Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 19 октября 2010 г
Продвижение сотрудников по служебной лестнице всегда считалось наградой за их лояльность, однако в
Правда ли, что частые переходы из одной компании в другую гарантируют человеку стремительное развитие карьеры? Моника Хамори, профессор управления персоналом в мадридской бизнес-школе Instituto de Empresa, на этот вопрос отвечает однозначно: нет. Более того, ее многолетнее исследование показывает, что это одно из четырех главных заблуждений руководителей в ходе построения их карьеры.
Заблуждение первое: «летуны» всегда в выигрыше. Люди, часто перескакивающие с одной работы на другую, обычно следуют наставлениям карьерных консультантов, советующих им постоянно осуществлять мониторинг рынка в поисках новых возможностей. Однако анализ послужных списков 1000 директоров крупнейших компаний из США и Европы, проведенный Хамори, показал: нынешние руководители в течение жизни, как правило, меняют лишь трех работодателей, а 25% СЕО вообще верны только одной организации.
Еще один вывод исследования: чем дольше сотрудники работают в компании, тем быстрее они оказываются на верхней ступени иерархической лестницы. Отчасти это объясняется тем, что организации лучше знают своих людей, потому их назначение на новую должность считают менее рискованным, нежели приглашение кандидата со стороны. Один из рекрутеров объяснил Хамори, что менее трех лет, проведенных в компании, — недостаточный срок для внесения значимого вклада в развитие бизнеса, поэтому не может приниматься в расчет. «Летунов» же он склонен расценивать как легкомысленных людей, не способных на взвешенные решения.
Уроки для менеджеров. Следует помнить о том, что рекрутеры ищут кандидатов, у которых «внутренние» и «внешние» переходы сбалансированы. Львиная доля руководителей достигли славы благодаря тому, что сохраняли преданность компании.
Заблуждение второе: любой карьерный шаг должен быть шагом вперед. Вопреки стереотипному представлению, смена работы не обязательно предполагает продвижение по службе или получение должности в более крупной организации. Да, по оценкам Хамори такие удачи происходят в 40% случаев. Однако столько же карьерных шагов (кстати, часто совершаемых успешными руководителями) являются горизонтальными, когда менеджеры соглашаются на аналогичную позицию в другом функциональном региональном подразделении или смежной отрасли. Каждый пятый переход оказывается «шагом назад» и сопровождается сужением круга обязанностей и полномочий. Вероятность того, что руководителю удастся перепрыгнуть сразу через несколько ступеней карьерной лестницы, составляет всего 5%.
Конечно, понижения в должности вряд ли украсят ваше резюме, а вот горизонтальные переходы могут открыть потрясающие возможности. Особенно если это приблизит ваши шансы скорого карьерного роста, позволит освоить новые знания или подкрепит ваш личный бренд за счет блестящей корпоративной репутации нового работодателя.
Уроки для менеджеров. Стремительный взлет в отличие от неспешного движения по восходящей, включающего в себя как шаги вверх, так и в сторону, не всегда гарантирует долгосрочный успех. Одна пищевая корпорация, насчитывающая более 60 тыс. сотрудников, разрабатывает для каждого потенциального лидера индивидуальный десятилетний план развития. В компании верят, что универсальный специалист со знаниями в области финансов, маркетинга и HR — оптимальный претендент на высший пост. Причем многие компании разделяют это убеждение. Те же сотрудники, которые всегда занимаются чем-то одним, могут добиться заметных успехов в начале карьеры, однако из-за своей узкой специализации быстро достигают потолка. Не забывайте также и о том, что порой назначение, которое выглядит как повышение, на самом деле может оказаться дорогой в никуда. Майкл Т. работал юристом в одной технологической корпорации, и когда ему предложили возглавить юридический отдел в одном из семи подразделений, он не раздумывая согласился. Его новая должность теперь звучала солиднее, управленческие функции расширились, а отчитывался он непосредственно перед руководителем подразделения. Однако сработаться с ним Майклу не удалось, так что он был вынужден уволиться.
Заблуждение третье: крупная рыба водится в большой реке. Крупные бизнес-игроки вроде Goldman Sachs или Morgan Stanley часто «обмениваются» профессионалами. Их корпоративные культуры похожи, поэтому они, не стыдясь, переманивают друг у друга опытных сотрудников. Хамори проанализировала карьерные переходы 14 тыс. менеджеров из отрасли финансовых услуг и пришла к интересным результатам. В 64% случаев, когда руководители покидали крупные компании, они переходили в меньшие по размеру и не столь известные, но при этом обычно получали более авторитетную должность. Таким образом руководители извлекали материальную выгоду из высокой репутации своего бывшего работодателя. А каждый четвертый, кто трудоустраивался в более солидную структуру, спускался по служебной лестнице на ступень ниже — это плата за шанс приобщиться к сильному корпоративному бренду.
Уроки для менеджеров. Постарайтесь как можно раньше устроиться в узнаваемую компанию. Рекрутеры склонны соотносить имя организации с компетентностью ее сотрудников. Переходить в мелкую фирму стоит лишь тогда, когда вам предлагается не просто повышение в должности и зарплате, а действительно потрясающие карьерные перспективы. Вышеупомянутый Майкл Т. присоединился к крупной компании сразу после получения юридического диплома, однако в результате возникших разногласий с боссом перешел в небольшую юридическую контору, занимавшуюся консультированием судоходных компаний. Его зарплата выросла на 50%, но вскоре он пожалел о своем решении. Когда же юрист вновь попытался отыскать место среди сильных, он понял: работа в малоизвестной фирме отбросила его на годы назад. В итоге этот человек устроился в госсекторе и до сих пор считает, что тот переход оказался для него роковым.
Заблуждение четвертое. Смена сферы деятельности наказуема. Ошибочно думать, что смена отрасли или направления деятельности станет для вас гибельной. На самом деле «перебежчики» имеют не меньше шансов продвинуться наверх, нежели консерваторы. Как показывают результаты исследования, в 29% случаев менеджеры переходят из одной отрасли в другую и в 23% — из одного сегмента отрасли в другой (например, из страхования в банковские услуги).
Для чего же компании нанимать «перебежчиков»? В некоторых случаях другая отрасль может похвастаться более профессиональными кадрами. Менеджер одного рекрутингового агентства, специализирующегося на КаБаРе, признается, что 40% всех кандидатов он ищет в «чужих» отраслях: «Я стараюсь искать компании, известные своей приверженностью стандартам качества. Если клиент хочет нанять человека с опытом работы в маркетинге, я выбираю кого-то из P&G, если с достижением целевых финансовых показателей, тогда из PepsiCo». С таким же успехом человек, имевший достижения в сфере повышения продаж, может перейти из одежной компании в химическую, если его новый работодатель нацелен на рост дохода. Это подтверждает и статистика: 17% топов, чьи послужные списки изучала Моника Хамори, могут похвастаться опытом работы в трех и более отраслях, а 49% СЕО — более чем в одной.
Уроки для менеджеров. Внимательно изучите отрасли, где ваши умения и навыки могут представлять реальную ценность. Некоторых специалистов очень трудно найти, поэтому они могут рассчитывать на более высокую зарплату. Маркус, бывший летчик ВМС, не имея опыта работы, сумел получить должность финансового аналитика в банке SunTrust с прибавкой 50% к жалованию, поскольку компания искала человека с опытом работы в оборонном секторе. Через три года он уже был начальником отдела. Не гнушайтесь также промежуточной работы, которая позволит вам освоить новые умения и навыки.
Карьера каждого человека уникальна, и порой шаг, выигрышный для вас, для ближайшего коллеги окажется разрушительным. Заблуждения, описанные Моникой Хамори, базируются на опыте реальных людей, принимающих конкретные решения. Но может случиться так, что, например, частое перескакивание с одной работы на другую в вашем случае станет наиболее быстрым способом добраться до вершины иерархической лестницы. Просто нужно смотреть на каждое предложение о повышении или смене компании критически, отбросив общепринятые суждения и думая только о собственной выгоде.
Остановиться и подумать
— Сегодня в мире наблюдается любопытная тенденция — в различных языках появляются новые понятия, образованные путем объединения существующих слов. Таким понятием является «job-hopping». Есть «job» — работа, дающая нам зарплату в обмен на усилия, которые мы прикладываем во имя успеха работодателя. И есть «hopping» — постоянное перепрыгивание с места на место, не задерживаясь на каком-то одном конкретном. Возможно, так «прыгать» увлекательно и весело; может, это даже дает дополнительные преимущества человеку, однако «перепрыгивание» не может быть конечной целью, к которой он стремится в своей карьере и развитии.
Что действительно важно — это подходящая (правильная) работа в нужный момент времени; место, куда мы спешим по утрам, где мы ощущаем, что наш вклад замечают и по достоинству оценивают, где с нами рядом работают интересные люди. Необходимо задумываться о том, чего мы хотим в будущем, как видим развитие своей карьеры в долгосрочной перспективе, и как это сочетается с целями в личной жизни. Главное понимать, что нами движет. Прежде чем ответить на эти вопросы, сделайте паузу и задумайтесь.
Каждый человек определяет для себя счастье по-разному, посему надо быть честным с собой и работодателем, отвечая на вопрос, что мною движет и мотивирует. Только так наши карьерные перемещения будут взвешенными и обдуманными, и при этом разными для каждого из нас (например, продвижение на более высокую позицию, горизонтальный рост, смена функции, смена индустрии или просто пауза в работе на несколько месяцев). Цель — не «во что бы то ни стало поменять что-то», а принять правильное решение для своего дальнейшего успешного развития.
Скачки с места на место могут быть инстинктивной реакцией человека на дискомфорт, но это не означает, что «раскаленный камень», на котором вы стоите, не остынет со временем, а камень, на который вы инстинктивно перепрыгнете, не окажется таким же горячим. Подумайте, прежде чем совершить прыжок!