Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 13 мая 2010 г
Операторы рынка цветов демонстрируют оптимизм.
Из-за извержения вулкана в Исландии и запрета полетов над Европой поставщики цветов из Нидерландов, Кении, Израиля, ЮАР и Эквадора были вынуждены списать своего нежного товара на десятки миллионов долларов. Для сравнения: рынок цветов в Украине по итогам 2009 г. оценивается в $500—800 млн. С 2008 г. он практически не изменился, хотя раньше рос быстрыми темпами — до 50% в год. Однако операторы рынка сохраняют оптимизм (или хотя бы демонстрируют его).
По словам Натальи Поповиченко, руководителя отдела срезанных цветов Экзотик флора, объем сбыта растений ее компанией в прошлом году был почти таким же, как в 2008-м. «Несмотря на финансовые трудности, цветы всегда были, есть и будут атрибутом праздника и не только. Кроме того, наша компания практически не повышала цены, параллельно улучшая сервис и качество товара». Растет количество отечественных компаний, готовых заняться данным видом бизнеса. В частности, в выставке Flowers & HorTech Ukraine 2010, состоявшейся в апреле, приняли участие сразу восемь новичков. «Решение заняться поставками цветов и декоративных растений в этом году было принято нами не случайно. Во-первых, этот рынок молодой, следовательно, конкуренция еще не столь велика. Во-вторых, несмотря на сложности, закупки цветов не снизились, а в этом году даже наметилась тенденция к их увеличению. В-третьих, по-прежнему покупательские предпочтения смещаются в сторону более дорогих и экзотических растений», — объяснил свое решение Дмитрий Сницарук, директор одной из молодых компаний.
Относительная стабильность на рынке, конечно, привлекает внимание и иностранных компаний, хотя на сегодняшний день 90% (в денежном выражении) украинского цветочного рынка принадлежит импортерам. Всего импорт зеленого товара осуществляют около 200 фирм, а поставщиками для них являются примерно 300 компаний. Высказываются предположения, что в ближайшие годы Украина станет крупнейшим после России импортером цветов в Восточной Европе. В этом году две украинские компании зарегистрировались на голландской цветочной бирже. Заинтересованность нашим рынком подтвердил и Жан Верхей, менеджер Flora Holland. По его словам, на фоне спада продаж зеленого товара в Западной Европе украинцы не изменили своим привычкам покупать цветы. Однако среднему украинцу для покупки букета сегодня все еще нужен повод. Но, по мнению Жана Верхея, с ростом доходов, цветы будут, как и в Европе, приобретать «просто так», чтобы порадовать себя, украсить интерьер. Это даст мощный толчок для роста рынка.
Осуществлению радужных планов иностранных компаний на существенный рост сбыта могут помешать отечественные производители, чьи цветы и дешевле, и свежее. Пока только 1,5–2% площади теплиц в стране занято цветами. В прошлом году примерно половина цветочных площадей была отдана под овощи, но в этом году большинство компаний намерены вернуться к цветам. Данную тенденцию подтверждает и Юлия Форостина, менеджер Союза производителей посадочного материала. По ее словам, если в прошлом году членами данной организации были 100 компаний, то сейчас их уже 130. «Ранее большим спросом пользовался импортный посадочный материал. Но уже в прошлом году наметилась тенденция к смещению предпочтений в сторону отечественной продукции, которая лучше приживается».
По прогнозам самих операторов рынка, в этом году цветочная индустрия покажет 10–30% роста. Среди основных «двигателей» продаж будут планы местных властей по озеленению городов. Например, в столице решили повторить прошлогоднюю попытку создания самых больших в мире цветочных часов (их создали ко Дню независимости, однако на следующий же день они были сломаны, а ремонт тогда обошелся спонсорам в 3,7 тыс. грн.). В этом году уже подвели итоги конкурса дизайна цветочных часов, которые будут созданы на склоне улицы Институтской возле Майдана Незалежности и открыты в День Киева. Запланировано высадить не менее 50 тыс. растений. Но планы по украшению своих улиц имеет не только столица. Например, уголок дикой природы появится у нового стадиона «Донбасс Арена» в Донецке. Согласно европейским стандартам, ландшафтный дизайн — неотъемлемый атрибут любого строительного проекта, поэтому развитию цветочного рынка будет способствовать и Евро-2012, тем более ч