Евген Пенцак, PhD Lausanne University (Швейцария), профессор финансов и риск—менеджмента, руководитель программы MBF в kmbs
Неужели головоломки, тесты на интеллект действительно имеют что-то общее с работой в команде высокообразованных, мотивированных, интересных и успешных людей? Трудно поверить, но оказывается, что это так. Умение решать креативные проблемы свидетельствует о потенциальных возможностях кандидата на работу преодолевать трудности, находить нестандартные пути решения задач, поставленных бизнесом.
«Когда все думают одинаково, никто не думает ни много, ни глубоко».
Бруно Ферреро
Компании по подбору высококвалифицированного персонала работают с огромным количеством заявок на работу, в которых отражены успехи апликантов в прошлом. Но современные компании хорошо понимают, что им нужны люди, умеющие быстро приспосабливаться к технологическим изменениям, работать в стрессовых ситуациях, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Им необходимы сотрудники, которые уверенно смотрят в будущее и берутся с энтузиазмом за решение самых сложных задач. Логические задачи уже большой период времени хорошо себя зарекомендовали для отбора разработчиков программного обеспечения, специалистов в области финансов, страхования, консалтинговых услуг и маркетинга. Проблемы, поддающиеся решению, заставляют тестируемых посмотреть на них со стороны, выйти за рамки, открыть «третий глаз» и решить их на интуитивном уровне. А потом логика сама поможет объяснить пришедшее в голову решение. Наш мозг работает подобно мускулам, его нужно тренировать, систематически делая умственные упражнения.
Учредитель и СЕО известной креативной компании Fog Greek Software Жоэль Спольски очень хорошо понимает ценность креативных тестов с целью отбора качественного персонала: «Наша цель — выбрать людей сообразительных, а не с конкретными навыками работы. Ум важен, но его тяжело измерить. Самое главное — результативность. Для этого кандидату нужно уметь задавать правильные вопросы. Нам также важно знать, какие альтернативные варианты рассматривал кандидат в процессе решения проблемы». Эд Милано, вице президент по маркетингу компании Design Continuum, говорит, что креативные короткие задания помогают быстро определить, как кандидат может работать в стрессовых ситуациях. Это типичные ситуации «сделай или уходи», в которых приходится работать консультантам по дизайну, маркетингу или финансам.
Если использовать креативные тесты также и для продвижения персонала по службе, то мы в Украине имели бы намного лучшие показатели эффективности работы коммерческих и государственных компаний, а не констатировали подтверждение главного принципа Питера: «В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности».
«Я хотел бы подчеркнуть, что мы, люди, не являемся концом эволюции. Человеческий мозг — это компьютер, наиболее мощный среди известных науке на сегодняшний день. Что-то важное должно произойти с нами, людьми… Мы не можем вернуться на деревья и преобразоваться в обезьян».
Жан-Мари Пьер Лен, нобелевский лауреат 2010 г.
Решения заданий № 2 (опубликованы в прошлом номере журнала)
1. Известный дирижер отбирал музыкантов в свой оркестр. Одна из претенденток не имела отзывов влиятельных музыкантов. Тогда дирижер сказал ей принести отзыв от… От кого?
Решение. От соседей.
2. Почему в США банкоматы на всех скоростных автомобильных трассах оснащены шрифтом Брайля?
Решение. Оказалось, что экономически невыгодно производить оснащение банкоматов отдельно со шрифтом Брайля и без него. Поэтому все банкоматы включительно и на скоростных трассах оснащены шрифтом Брайля.
3. Два пирата — Билл и Джек — нервно обсуждали новую выгодную сделку в баре. Бармен предложил им два бокала виски. Билл залпом выпил один бокал и заказал другой, а Джек пил виски маленькими глотками. Когда Билл залпом выпил другой бокал, то Джек мертвым упал на пол. Потом оказалось, что напиток был отравлен. Почему же Билл остался жив?
Решение. Отравленными были кубики льда, брошенные в стаканы с виски. Билл остался жив, потому что он выпил виски залпом и лед не успел в нем раствориться.
4. Какой должна быть следующая буква в данной последовательности букв латинского алфавита: OTTFFSS?
Решение. Буква Е. Данная последовательность букв образована начальными буквами английских слов: one, two, three… six, seven (один, два, три… шесть, семь). Поскольку следующая цифра восемь, то ей соответствует буква Е (eight).
5. Какой должна быть следующая фигурка ряда?
Решение. Данный ряд состоит из объединения двух одинаковых цифр, размещенных зеркально. Сначала стоят две 1, потом две 2 и т. д. Итак, этот ряд должны продолжить две 6:
Задания № 3: задачи, развивающие логическое мышление
Журнал &.ФИНАНСИСТ в партнерстве с программой MBF kmbs продолжает публикацию специальных заданий в рамках новой рубрики «Логические задачи». Напоминаем, что те читатели, которые первыми пришлют в редакцию (на kravets@companion.ua) правильные ответы на все задания каждого номера, получат специальный приз от kmbs — возможность бесплатно посетить один из тематических блоков модуля программы MBF (победитель, который получит такую возможность, будет определяться по итогам каждого номера).
1. Один опытный менеджер поучал своего младшего коллегу: «Не переживай ты так из-за всякой ерунды. Помни, что 10% всех проблем решить просто невозможно, а остальные 90%…». Завершите мысль опытного менеджера.
2. Один французский философ был убежден в том, что ум наиболее справедливо распределен среди людей. Почему философ так думал?
3. Виктор говорит: «Позавчера мне было только 24 года, а в следующем году будет 27». Когда у Виктора день рождения?
4. Одна известная фармацевтическая компания рекламировала обезболивающее средство. Реклама состояла из трех рисунков. На первом была изображена женщина с перекошенным от боли лицом, на втором — женщина, принимающая лекарство, а на третьем — та же женщина, но уже веселая и счастливая. В Европе эта реклама обезболивающего средства была чрезвычайно удачной, а в Саудовской Аравии она потерпела полный крах. Почему так произошло?
5. Когда-то в одном царстве жил король, который настолько любил свою дочь, что никак не хотел выдать ее замуж. Однажды к замку короля пришли свататься два молодых парня, готовых соревноваться за руку и сердце принцессы. Тогда король придумал им такое соревнование: чей конь приедет последним к финишу, за того он отдаст свою дочь. Король был уверен, что спор юношей будет длиться вечность, так как никто не захочет придти к финишу первым. Но умная принцесса сумела так сформулировать условия соревнования, не нарушая требований отца, что двое молодых парней во весь дух помчались к финишу. Что придумала принцесса?&.Ф.