Будущее пока не актуально

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 22 апреля 2010 г

Привязка рекламных кампаний и брендов к обещаниям «светлого завтра» в современной Украине почти потеряла смысл.

Со второй половины 1999-го по середину 2008 г. в Украине наблюдалась линейная тенденция развития: из года в год увеличивались доходы людей и то, что они могут купить за свои деньги, уменьшалась доля затрат на продукты питания в общей структуре расходов семьи, а также увеличивалось количество дорогих покупок. Преодолев психологический барьер, люди стали использовать кредитные деньги. Росли оптимистические настроения, уверенность в будущем.

В стране активно формировались две новых психографических группы — «индивидуалисты» и «максималисты». «Индивидуалисты» подчиняют свою жизнь ценностям самореализации, заботы о себе — многое в жизни, в обществе они воспринимают как инструменты для достижения личных целей. «Максималисты» идут дальше: отстаивая свое «я», они готовы идти вразрез с общественным мнением, не очень склонны к компромиссам. Обе психографические группы были твердо уверены, что лучшее впереди, и это самое лучшее наступает неизбежно, потому что ты делаешь его своими руками. Их девиз: «Все зависит от нас».

Фактически люди с индивидуалистическим и максималистическим мышлением стали локомотивом, главной движущей силой роста требований к качеству продуктов и услуг, роста потребления товаров в сегментах «средний +», «высокий», luxury. Именно они очень часто становились в глазах общества символами успеха и благополучия. Таких людей привлекали разнообразные новинки, обещания «приблизить будущее», рассказы о том, каким безоблачным, статусным, благополучным будет их будущее, если они начнут покупать конкретные бренды.

В конце 2008 — начале 2009 г. обесценились сбережения и серьезно снизились реальные доходы большинства наших соотечественников. Заработки многих людей стали нестабильными. В результате страну охватила волна падения спроса на очень многих рынках. Гривня, как в 1998–1999 гг., стала массово трансформироваться в доллар и евро, то есть в свое­образные «сокровища», которые лежат на черный день.

Параллельно начал происходить массовый пересмотр потребителями того, что они покупают. Увеличилась доля более дешевых товаров. Проявился чисто психологический феномен: на цену при покупке товаров ежедневного потребления стали обращать внимание даже те люди, которые по-прежнему, несмотря на кризис, могут позволить покупать себе то, что хотят. Планирование индивидуальных и семейных бюджетов стало более жестким. Вера в то, что будущее будет лучше, чем настоящее, рассыпалась на глазах.

Люди все больше покупают уже проверенные продукты или товары новых брендов, но «без особых наворотов». Любители новейших моделей мобильных телефонов, являющихся одновременно коммуникаторами и плеерами, «вдруг» поняли: главное, что должен делать мобильный телефон, — это принимать звонки и давать возможность связаться с другими людьми. Тот, кто еще полтора года назад был готов купить «дорогую брендовую» сантехнику, «вдруг» понял, что смеситель или унитаз бренда средней руки ему вполне подойдет на ближайшие несколько лет. Да и в целом люди стали рассматривать будущее в более краткосрочной перспективе — максимум два-три года.

Поэтому когда видишь рекламу новых мобильных телефонов со слоганом «Форма будущего» или рекламу новой металлочерепицы со слоганом «Мы знаем, что будет модным через 40 лет», понимаешь, что такие рекламные кампании не достигнут цели. Массовый потребитель перестал «болеть» будущим — его интересует настоящее. Как жить сегодня, чем бренд может быть полезен в данный момент, почему я должен выбрать этот бренд именно сейчас, учитывая существующую экономическую ситуацию, — эти вопросы волнуют сегодня украинских потребителей намного больше. Такой подход массово набирает обороты и у нормально оплачиваемых представителей среднего класса — тех же офисных работников крупных и средних компаний. Тема будущего останется актуальной на технологичных рынках — ноутбуки, мобильные телефоны и проч. Но даже там в ближайшие годы она будет будоражить сердца лишь отдельных сегментов, а не большинства потребителей.

А что приходит на замену?

Во-первых, растет значение таких интегральных ценностей, как надежность и качество. Понимание качества становится более конкретным, требования к нему — менее максималистичными: люди допускают, что даже в вопросе качества могут быть компромиссы, если ты платишь за товар меньшие деньги. Соответственно потребители открывают для себя многие марки, на которые раньше не обращали внимания.

Во-вторых, в мотивации выбора покупки стало больше рациональных аргументов мотивы. Во многом изменились при этом эмоциональные мотивы. На смену престижности, принадлежности к современному поколению к любителям инноваций все больше приходят семейные ценности, желание стабильности, порядка, внутреннего спокойствия.

В-третьих, на первый план часто выходят простота и удобство. «Удобство — в простоте» может стать очень перспективным направлением в позиционировании новых брендов и в развитии существующих.

Залишити відповідь