В PinchukArtCentre выставлены работы молодых художников Украины и США. Возможно, так будет выглядеть мир, в котором нам завтра жить.
Бизнесмен и меценат Виктор Пинчук считает, что украинское общество требует модернизации. Для того, чтобы обновить самые тонкие механизмы национального сознания, необходимо быть в курсе событий, происходящих в мировой культуре, а именно в самой оперативной ее области – актуальном искусстве.
Несколько лет назад Пинчук, помимо того, что у него уже есть личная коллекция, начал создавать музейное собрание современного искусства, и в сентябре 2006 года устроил посреди гламурной и легкомысленной «Мандарин Плазы» крупнейший в Восточной Европе центр искусства PinchukArtCentre.
Учитывая исключительность инициативы, а также то, с какой настойчивостью и последовательностью ее реализует один из самых богатых и влиятельных людей Украины, наблюдать за его шагами особенно интересно.
Очередной этап модернизации общественного сознания начался 19 января 2007 года, когда в PinchukArtCentre открылась новая выставка GENERATIONS.UsA, которая продлится до 25 марта. На ней представлены работы молодых украинских и американских художников. Многие из них уже состоялись: американцы востребованы на арт-рынке, украинские художники замечены критикой. По мнению кураторов Александра Соловьева и Питера Дорошенко, эти имена будут набирать вес и в дальнейшем повлияют на искусство ХХ века.
Актуальное искусство – это интеллектуальный эксперимент с будущим. Влиятельные люди ценят его очень высоко
Известно, что в Советском Союзе интерес к художникам был невысок – в рейтинге популярности искусств живопись занимала одно из последних мест. «&» попросил Дмитрия Логвина, директора PinchukArtCentre, рассказать о выставке и тех эмоциях, которые возникают у зрителя при ознакомлении с «мировым контекстом». «Зачем приходить в PinchukArtCentre? – переспрашивает Дмитрий. – За развитием. Когда три года назад мы стали заниматься данным направлением искусства, для нас это тоже было нечто новое. Я вообще работал в другом направлении искусства, у меня и образование классическое, но постепенно разобрался. Люди приходят сюда, чтобы увидеть новое и не всегда понятное. Тот, кто умен, может себе признаться, что ему непонятно. И тогда, возможно, захочет узнать поглубже. А тот, кто нет, – ограничивается фразой: «Что это за «порнография»?!». Таких, правда, мало, но они есть. Скажу вам честно, и у меня тоже первое впечатление бывает неблагоприятным. Но это только первое, а надо подождать второго».
А чтобы никто не сомневался, Виктор Пинчук, как настоящий первопроходец, испытывает модернизацию на себе. Несмотря на то, что душа его принадлежит украинской и русской живописи конца XIX- первой половины XX века, он собирается при создании интерьера своего рабочего кабинета использовать ультрасовременную эстетику PinchukArtCentre.
Тусовочное, оригинальное место с хорошим дизайном и баром на 6 этаже (который со временем превратится в ресторан) может сделать современное искусство атрибутом модного времяпрепровождения. «Сегодня художник – достаточно популярный в западном обществе персонаж, – говорит президент PinchukArtCentre Питер Дорошенко. – В общественном сознании он приобретает статус, сравнимый с тем, который имеют рок-звезды. Многие из публики хотят быть как-то причастны к искусству. Если у вас дома висит картина, то во время ужина вы имеете хороший повод для интеллектуального разговора».
В Москве подобного центра нет, поэтому Владимир Путин «вынужден» открывать выставки в Гуггенхайме и Стейдлике. Комментируя выставочную активность президента, известный российский галерист Марат Гельман говорит: «Влиятельные люди ценят интеллектуальный эксперимент в современном искусстве очень высоко. Являясь маргинальным, оно оказывается полигоном для проработки будущего».