятые в организации, которой я руководил. Многие из них, продолжив свою менеджерскую карьеру, впоследствии стали не просто хорошими специалистами, а заняли ведущие топ-позиции на банковском рынке (на уровне председателей и членов правлений банков). Другими словами, они получили не только мою, но и внешнюю оценку как руководители.


Базовые принципы, которыми я руководствуюсь, укладываются в несколько слов: открытость и взаимоуважение, готовность к компромиссу и здравый смысл. Но каждое из этих понятий в реальности влечет за собой следующие. Так складывается система. Например, для меня крайне важна эмоциональная вовлеченность человека, его неравнодушие. Если он неравнодушен, являясь специалистом, то, став руководителем, он продолжает управлять неравнодушно, вовлекая в процесс других. Или организованность. Для меня это умение ранжировать приоритеты: что необходимо сделать самому, а что – передать другому, а потом скоординировать общие усилия. Базово все это есть в общих управленческих моделях. Но каждый менеджер выбирает и применяет в своей практике какие-то элементы общедоступной модели в соответствии с персональными преференциями и особенностями своей личности. В результате формируется тот или иной профайл менеджера. Я как носитель этих принципов, ценностей организации, и гарант их устойчивости определяю и поддерживаю их внутри компании. Собственным примером прежде всего.


Отбирая менеджеров для работы в вашей команде или при оценке работающих, какими требованиями, отличными от общепринятых, вы руководствуетесь?
Одним из важнейших, на мой взгляд, критериев является зрелость руководителя – и с профессиональной, и с житейской точки зрения. Разумеется, руководитель – это всегда набор определенных профессиональных знаний, которые в общем-то каждый может почерпнуть в книгах. Но нужен еще и просто житейский опыт, и умение слышать других. Для целей данного рассуждения я формулирую возраст не как количество прожитых лет, а как количество пережитых событий. Поэтому зачастую молодые люди могут быть вполне зрелыми с точки зрения житейского опыта и наоборот.


Вы известны на рынке как наемный топ-менеджер, который не боится иметь и высказывать собственную точку зрения. С кем проще ее реализовывать – с иностранными акционерами или с братьями-россиянами?
Менеджеру очень важно найти правильный баланс между желанием акционеров и собственной профессиональной совестью. Последняя касается оценки того, профессионально или непрофессионально ты поступаешь, реализуя требования акционеров. И, наверное, один из моих относительно новых профессиональных опытов – это вывод о том, что влиять на мнение акционеров можно и нужно. И стараться это делать более гибко, в разнообразных формах, зависящих от каждой конкретной ситуации. Стараться, я сказал бы, более объемно понимать акционера.


Что же касается специфики отношений с теми или иными акционерами, то исходя из моего опыта основная разница состоит в том, что западноевропейский банк в большей степени формализован. Формализация распространяется в том числе и на понимание успеха. Топ-менеджеру дается более узкий коридор свободы для принятия решений, в то же время более узкое, с одной стороны, но и более конкретное определение того, что такое успех.


Российский банк менее жестко регулирует полномочия менеджера, но и успех менее определен. Поэтому, принимая на себя ответственность за решения в том многообразии возможностей, которые для тебя открыты, ты принимаешь ответственность и за то, что твое определение успеха может оказаться совершенно несовпадающим с определением акционера.


Игорь Евгеньевич, не возникает ли у вас на фоне успехов, опыта и зрелости понимания процессов некая «усталость доки», своеобразная разновидность звездной болезни?
Может быть, и возникает. Но я стараюсь это предупреждать, поддерживая в себе понимание того, что я – нормальный, обыкновенный средний человек. Это позволяет мне чувствовать себя равным среди равными. Просто моя работа состоит в том, чтобы у людей, подчиненных мне, забрать эмоциональную нагрузку принятия части решений и создать условия для творческого труда. Я стараюсь создавать им условия работы, в которых они имеют сбалансированный набор прав и обязанностей, полномочий и понятных задач, которые с помощью этих полномочий в рамках прав и обязанностей можно решать. Моя работа – сделать возможной работу других. 







БЛИЦ


Какой вид отдыха вы любите?
Активный. Даже когда я внешне бездельничаю, на самом деле я «сижу на вышке и караулю». Я наблюдаю или чему-нибудь учусь. Мне в любом случае всегда необходимо упражнение, которое создает интеллектуальную нагрузку.


Известно, что вы – страстный охотник. Что для вас охота?
Охота – это формат балансирования, точно так же, как физкультура (во вторую очередь). Личность, чтобы чувствовать себя нормально психологически, должна сохранять баланс времени пребывания среди людей и времени, проведенного в одиночестве. Это позволяет вести себя адекватно по отношению к людям. Охота в полном одиночестве предоставляет мне такую возможность балансирования.


Читаете? Что?
Читаю все подряд, запоем. Если начинаю книгу вечером в субботу, читаю всю ночь и к обеду следующего дня заканчиваю. Люблю объемные произведения масштаба романов. Особенно исторические.


У вас есть жизненное кредо?
Кредо – для меня понятие слишком сильное, когда в одну фразу нужно вписать определение смысла жизни. Но в базовых понятиях я стремлюсь быть человеком интеллигентным. В том смысле, что я стараюсь, фигурально говоря, не наступать на ноги тем людям, которые рядом со мной. А если я это делаю случайно, стараюсь извиниться.


Мысль, которая в отношении жизни мне нравится: «Чудес на свете не бывает, но чудного так много!».



Созидатель-достиженец


Родился в 1961 г.


Закончил Киевский институт народного хозяйства, планово-экономический факультет в 1982 г.


В 1985 г. поступил в аспирантуру Института экономики АН СССР. В 1989 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата экономических наук.


С 1991 по 1996 гг. работал в банке «Украина». Уволился по собственному желанию с должности заместителя председателя правления.


1997 – заместитель председателя правления АКБ «Укринбанка», заместитель председателя правления Киевского международного банка.


С декабря 1997-го по март 2006 г. – председатель правления АКБ «Райффайзенбанка Украина.


С июля по ноябрь 2006 г. – председатель правления в банке «Мрия».


С 1 декабря 2006 г. назначен председателем правления АО «Индекс-Банка»


Женат, воспитывает сына.

Exit mobile version