Считается, что монополисты недостаточно гибко реагируют на изменения рынка и едва замечают потребительские чаяния. Компания Microsoft заверяет, что скроила новые Windows, Office и Exchange Server под пользователей.
Профессиональное IT-сообщество узнало о новых продуктах компании Microsoft – Windows Vista, 2007 Office System и Exchange Server 2007 – сразу, как только их стали разрабатывать. Стадия активной разработки и тестирования заняла более двух лет, а первые работы начали проводиться около пяти лет назад, так как для обновления технологии обычно требуется 5-7 лет.
Рынок давно находился в пассивном ожидании: многие конечные пользователи, к примеру, замечали, что ни «винда», ни «офис» существенно не меняются, а новые релизы несут в себе скорее дополнения или обновления, но не содержат кардинальных решений тех или иных возникших проблем. Да и просто «хотелось бы иначе».
Microsoft называет новое ПО наиболее революционными и инновационными с точки зрения соответствия нуждам пользователей. Генеральный директор корпорации Microsoft Стив Балмер отмечает: «Появление трех новых продуктов станет началом очередной волны технической эволюции, которая проявит себя в ближайшие десять лет».
Представители мирового IT-сообщества также признают, что выпуск Windows Vista, 2007 Office и Exchange Server 2007 обещает быть резонансным и дать существенный толчок для развития рынка в целом.
Для создания Windows Vista и 2007 Office System компании потребовались самые крупные инвестиции за всю историю ее существования – более $10 млрд.
Ранее наиболее ярким был вывод на рынок Windows 95 и Office 95. Это был первый совместный запуск новых версий основных продуктов корпорации. Хотя более важно было то, что ОС Windows 95 положила начало принципиальному для IT переходу от 16- к 32-разрядным настольным системам.
Новый «радикальный выпуск» Windows после Vista руководство Microsoft обещает в 2010 г.
Vista – «паровоз»…
ДлЯ IT-рынка выход новых программных продуктов, особенно операционной системы Vista, означает новый этап, связанный с обновлением компьютеров, прикладного программного обеспечения и услуг. Ведь с продуктами Microsoft непосредственно связана работа производителей ПК и комплектующих, системных интеграторов, разработчиков собственного ПО (работающего в среде Windows) и др.
Фактически Vista по принципу цепной реакции будет генерировать на рынке денежный поток. При этом основную выгоду и дополнительный импульс для развития получают сама Microsoft и ее партнеры (компания практически не занимается прямыми продажами и более 90% своего дохода получает от партнеров).
О том, насколько важны нынешние релизы для самой Microsoft, свидетельствует тот факт, что по результатам 2006 г. Windows обеспечила 30% выручки Microsoft и 60% операционного дохода. Как отмечается в отчете IDC, «на волне с Vista выйдут еще две программы, которые во многом обеспечивают доходность корпорации».
Ранее компания ориентировалась преимущественно на обеспечение настольных компьютеров. Теперь все большее значение для нее приобретают серверы. По данным на конец 2006 г., 65% серверов в мире работают на платформах Microsoft.
В Украине мировые процессы, связанные с выпуском новых продуктов, также найдут отражение. По результатам 2006 г. у нас в стране насчитывается 1,4 млн. персональных компьютеров, из которых 75 тыс. обновляются 3-4 раза в год. В ближайшие несколько лет ежегодный рост рынка ожидается на уровне не ниже 17%.
…но стратегия – всегда впереди паровоза
Основное отличие новых версий продуктов от предыдущих состоит в том, что они более полно соответствуют высказанным ожиданиям пользователей. Кроме того, Microsoft постаралась максимально точно ответить на вызовы времени и тренды в IT-индустрии, в том числе на глобальный тренд кастомизации (адаптации к клиенту).
Так, в компании осознают, что наступило время «экономики знаний». Поэтому важно, чтобы люди более эффективно работали с информацией. Боб Муглиа, старший вице-президент направления серверов и инструментов Server & Tools Microsoft: «Выводя новые версии своих флагманских продуктов, мы сосредоточены на том, чтобы помочь нашим клиентам оценить, как новая волна инноваций может помочь им достичь новых уровней бизнес-успешности».
Так, выводу продуктов предшествовало масштабное исследование, которое включало в себя многоразовое и многоуровневое тестирование. В течение полутора лет заказчики во всем мире загрузили более 5 млн. бета-версий указанных продуктов и прислали в компанию свои комментарии и рекомендации. Кроме обратной связи, которую Microsoft получала от пользователей тестовых продуктов, специалисты компании наблюдали за работой людей с программами во время приблизительно 1 млрд. сеансов. Выясняли, как и в каком порядке они используют инструментарий, какими функциями пользуются, как их ищут, как организуют рабочее пространство и т. п. Эта работа была проделана для того, чтобы учесть в новых продуктах реальные сценарии использования ПО и произвести кастомизацию.
Microsoft рассматривает информационные технологии как объект стратегических инвестиций, что также подразумевает анализ эффективности вложений. Подобное видение отвечает на вызов времени, который заключается в том, что роль IT-операций, как и технологий в целом, для компаний растет. При этом и затраты на информационные технологии растут, а ресурсы остаются ограниченными. Возможность соответствовать ожиданиям корпоративных пользователей для Microsoft состоит в том, чтобы решения имели максимально низкую TCO (total cost of ownership, общая стоимость владения). В новом ПО это достигается за счет улучшения управляемости, снижения сложности систем и повышения их быстродействия. Как показывает анализ, проведенный Microsoft, экономия на один ПК в год с использованием Vista составит более $400. Как утверждают представители исследовательской компании Gartner, при должном управлении программным обеспечением ТСО снижается на 40%.
Около двух лет назад компания приняла стратегическую концепцию People-Ready-Business. В буквальном переводе это означает «бизнес для людей» – для всех людей, которые так или иначе имеют дело с компанией (как клиентов, так и сотрудников). Вроде бы неновый подход: «ориентация на клиентов и партнеров», «учет потребностей сотрудников», но, как отметил генеральный директор «Microsoft Украина» Валерий Лановенко, разрабатывая эти продукты, корпорация руководствовалась тем, что именно люди – главная движущая сила любой компании.
На блюдечке с каемочкой
Чтобы было понятнее, что именно сделала Microsoft с новыми продуктами и на основе каких именно данных, приведем несколько примеров и фактов.
Выше упоминалось, что использовать новые подходы к разработке ПО компанию заставили тренды, сложившиеся на рынке, и устоявшиеся модели поведения пользователей. Так, в мире до 80% информации люди хранят на своих ПК, что требует усиления безопасности. Разработчики гордятся тем, что смогли добиться повышенного уровня безопасности систем и защиты информации.
15-30% своего времени пользователи тратят на поиск данных. В Vista создана система индексации файлов, которая позволяет быстро найти необходимые документы, а виртуальные папки поиска автоматически агрегируют ссылки на документы, отобранные по определенным параметрам поиска. Ссылки на все новые документы, подпадающие под критерии поиска, автоматически попадают в виртуальные папки поиска.
При том что в целом интерфейс Windows и Office остался привычным, принципиально изменился подход к организации окон, файлов, икон и других визуальных проводников. Фактически изменился подход Microsoft к организации времени пользователя.
Как показали исследования, 95% технических проблем возникают во время загрузки операционной системы. Поэтому в Vista предусмотрены технологии, позволяющие рядовому пользователю справляться со многими проблемами самостоятельно.
Разработчики постарались сделать так, чтобы пользователь не искал нужные в данный момент функции, чтобы они были под рукой. Так, при работе с тем или иным видом информации (например, с диаграммами в Excel) соответствующие вкладки с возможными командами появляются сами. Также в Excel встроен автоматический подсказчик формул. Нужно ввести начало функции – и программа предложит правильный вариант ее написания.
Еще одно нововведение – галереи. Работая с текстовым документом, таблицей или базой данных, пользователь может выбрать, в каком виде будет представлен результат. Профессионально оформленные работы теперь требуют значительно меньших усилий.
Один из представителей Microsoft на конференции ТеchEd высказался примерно так: «Люди не стремятся найти ту или иную функцию или характеристику программы. Им нужно получить результат. Поэтому дизайн программ сделан более понятным, чтобы не пугать людей».
Помимо лучшей визуальной организации информации, в программы внедрены и технологические инновации. К примеру, компания давно задумалась над вопросами совместимости файлов и систем. В среде Windows появился файловый формат XML, в котором можно хранить файлы разных типов. Главное его преимущество состоит в том, что он обеспечивает совместимость разных файлов. Кроме того, объем файла уменьшается на 50-70% при переходе с традиционного .doc- или .ppt-файла на новый на основе XML. С точки зрения установки и управления Office удобство состоит в том, что все приложения можно перевести на новый формат «оптом». В целом, 2007 Office превратился из набора отдельных настольных приложений в единую платформу поддержки групповой работы и коммуникаций.
«Термометр» Европы Компания IDC в прошлом году провела исследование потенциального влияния выхода Windows Vista на рынок. Исследование проводили в шести странах – Дании, Франции, Германии, Польше, Испании и Великобритании, на которые приходится 65% затрат европейской экономической зоны на информационные технологии. Приводим некоторые результаты данного исследования: Рынок подогревали Microsoft начала знакомить пользователей со своими новыми продуктами задолго до официальных релизов и делала это в несколько этапов. Так, специалисты и профильные журналисты («технари») увидели первые бета-версии еще полтора-два года назад. Тема новых программ периодически обсуждалась в СМИ. Представители IT-рынка узнавали об особенностях продуктов на всевозможных семинарах, которые постоянно проводит Microsoft. А в ноябре прошлого года компания собрала профессиональное сообщество со всего мира (в том числе журналистов) на традиционные форумы TechEd и IT Forum. Это грандиозные по размаху мероприятия, на которые съезжаются тысячи людей (в нынешнем году только из маленькой Дании приехала делегация из 400 IT-специалистов). Значительная часть докладов на обоих форумах была посвящена именно новым продуктам. В Украине в декабре прошлого года состоялась презентация продуктов для журналистов. Немногим ранее, на выставке «Цифромания», «Microsoft Украина» на совместном стенде с Intel бесплатно устанавливала на ноутбуки посетителей тестовую версию Vista. Проинформировав IT-специалистов и профильных журналистов, презентовав новые продукты для корпоративных пользователей в конце 2006 г., Microsoft наконец дошла и до конечных пользователей. 30 января 2007 г. – дата официального релиза и презентации продуктов для них. Как прокомментировали «&», в «Microsoft Украина» ожидается, что отсрочка выхода Windows Vista до начала года создала ситуацию отложенного спроса. Для того чтобы не снижались продажи ПК, в конце прошлого года была запущена кампания Express Upgrade, по условиям которой покупатель компьютера с установленной Windows XP имел возможность заказать и получить Windows Vista на льготных условиях после ее официального выхода.
• на каждый 1 евро дохода Microsoft от Vista в 2007 г. в шести исследуемых странах во всей экосистеме (в которой находятся партнеры-реселлеры) будет заработано 14 евро;
• в 2007 г. ожидается, что объем продаж только в этих странах самой Vista и связанных с ней продуктов составит 32-40 млрд. евро;
• в этих странах «коробочные» решения обеспечивают около 20% затрат на IT, при этом они обусловливают наличие более 50% рабочих мест в отрасли (с учетом задействованных сервисных компаний, участников канала сбыта).