Site icon Companion UA

Эксклюзивное интервью директора подразделения Shell, занимающегося разведкой и добычей газа в Украине, а также главы компаний Shell в Украине Патрика Ван Дале агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: С какими результатами Shell в Украине заканчивает 2010 год?

Ответ: 2010 год был достаточно положительным для Shell в Украине. Наша сеть увеличилась на 16 новых АЗС и выросла до 160 станций. Мы начали реализацию в рознице новых продуктов: экологически чистого сжиженного газа ShellPowerGas, арктического дизеля V-Power Diesel Arctica. Мы также представили нашим клиентам обновленные продукты серии масел Shell Helix.

Если мы говорим о направлении геологоразведки и добычи, то Shell продолжает работы по совместному с ДК "Укргазвыдобування" проекту, реализация которого началась в 2006 году. Наши украинские подрядчики успешно провели сейсмические исследования формата 2D. Сейчас изучаем информацию, полученную в ходе исследования. Параллельно ведем работы для перехода к следующему этапу – проведению более сложных сейсмических исследований формата 3D и бурению первой эксплуатационной скважины, место расположения которой мы уже определили совместно с "Укргазвыдобуванням".

Вопрос: Расскажите подробнее о новых проектах Shell в Украине?

Ответ: По оценкам Shell, Украина может самостоятельно добывать больше углеводородов, чем сейчас. Правда в том, что легкие запасы уже разведаны, и сейчас необходимо сосредоточиться на более сложных с технической точки зрения месторождениях. Мы детально изучили ситуацию и видим перспективу добычи в Украине так называемого "газа из плотных пород". Это один из видов нетрадиционного газа, успешная добыча которого требует несколько иного подхода, нежели тот, который применялся в Украине ранее.

Компания сделала первый шаг: мы официально предложили правительству включить площадь в Донецко-Днепровском бассейне с потенциальным наличием такого ресурса в список участков недр, которые могут предоставляться в пользование на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Теперь действия должно совершить украинское правительство. Если учесть момент подачи нашего предложения, то правительство должно ответить по этой площади до 19 января 2011 года. Мы надеемся, что наше предложение будет принято, и площадь выставят на конкурс.

Отмечу, что разработка данной площади может привести к увеличению объемов добычи украинского газа приблизительно в два раза, и его цена может быть более привлекательна, чем например, российского топлива. Наша же готовность инвестировать в такие проекты означает, что Shell хочет наращивать свое присутствие в Украине.

Вопрос: На каких условиях Shell готова работать с государством в Донецко-Днепровском бассейне по добыче газа из плотных пород?

Ответ: Сейчас не можем разглашать ожидаемые инвестиции в данный проект, поскольку этот компонент является одним из критериев оценки конкурсных предложений. Но отмечу, что газ из плотных пород, который мы планируем извлекать в рамках проекта, требует вложения крупных финансовых ресурсов, а также применения инновационных технологий, которые должны использоваться при его разработке. В похожий проект в США в течение 6 лет мы инвестировали $10 млрд. Кроме этого, разработка таких проектов требует привлечения высококачественных сервисных компаний и вообще существование такой сервисной индустрии, которой сегодня в Украине нет.

Вопрос: Как Shell намерена решать проблему отсутствия мощного сервисного сопровождения в Украине?

Ответ: Среди возможных путей решения данного вопроса: обязательное участие в той или иной форме украинских компаний в тендерах на предоставление услуг на всех этапах проекта (бурение, сейсмические исследования, применение технологии гидроразрыва пласта и т.д.); поощрение сотрудничества подрядчиков с мировым именем (например, Schlumberge) с их украинскими аналогами, поддержка профильных украинских университетов, а также развитие института нетрадиционного газа. Shell уже давно привносит свой опыт в работу местных компаний. Так было, в частности, с "Укрнафтогазгеофизика" – компанией, проводившей сейсмические работы в рамках нашего существующего проекта. Специалисты Shell проводили работу по повышению квалификации ее сотрудников, и теперь эта компания может претендовать на проведение сейсмических работ по международным стандартам.

Вопрос: НАК "Надра Украины" заявила, что Shell заинтересована в разработке шельфа Черного моря. Есть информация об интересе Shell к извлечению газа из угольных пластов.

Ответ: Мы заинтересованы работать над проектами в Черном море. Известно, что украинское правительство преследует стратегию привлечения инвесторов к разработке глубоководных участков. Мы уже неоднократно подтверждали свое желание работать на этих участках, например, когда подали в 2006 году заявку на участие в конкурсе на заключение СРП по разработке Прикерченского участка шельфа.

Обобщая, могу сказать, что компания заинтересована работать как на глубоководных участках, так и на мелководных. Но сегодня никаких предложений о включении какой-то площади в список участков недр, которые могут предоставляться на условиях СРП на шельфе, как с площадью в Донецко-Днепровском бассейне, Shell не сделала. Сейчас мы продолжаем изучать площади на море. Аналогичная ситуация с угольным метаном. Мы изучаем, но каких-то конкретных предложений, либо инвестиционных решений по данному направлению пока не принимали.

Вопрос: Можете оценить, какими запасами газа располагает Украина?

Ответ: Достаточно сложно говорить о конкретных цифрах, ведь существующих данных недостаточно для точного определения возможных запасов газа в Украине. Запасы, безусловно, есть. Если оценивать потенциал шельфа Черного моря, то там было проведено недостаточно исследований: непонятно, есть ли там вообще углеводороды, а если есть, то они – газовые или нефтяные.

Вопрос: У Shell есть добыча, сбыт. Вам интересна нефтепереработка в Украине?

Ответ: На данном этапе у нас нет планов инвестировать в нефтепереработку страны.

Вопрос: Каковы планы Shell по развитию розничного бизнеса в Украине?

Ответ: Мы хотим продолжать увеличивать свое присутствие. Будем продолжать расширять нашу сеть, привносить на украинский рынок тот аспект, который нас отличает от конкурентов – продукты высокого качества и наилучшее сервисное обслуживание. В этом году мы расширили сеть на 16 станций: часть построили с нуля, часть арендовали, некоторые купили. Новые АЗК открылись в Киеве, Харькове, Севастополе, Черновцах, а также Львовской, Ривненской, Волынской, Закарпатской областях. В 2011 году мы планируем открыть приблизительно такое же количество новых станций. Сеть будем увеличивать как через покупку АЗК, так и через аренду. Приоритетными регионами для нас являются украинские города-миллионники. Инвестиции мы не озвучиваем, но подчеркну, что они из года в год существенно не меняются.

Вопрос: Что может повлиять на инвестпланы Shell в розничном сегменте?

Ответ: Таким фактором могут стать планы правительства ввести достаточно большие пошлины на импортные нефтепродукты (в частности, в профильной прессе размещены документы о возможном установлении пошлины на бензин на уровне EUR130/тонна – ИФ). Часть предложения в сети Shell – импортные нефтепродукты. Введение высокой пошлины негативно повлияет на конкурентоспособность и в конечном итоге приведет к значительному увеличению стоимости продукта на заправке (минимум на 1,5 грн/л для бензина при пошлине EUR120/тонна). Кроме этого, украинские же производители получат возможность для маневра: либо поднять цены на такой же уровень, либо демпинговать и в итоге могут вытеснить ритейлеров-импортеров.

Более того, пошлина – это барьер на ввоз качественного топлива. Сегодня Украина не может произвести достаточное количество такого нефтепродукта, чтобы удовлетворить в нем спрос на внутреннем рынке. Это угрожает ростом фальсификата. Поэтому мы выступаем против введения какой-либо пошлины. Надеемся, что подобные заградительные планы приняты не будут. Но если правительство пойдет таким путем, то Shell будет вынуждена пересматривать свои инвестиционные планы.

Вопрос: Как принятый Налоговый кодекс влияет на бизнес Shell в Украине?

Ответ: Одно из положений кодекса, на которое я хотел бы обратить внимание, – это увеличение рентных платежей для добычи газа. Для нас это неудовлетворительное развитие событий. Они увеличены на 18,5%, а не 40%, как это планировалось ранее, конечно, это хорошо. Но все же… Мы слышим достаточно много позитивных и воодушевляющих заявлений о привлечении инвесторов в сектор добычи углеводородов. Но действия по увеличению налогов в рамках таких работ противоречат таким заявлениям. Сейчас мы изучаем влияние роста рентных платежей на наш бизнес. Но, думаю, что в результате будем работать с потенциальными и существующими инвесторами в направлении того, чтобы пересмотреть данное положение.

Вопрос: Какими методами можно добиваться пересмотра рентных платежей?

Ответ: Shell является активным участником групп иностранных инвесторов (например, в Американской торговой палате, Европейской бизнес ассоциации). Эти организации имеют возможность информировать соответствующие государственные структуры о позиции группы инвесторов по разным вопросам.

Вопрос: Как Вы можете оценить закрепленное в Налоговом кодексе очередное и достаточно резкое повышение акцизов на бензины и дизтопливо?

Ответ: В Украине акцизный сбор на достаточно низком уровне по сравнению с европейскими странами. Однако резкое повышение акциза напрямую влияет на цену на бензин в рознице, что, в свою очередь, может повлечь за собой уменьшение спроса. В конечном счете, доход бюджета не будет соответствовать запланированным расчетам. Особо взвешенно нужно подходить к изменению акцизов на дизельное топливо, так как его цена влияет на стоимость продуктов питания и потребительских товаров.

Вопрос: Какие изменения, по Вашему мнению, необходимы законодательству Украины по добыче природных ресурсов?

Ответ: Могу обозначить три момента. Во-первых, если мы говорим о СРП, то необходимо принять так называемую "стабилизирующую норму", которая уже зарегистрирована в Верховной Раде в одном из законопроектов. Суть этого положения в том, что к правам и обязанностям инвестора на протяжении действия СРП применяются положения законодательства, которое действовало на момент заключения соглашения. Такое положение чрезвычайно важно для инвесторов, ведь проекты в рамках СРП высокозатратны и долгосрочны, и стабильность условий сотрудничества с государством является обязательным условием привлечения инвесторов в такие проекты.

Во-вторых, практика определения правил получения доступа к лицензионным площадям, которая меняется каждый год с принятием закона о госбюджете, должна быть остановлена. Такая практика для долгосрочных проектов в энергетике не предполагает той стабильности, которая необходима. Поэтому мы считаем, что правила возможности получения доступа к лицензиям должны быть закреплены в законе "О нефти и газе", а не меняться ежегодно в бюджетном цикле.

И третий аспект, он не столько касается законодательной базы, но вообще подхода правительства страны к инвестиционным проектам. Если правительство получает предложение по каким-то площадям, то ему следует выставлять такие участки на прозрачные и открытые конкурсы, чтобы привлекать инвестиции.

Вопрос: Ваше мнение по поводу отсрочки полного перехода Украины на производство и потребление нефтепродуктов Евро-4 и Евро-5?

Ответ: Когда украинское правительство приняло решение внедрять новые стандарты (соответствующие Евро-4 и Евро-5 – ИФ), мы это рассматривали как очень позитивное развитие событий. Такие нефтепродукты также снижают негативное влияние на окружающую среду. Поэтому мы разочарованы тем, что правительство решило, скажем так, "повременить" с внедрением улучшенных стандартов.

Вопрос: Охарактеризуйте свою работу с АМКУ и другими органами власти?

Ответ: Могу констатировать тот факт, что хотя у нас раньше были некоторые вопросы к АМКУ, сегодня все нормально, сотрудничество заметно улучшилось. Shell всегда напрямую доносит "проблемные" вопросы к АМКУ, и они потом достаточно быстро решаются. Если есть вопросы, которые касаются не только нашей компании, а вообще сектора, в котором мы работаем, то мы выносим их на рассмотрение руководства страны посредством совместных предложений в рамках инвесторов, например через ЕВА, АСС и т.д. Вопросы решаются достаточно быстро. Похожая ситуация с другими органами власти, они всегда быстро отвечают на наши запросы.

Вопрос: Как можно решить проблему проверки качества топлив ввиду отсутствия достаточного финансирования Госпотребстандарта?

Ответ: Подобные исследования – прерогатива государства, которое может и должно выступать их главным инициатором и гарантом качества. В противном случае доверять исследованиям, проведенным сторонними организациями без прозрачного раскрытия методологии и источников финансирования, не представляется возможным. Такие исследования не решают проблему качества топлива, а усугубляют ее, оставляя значительный простор для манипуляции полученными результатами – при непонятной методологии и неизвестном заказчике.

Отдельным важным фактором является принципиальность и независимость организации-исполнителя, поскольку исследования качества топлива требуют существенных затрат. Shell убеждена, что честная конкуренция, прозрачность и равные права для игроков рынка наиболее эффективно могут решить проблему качества топлива, поскольку топливо очевидно низкого качества не будет пользоваться спросом. Например, мы стараемся сами контролировать качество топлива в нашей сети. У нас действуют две программы контроля качества: проверки мобильными лабораториями и покупки по системе "Тайный покупатель".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version