Site icon Companion UA

Привязка к местности

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 22 апреля 2010 г

Во время официального запуска новых производственных мощностей чаеразвесочного завода Unilever в Санкт-Петербурге было чрезвычайно людно. Помимо привычных для подобных мероприятий журналистов и сотрудников компании, мелькало много иностранцев. На встрече присутствовали также представители администрации города и федерального округа, руководство двух министерств. Присутствие чиновников на официальных мероприятиях компаний — привычное дело, однако в России это несет в себе дополнительную смысловую нагрузку. Получив возможность выступить с красивой речью о привлечении инвестиций в регион, они вполне могут пригодиться в случае возникновения внештатных ситуаций с разрешительными и контролирующими органами.

Крупнейший мировой игрок на рынке FMCG Unilever в России представлен с 1991 г. За это время он успел локализовать многочисленные производства. Помимо чаеразвесочной фабрики, в Санкт-Петербурге работают соусная и парфюмерно-косметическая, а в Москве — маргариновый завод. Кроме того, компания развивает производство мороженого на мощностях заводов в Туле, Новосибирске и Омске. Общий объем инвестиций в российскую экономику в Unilever оценивают на уровне €1 млрд. Благодаря этому удалось трудоустроить порядка 7 тыс. россиян.

Однако есть и обратная сторона медали. Критики компании утверждают, что вследствие либерализации восточноевропейских рынков после распада СССР она вместе с Procter & Gamble подавила местных производителей, получив огромный рынок сбыта. Автоматизированные производства остаются вне конкуренции, негативно влияя на рынок труда: с 2000 по 2008 г. глобальный штат Unilever сократился с 295 тыс. до 174 тыс. человек. На питерской чаеразвесочной фабрике, к примеру, работают менее 300 человек.

Как и для любой международной компании, основные мотивы Unilever для локализации — увеличение масштаба бизнеса и повышение его эффективности. Без приближения производства к потребителям в FMCG этого добиться сложно. Об обоснованности данного утверждения свидетельствуют цифры: доля Unilever на рынке чая в регионе растет и по итогам 2009 г. в России уже достигла 16%, в Украине — 19,5% (в натуральном выражении).

Чаеразвесочная фабрика в Питере (торговые марки Lipton, Brooke Bond и «Беседа») была введена в эксплуатацию в 2002 г. За восемь лет с начала функционирования в ее развитие вложено около €67 млн. Только на протяжении последних двух лет было запущено десять новых производственных линий, что позволило достичь мощности в 18 тыс. т чая в год. В прошлом году были также установлены современные линии для фасовки чая в пакетики-пирамидки и на 50% увеличена площадь складских помещений. В компании подсчитали, что все это позволит удовлетворить растущие потребности рынка региона Россия-Украина-Беларусь как минимум до 2015 г.

Санкт-Петербург был выбран для строительства фабрики по экономическим мотивам. Он расположен рядом с портом, который необходим для поставок чайного сырья. Кроме того, в городе сосредоточено большое количество квалифицированного персонала, которого в постсоветском регионе традиционно не хватает. Да и условия, предложенные администрацией округа, были очень привлекательными.

В Украине у Unilever пока нет производственных площадок. «Мы готовы инвестировать средства в развитие бизнеса в Украине и рассматриваем различные варианты, каким образом это может произойти», — утверждает Санжив Каккар, президент Unilever в России, Украине и Беларуси. Он также отмечает, что местный рынок достаточно большой, поэтому группа обращает на него внимание. Пока же потенциал традиционно остается нераскрытым.

Exit mobile version