Украинские производители ноутбуков не выдерживают конкурентной борьбы с иностранными компаниями
По подсчетам аналитиков компании Merrill Lynch, мировой рынок ПК близок к переломному моменту, когда доходы от продажи ноутбуков превысят получаемые от настольных компьютеров. В 2006 г. от продаж настольных устройств производители получили 47% дохода, а ноутбуки принесли им 41,6%. В 2007 г. секторы поменяются местами: на мобильных компьютерах компании заработают 45,6%, а на десктопах – 43,1%. В 2008 г. от продаж ноутбуков производители получат 50% дохода, а от настольных систем – 40%. По объемам поставок (в штуках) на развитых рынках ноутбуки начнут обходить десктопы в конце 2008 – начале 2009 г.
Местным маркам остается все меньше места
Воодушевленные успехом на рынке настольных систем (где им сейчас принадлежит около 90%), украинские производители компьютеров несколько лет назад начали предлагать и ноутбуки под собственными торговыми марками. Какое-то время им удавалось быть заметными на фоне мировых брендов за счет более низких цен, полной локализации моделей и лучшего соответствия спросу за счет характеристик и комплектации, а также предложения более эффективного сервиса. Для производства они и сейчас используют так называемые barebone-комплекты («костяки»), поставляемые на мировой рынок несколькими тайванскими и китайскими компаниями. За счет огромных объемов азиатские производители могут предлагать свою продукцию по относительно низкими ценам.
Но к настоящему времени преимущества украинских производителей ноутбуков практически исчерпались. Мировые производители хорошо поработали над снижением себестоимости своих моделей (в том числе и за счет передачи их производства поставщикам, делающим barebone-комплекты), расширили ассортимент за счет моделей нижнего ценового диапазона, укрепили специализированные сервисные структуры. В результате у украинских производителей остается все меньше надежды на поддержание конкурентных преимуществ своих продуктов на отечественном рынке. Тем более что у нашего потребителя все большим спросом пользуются навороченные модели, которые для многих являются в значительной мере статусным товаром. Украинским производителям пока не по силам производить такие модели.
В настоящее время компания Intel пытается вдохнуть новые силы в barebone-движение, приступив к реализации программы Intel Common Building Block. В ее рамках она поставляет стандартные блоки, позволяющие собирать из них ноутбуки различных конфигураций. Но о коммерческом эффекте этой инициативы пока говорить рано.
В украинских каналах продаж все больше преобладают ноутбуки мировых производителей. Аналогичные процессы происходят и в России, где еще недавно местным маркам принадлежало до 45% рынка. Но сейчас многих из них просто уже нет на рынке.
Лидеры борются за национальные рынки
В мировом масштабе лидерами в производстве ноутбуков под собственными торговыми марками являются (по алфавиту) Acer, Apple, ASUSTeK (ASUS), Dell, Fujitsu Siemens, HP, Lenovo, Samsung, Sony, Toshiba. В различных регионах верхняя часть списка выглядит по-разному. Так, в Европе, по данным IDC за первое полугодие 2006 г., лидировали Acer, HP, Toshiba, Dell и Fujitsu Siemens. В Украине в 2005 г., по данным AVentures, лидировали Samsung (18,5%), ASUS (18%), Acer (17%), HP (11,5%) и Toshiba (10,5%).
С конца 2005 г. компания ASUSTeK стала значительно больше внимания уделять ноутбуковому направлению своего бизнеса, проводя политику продаж фактически по заниженной цене. В результате она на протяжении уже пяти кварталов является наиболее быстрорастущим брендом на европейском рынке. По предварительным подсчетам, в 2006 г. компания поставила в Европу 1,6 млн. мобильных систем, что на 90% больше прошлогоднего. В 2007 г. ASUS надеется преодолеть планку в 2,8 млн. и войти в первую пятерку на европейском рынке. Такие усилия сказались и на украинском рынке – в 2006 г. ASUS стала его лидером.
Уступив пальму первенства своему конкуренту, Samsung не намерена мириться с ослаблением позиций на рынке, который считает для себя стратегически важным. По словам Юрия Погребняка, руководителя департамента IT украинского представительства Samsung, компания в текущем году намерена вернуть утерянное. Способствовать этому должны следующие факторы:
• повышение глобальной конкурентоспособности компании;
• реформирование системы работы с каналами продаж в Украине;
• совершенствование модельного ряда компьютеров.
До недавнего времени Samsung в мировом масштабе по объемам производства ноутбуков заметно уступала лидерам рынка. Это приводило к относительно меньшему объему закупок комплектующих и влекло за собой более высокую цену на них. Кроме того, некоторые новинки (процессоры, чипсеты, платы), которые всегда в дефиците, доставались компании не в первую очередь. Как следствие – производители-лидеры имели возможность снимать сливки на рынке. Но в 2007 г. компания надеется на изменение ситуации. По заявлениям ее руководства, объемы производства (и соответственно закупок) существенно выросли, с поставщиками комплектующих проведены успешные переговоры, и новые соглашения заключены на гораздо лучших условиях.
В Украине же Samsung начала движение вглубь канала продаж. Была произведена организационная перестройка, которая включала введение в штат представительства людей, задача которых – работа с розницей, сетями электроники. Три человека в организационной структуре будут непосредственно заниматься работой с дилерами второго звена, потенциальными покупателями из среды малого и среднего бизнеса (SMB). Назначен технический специалист для работы с прессой, выделен тренер по продуктам, в задачи которого входят встречи с партнерами с целью ознакомления их с преимуществами товара. Модельный ряд существенно расширен. В настоящее время он не уступает ассортименту предложения лидеров рынка.
Кроме того, Samsung будет продолжать вкладывать значительные средства в маркетинговую поддержку ноутбуков. По заверению Юрия Погребняка, компания намерена очень гибко их расходовать – в зависимости от складывающейся ситуации на рынке и активности конкурентов. У представительства имеются полномочия по самостоятельному внесению коррективов в бюджет.
В 2008 г. от продаж ноутбуков производители получат 50% дохода, а от настольных систем – 40%.
По оценкам Samsung, в настоящее время через розницу в Украине осуществляется до 55% продаж ноутбуков, 10-15% приходятся на закупки крупных коммерческих и госструктур, 30-35% – на предприятия SMB. Львиную долю розницы составляют продажи через сети супермаркетов электроники, и их значимость продолжает быстро расти. В данном случае дистрибьютор фактически становится партнером по логистике, а маркетинговые условия продаж и цены обсуждаются непосредственно с сетями.
При этом, по словам Юрия Погребняка, отсутствует проблема «серых» поставок (по крайней мере для их бренда в Украине). Подобная ситуация объясняется тем, что, во-первых, производитель внимательно относится к ценовой политике на различных рынках и не допускает неоправданных разрывов. Во-вторых, по официальным каналам поставляются полностью локализованные модели, что упрощает их продажу и больше нравится покупателям.
В 2006 году рост – 100% Согласно исследованиям DRAMeXchange, мировой рынок ноутбуков в ближайшие пару лет будет продолжать активно развиваться. Ожидается, что глобальные продажи в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом вырастут на 20%. В первом полугодии будет продано 195 млн. ноутбуков. Другая исследовательская организация – UBS Investment Research – считает, что в 2007 г. объем мирового рынка ноутбуков вырастет на 26%. В дальнейшем рост будет замедляться: в 2008 г. – 20%, в 2009 г. – 19%. Двухъядерность и широкие экраны Массовым стало использование широкоформатных матриц. Если в начале прошлого года производители еще колебались, то уже к концу стало очевидным, что время «обычных» матриц с соотношением сторон 4:3 прошло. Матрицы 16:10 и 16:9 применяются уже не только в мультимедийных компьютерах, но также в бизнес- и даже бюджетных устройствах. В ноутбуках реализуются новые коммуникационные технологии. К Wi-Fi, наверное, уже все привыкли. Появляются новая версия Bluetooth v.2.0+EDR и встроенная поддержка IP-телефонии. Важным событием прошлого года стало и появление оптических приводов повышенной емкости, основанных на сине-фиолетовых лазерах. Пока оба стандарта – Blue-ray и HD-DVD – развиваются параллельно. Но скорее всего рынок в ближайшее время выберет из них победителя. Обещания, данные в начале прошлого года в отношении направления Ultra Mobile PC (новое поколение мобильных устройств по цене $600), как показали первые образцы Samsung Q1 и ASUS R2H, пока не сбылись. Но мобильная революция может произойти в 2007 г., если цена данных устройств снизится, а время автономной работы достигнет 6-8 часов. Ноутбуки становятся мобильнее Какие технологии будут оказывать наибольшее влияние на развитие рынка ноутбуков? Выход новой операционной системы Microsoft Vista будет стимулировать интерес покупателей к моделям среднего и дорогого класса, которые в полной мере позволят использовать ее функциональные возможности. Однако предъявляемые ею системные требования существенно отличаются от требований предыдущей ОС. В то время как для Windows XP минимальным требованием к объему оперативной памяти было 256 Мб, для комфортной работы Vista Basic и Premium рекомендуется как минимум 512 и 1024 Мб соответственно. В поддержку инициатив софтверного гиганта выступает Intel, которая выпускает очередную новую платформу Santa Rosa. Еще одна интересная тенденция – активное смещение акцентов в форм-факторах экранов. На смену классическим пропорциям 3:4 приходят широкие (Wide) матрицы. Такая смена приоритетов происходит во всех сегментах. Появление в прошлом году нового стандарта ультрамобильных компьютеров UMPC (Ultra Mobile Personal Computer), который был реализован, например, в ноутбуке Samsung Q1. Как вы сегментируете свою продуктовую линейку по предназначению ноутбуков? P: профессиональные решения. Ноутбуки, рассчитанные на корпоративных клиентов. Они сочетают в себе мощность и проверенные технологии для сохранения преемственности и совместимости. Q: ультрапортативность. Суперкомпактные решения, позволяющие всегда ощущать под рукой мощь мобильного офиса. Каковы ваши планы относительно внедрения в ноутбуках приводов с сине-фиолетовыми лазерами? Каждый третий продаваемый компьютер – ноутбук В данный момент лидер продаж в сети «Эльдорадо» – ноутбук с объемом оперативной памяти 512 Мб, емкостью жесткого диска 80 Гб, оснащенный устройствами для чтения и записи DVD- и CD-дисков. Особое внимание покупатели уделяют дисплеям, поскольку, кроме офисной работы, ноутбуки используются еще и для просмотра фильмов, фотографий, а также для игр. Именно поэтому предпочтение отдается широкоформатным дисплеям с диагональю 15,4 дюйма. Что касается ценовых предпочтений, то наиболее популярными являются устройства в категории до $900. Именно в этот диапазон попадает немало ноутбуков с оптимальным соотношением цена/качество, которые вполне оправдывают дополнительные затраты по сравнению с настольными системами. Кроме того, у нас часто проходят акции, когда современные функциональные компьютеры продаются по цене от $600.
Общие тенденции на повышение мощности при уменьшении или сохранении габаритов и веса ноутбуков сохраняются. Однако можно выделить несколько стимулирующих событий, которые произойдут в текущем году и будут влиять на выбор покупателей.
Линейка X: мобильность и производительность. Классические тонкие и легкие ноутбуки.
М: мультимедийные решения. Мощные и хорошо оснащенные ноутбуки.
R: оптимальное сочетание. В данную линейку входят сбалансированные модели и их конфигурации, позволяющие решать широкий спектр задач при приемлемой стоимости. Рассчитаны на сегмент домашних пользователей и малые офисы.
Технология Blue-ray – это совместная разработка Samsung и Sony Corporation. Мы надеемся, что она окажется более успешной, чем HD-DVD, поскольку при примерно одинаковой стоимости привода технология Blue-ray позволяет записывать на диск в два раза больше информации (25 Гб против 13 Гб). В ноутбуках Samsung такие приводы появятся во втором полугодии 2007 г.
– На сегодняшний день основными покупателями ноутбуков в нашей сети являются представители так называемого среднего класса в возрасте 25-40 лет. Кроме того, сейчас мы наблюдаем рост продаж ноутбуков для молодежи – студентов и старшеклассников. Это объясняется падением цен и значительно возросшей функциональностью данных устройств. Многие из современных ноутбуков ни в чем не уступают настольным компьютерам, но в то же время компактнее и мобильнее. Часто ноутбуки покупают в дополнение к уже имеющемуся настольному компьютеру.