Автомобилестроение
«Еврокар» выезжает на популярности иномарок
Компания «Еврокар» заявила о планах произвести в 2007 г. в Украине более 31 тыс. автомобилей (из них – 21,5 тыс. Skoda, 8,5 тыс.Volkswagen и 1,4 тыс. Seat). Для сравнения: за время существования производства (с марта 2002 г.) до января 2007 г. она выпустила в общей сложности 50 тыс. авто. Из них более 21 тыс. – в 2006 г. Существенный рост объемов производства автомобилей марок Volkswagen Group в Украине обусловлен открытием в мае 2006 г. нового завода по производству автомобилей MKD-способом (мелкоузловая сборка). Перспектива расширения производственных мощностей завода «Еврокар» – до 120 тыс. автомобилей в год.
Наращивание объемов производства и продаж созвучно тенденции роста спроса на автомобили зарубежных марок в Украине. В частности, после введения в июле 2006 г. экологических норм «Евро-2» ускорился рост продаж иномарок, тогда как продажи автомобилей производства России стали снижаться.
Многие иномарки продемонстрировали в прошлом году высокую динамику. К примеру, по данным «Еврокар», рост продаж автомобилей Skoda в 2006 г. составил более 57%. Это позволило Skoda укрепить позиции в пятерке лидеров рынка (после ВАЗ, Daewoo, Chevrolet и ЗАЗ).
Производство
«Сандора» крепится винами
Инвестиции в новые линии включены в $20 млн., которые компания изначально запланировала на строительство и развитие завода.
По данным исследований MEMRB, на конец 2006 г. вина компании занимают 13,2% отечественного рынка, а среди вин в упаковке Tetra Pak являются абсолютными лидерами. Учитывая занимаемые позиции на рынке и то, что в нижнем ценовом сегменте спрос на вина в упаковке Tetra Pak постоянно растет, это направление для «Сандоры» является достаточно прибыльным.
В ближайших планах компании – запустить еще две линии: по розливу соков в упаковку Tetra Pak Prisma емкостью 0,5 л и в семейную ПЭТ-упаковку. Реализовать эти планы компания намерена к апрелю 2007 г. До конца года производство соковой продукции вырастет на 24%, а вина – на 15%.
Развитие бизнеса
«АМИ» верит в идею франчайзинга
Первый магазин сети, насчитывающей сегодня около 60 торговых точек по всей стране, появился в начале 2005 г. В этом направлении компания видит большие перспективы. «В ближайшие 3-5 лет уровень объемов закупки франшиз украинскими бизнесменами будет только расти», – прогнозирует Андрей Санин, директор отделения «Компьютеры АМИ». В рамках программы преобразования бизнеса компания «АМИ» также планирует строительство нового складского комплекса (класса «В») и сервисного комплекса (в Донецке). Кроме того, программа предусматривает создание компьютерного производства (к лету 2007 г.). В ближайшей перспективе это позволит увеличить производство компьютеров компанией на 40%, а затем – достичь 100% роста (до 10 тыс. персональных компьютеров в месяц).
Банки
«Форум» пока не продается, а развивается сам
Помимо наращивания уставного капитала, финучреждение планирует проводить активную работу на внешних рынках заимствований. Основными источниками привлечений, по словам Я. Колесника, будут синдицированные кредиты: «Сегодня мы готовим два синдицированных займа на общую сумму $130-150 млн., – сказал он. – Они будут оформлены уже в I квартале нынешнего года». Кроме того, банк планирует привлечь еще $150 млн. во втором полугодии. Напомним, что в прошлом году финучреждение привлекло $60 млн. в виде синдиката и $100 млн. путем выпуска трехлетних еврооблигаций.
Такие шаги помогут банку диверсифицировать ресурсную базу в 2007 г. и позволят реализовывать свою стратегию развития без привлечения внешних инвесторов. Несмотря на большой интерес к банку со стороны иностранных покупателей, у него отсутствуют какие-либо обязательства относительно его продажи. «Мы приняли решение найти партнера, который разделял бы нашу стратегию, наши корпоративные ценности, – подчеркнул Я. Колесник. – Найти стратегического инвестора и найти партнера – разные вещи». Впрочем, по его словам, банк готов продать пакет в размере более 51%. В то же время банкир отметил, что не может прогнозировать, что ситуация с продажей банка прояснится даже в первом полугодии 2007 г.
Одним из наиболее интересных направлений развития банка является открытие и развитие представительств за рубежом. Одно уже есть в Чехии. До конца I квартала этого года также планируется открыть представительство в Казахстане. «Мы обратили внимание на те направления, которые сегодня практически не освоены, – объяснил Я. Колесник. – Например, между Украиной и Казахстаном есть бизнес, который никто не сопровождает».
Маркетинг
«Юнилевер» эксплуатирует идею путешествий
Создав подборку чайных смесей (с лепестками розы, корицей, кусочками цитрусовых и т. д.), компания продолжает эксплуатировать идею путешествия по миру посредством чаепития. Эта же идея становится актуальной и на других рынках. К примеру, «Крафт Фудз Украина» в прошлом году представила линейку шоколада «Корона» «Вкусы мира».
Компания «Юнилевер» – лидер на рынке чая (по суммарной рыночной доле брендов), она покрывает такие сегменты, как sub premium ТМ Lipton, middle – Brooke Bond и mass – «Беседа». По данным ACNielsen, за период октябрь-ноябрь 2006 г. доля Lipton составляет 16,9% в денежном выражении.
«Как любая амбициозная компания мы стремимся к лидерству во всех ценовых категориях. Точную цифру называть бессмысленно, так как она будет зависеть в том числе и от развития (и рыночных долей) наших конкурентов», – комментирует ситуацию бренд-менеджер “Lipton” в Украине. А конкуренты сильные. В частности, в компании признают, что очень динамично развивается один из лидеров российского рынка – «Орими Трейд», которая в 2005 г. вывела в Украине ТМ Greenfield в сегменте premium. «Мы можем прогнозировать ее высокую заинтересованность в украинском рынке и соответственно повышенную активность на нем», – говорят маркетологи «Юнилевер».
Вывод новой линейки призван удовлетворить потребность украинцев в чайных смесях и подтвердить статус компании как лидера рынка и инноватора. (Тенденция увеличения интереса к чайным смесям появилась около двух лет назад.)