Если художнику удалось сделать категорию счастья своим брендом, за его работами может выстроиться очередь.
Гертруда Стайн в ХХ веке писала: «Роза – это роза – это роза», объясняя, что она хочет вернуть слову «роза» его скрытую силу, дать нам возможность почувствовать запах цветка в тот момент, когда мы будем читать это слово. Она могла вернуть это слово к жизни, только превратив его в напев, поскольку считала, что «быть поэтом в век заката вдвойне сложнее». Но и в ХХІ веке мало что изменилось: творцам искусства, чтобы снова сделать его выразительным, необходимо найти какой-то новый язык, новую стилистику, новые реалии.
Украинская художница Евгения Гапчинская стала знаменитой лишь недавно, когда нашла свою, новую, ни на какую другую не похожую нишу. Она сделала счастье своим брендом, заселив свои светлые и жизнерадостные картины смешными трогательными человечками, ангелами, эльфами; сумела найти поэзию в банальных предметах и действиях. Ее стали называть «поставщиком счастья №1», а это, согласитесь, товар абсолютно беспроигрышный. Картины художницы раскупают музеи, галереи и частные лица, которые могут позволить себе такое счастье. Среди них Лучано Паваротти, Никита Михалков, Андрей Шевченко, Олег Янковский, София Ротару. Почему именно эти образы оказались столь востребованными? Да потому что счастье нужно всем.
Я – как волшебница, как сладкая конфета…
«Если вы видите ангелов и эльфов – это не значит, что вы умерли». Евгения Гапчинская об этом знает не понаслышке. Сейчас успех этой художницы объясняют ее феноменом, заключающемся прежде всего в том, что она, как птица Феникс, восстала из пепла. Сначала в детстве смогла преодолеть тяжелую болезнь, когда шансов почти не было. Затем – 11 лет академического художественного образования, которое оказалось невостребованным. Потом, пытаясь выжить и преодолеть бедность, бралась за любую работу и чуть не стала менеджером, забыв, что она – художник: «Первое, что я нарисовала после перерыва, был эльфик. Я снова начала рисовать, потому что немного душевно успокоилась: у меня была зарплата, и мне казалось, что все превосходно. Стала рисовать просто для себя, чтобы дома на стену что-то повесить. А потом оказалось, что это и другим нравится, люди готовы за это платить. После выставок все картины раскупались».
Для нее не существует мелочей, она все замечает и переносит на свои холсты, где фантастическое переплетается с реальным. Ее ангелочки, эльфы, мальчики и девочки занимаются вполне земными, повседневными делами, доставляющими им неземное наслаждение: «Конфета за щекой», «Коллекция жуков», «Я тебя поймал», «Я как волшебница», «Я как сладкая конфета…». Вспоминаете ли вы, глядя на эти работы, свое детство? А то, что всегда сидело у вас в голове, но вы никак не могли дать ему название и теперь вдруг увидели? Некоторые критики стали упрекать художницу в инфантилизме и повторах. Но если уж она смогла изобразить добро и счастье, то почему бы ей не нарисовать это сто раз вместо того, чтобы искать какой-то другой, банальный, мотив… «Во мне слоеный пирог, состоящий именно из этих образов. Я готова к упрекам в мой адрес за то, что всю жизнь рисую одно и то же. Но что делать, если меня населяет одно и то же, – других человечков у меня нет».
Зачем мне рай, если в нем нет шоколада…
«Если все хотят от вас заполучить свой персональный кусочек счастья, это не значит, что надо следовать моде и идти на поводу у публики». Евгения Гапчинская хоть и создала свой фантастический мир, однако сама вполне реалистичный человек: «В Германии, увидев, как все ахают, трогая мои портреты «за нос», я поняла, что умею делать то, чего они не умеют. А потом как-то внезапно стали поступать предложения от галеристов Парижа, Москвы, Лондона, Франкфурта. Сейчас говорят, что я модная художница. Может быть, это и так, но о том, что мои картины купил Лучано Паваротти или какая-то другая знаменитость, я как-то не задумываюсь. Не было такого, чтобы я, проснувшись утром, подумала: «Я знаменита». На поводу у моды никогда не пойду. Если начнешь подстраиваться под то, что хочет публика, проиграешь. Для меня существует один критерий: если мне нравится – я делаю. Причем если не сделаю, то умру. А когда произойдет совпадение: то, что нравится рисовать мне, понравится и людям – это станет для меня моментом великой благодати».
От клиентов ей всегда хочется услышать, что им больше всего на свете нравится. Один человек признался, что обожает блинчики с икрой, и появилась серия работ «Блинчики с черной икрой». Кто-то рассказал ей, какой он сладкоежка. «Я сладкое вообще-то не люблю, но мне нравится создавать этот сладкий мир с конфетами, пирожными, шоколадом. Для меня это объект эстетики с большой глубиной – такая огромная радостная страна», – говорит Евгения. Идеи подбрасывают ей клиенты, за что она им очень благодарна. Так приходят удачные образы с подходящими названиями: «Зачем мне рай, если в нем нет шоколада», «О, шоколад, ты лечишь разбитое сердце», «Ах, как сладко все то, что нельзя». Вот и вся обратная связь. На поток она не работает, одни и те же картины не тиражирует. Желающих купить становится все больше, а количество картин не увеличивается. Возрастает только цена и эксклюзивность.
Такие сны так редки, так желанны…
«Если вам звонят из Vogue, это не значит, что вы спите и вам это приснилось. Скорее всего это означает, что к вам пришла слава. Когда позвонили из Vogue, у меня душа ушла в пятки, я не могла в это поверить. Они меня сами нашли». Vogue ее заметил, потому что, во-первых, ее работы излучают море позитива. Глядя на них, понимаешь, что о детстве не надо вспоминать, им надо жить. Тогда и трудности будут казаться мелкими детскими огорчениями. Во-вторых, фундаментальная академическая школа ведь никуда не делась: и чашки, и конфеты, и пустынные пляжи с чайками выписаны филигранно. И цвет, и глубина, и воздух, и настроение – все присутствует даже в самой маленькой картине. Для российского издания Vogue Евгения Гапчинская сделала несколько проектов. В «Шопинге» ее девочка путешествовала по магазинам – от игрушек, посуды, обуви до ювелирных украшений – и представляла известные модные марки. В другом проекте совершенно по-новому были представлены всемирно известные модельеры – от Коко Шанель до Жана-Поля Готье. А вскоре открылась еще одна грань ее мастерства: Иван Малкович до сих пор всем с восхищением рассказывает, как ему повезло, что он нашел такую классную художницу, сделавшую иллюстрации для его книг «Лиза и ее сны», «Чарли и шоколадная фабрика». Для издательства «Фолио» она сейчас работает над детскими книгами Андрея Куркова, занимается оформлением «Алисы в Стране чудес». Когда присутствующие на Ukrainian Fashion Week увидели коллекцию WAWA с рисунками художницы, к ней стали подходить и спрашивать, нельзя ли сделать полотенца или тапочки с изображением ее картин? Она ответила: «А почему бы и нет?». Свою славу, востребованность, признание знаменитых персон, издательств и журналов Евгения Гапчинская воспринимает мудро, чудом не считает. «Просто надо много работать, – говорит она. – Чтобы произошло чудо, достаточно просто его сделать, а не бесконечно рассуждать о чудесах».
Поставщик счастья №1
Евгения Гапчинская, художник и дизайнер. Родилась в 1974 г. в Харькове. Окончила художественное училище (1992 г.) и Харьковский художественно-промышленный институт (1997 г.). Стажировалась в Нюрнбергской академии художеств (1998 г.). Устраивала персональные выставки в Киевском музее русского искусства, «АртМанеже» (Москва), London Contemporary Artgalery (Лондон), галерее Hallenhof (Нюрнберг), а также во многих частных галереях Киева, Одессы, Москвы.
Сотрудничает с русским изданием журнала Vogue. Исполняла по его заказу серию «Шопинг» (2005 г.) и серию о модельерах с мировым именем (2006 г.). Как дизайнер принимала участие в «Сезонах моды» (2006 г.). В качестве иллюстратора детских книг работает с издательствами «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», «Фолио».
Картины Евгении Гапчинской находятся в коллекциях Лучано Паваротти, Инны Чуриковой, Олега Янковского, Никиты Михалкова, Анастасии Волочковой, Владимира Спивакова, Софии Ротару, Андрея Шевченко, Тины Канделаки, Андрея Малахова, Маши Ефросининой, Юрия Горбунова.
В 2006 г. в центре Киева открыла свою частную, постоянно действующую галерею Gapchinska.