Site icon Companion UA

Партнеры россыпью

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 22 июля 2010 г

Одна бабушка сказала, другая подхватила, передала соседке, и колесо информации закрутилось. И так в четырех областях Украины (Херсонской, Запорожской, Кировоградской и Днепропетровской) и в Крыму. Немало! Но какой прок от того бизнесу? Как устроить этот механизм, чтобы он работал на благо одного вполне определенного бренда? Все возможно, если инвестировать €1 млн. и создать один из самых непростых проектов взаимодействия малых фермерских хозяйств с крупным международным производителем. Теперь Украина для Danone — регион пристального внимания. Кроме нашей страны, компания начала работу над подобными экспериментальными проектами по молочному фермерству в Греции, Турции, Румынии, а по сбору фруктов и овощей — в Индонезии. Проекты-то похожи, но фермерские хозяйства, принимающие там участие, все же больше, чем украинские, — пять-шесть коров против отечественных двух-трех.

«Такая корова нужна самому»
Если проект в Украине оправдает надежды, то подобную практику будут использовать и в других странах. О том, каковы взгляды компании на затею с мелкими хозяйствами и почему, собственно, она на это решилась, довольно детально пояснил «&» директор по устойчивому развитию Danone Жан Кристоф Ложе. Но перед тем как перейти к его рассказу, стоит кратко прояснить суть проекта.

На глобальном уровне проект находится на начальной стадии, и Украина — первая в списке стран. Справедливости ради стоит отметить, что все-таки первый проект стартовал в Турции, однако та модель не подразумевала кооперативной работы. Там было важно организовать централизованный сбор молока в селах таким образом, чтобы фермеры сами приводили коров. Сейчас эта модель трансформируется по подобию того, что затеяно в Украине. То есть по подобию проекта, призванного объединить более 1 тыс. семей — частных сельхозпроизводителей путем создания кооперативов, действующих на территории вышеупомянутых регионов. Выбиралась местность по принципу территориальной близости к заводу Данон Днипро (Херсон). На данном этапе предполагается создать 20 сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, каждый из которых объединит более 50 семей. Эти кооперативы будут представлять интересы своих членов, являясь при этом неприбыльными организациями. От Danone каждый кооператив получит институциональную поддержку и нужную технику, в том числе крупногабаритные ванны-охладители для молока, оборудование для организации пунктов искусственного осеменения коров и семена для окультуривания пастбищ. Кроме того, 250 семей получат современные доильные аппараты. Еще 1 тыс. семей пройдут тренинги по рациональному уходу за животными, органическому земледелию и основам бизнес-планирования. Проект, который финансируется Экофондом Danone, компания осуществляет не только своими силами. В нем принимает участие Международная благотворительная фундация Хайфер Проджект Интернешнл, определенную поддержку ему оказывают государственные областные администрации.

Сотни маленьких хозяйств на одной чаше весов и масштабные профессиональные фермы — на другой. Не вполне понятно, как они могут быть хотя бы равносильными. «Почему наша компания решила работать с маленькими частными производителями молока? Да потому, что во многих странах, таких как ваша, частные хозяйства — это элемент культуры, а не только часть бизнеса и экономики. Если мелкое частное хозяйство отнять у маленьких сел, то они просто исчезнут, как это произошло во многих странах, где работа сконцентрировалась в больших городах, а в селах ее не осталось. Сейчас мы хотим доказать, что такая компания, как Danone, может создавать потребление, не уничтожая маленьких участников процесса производства», — начал свой рассказ Жан Кристоф Ложе. Его продолжение мы приводим далее.

Прибыль с заботой
Вы должны понимать, что существует две возможности развития бизнеса — работать с огромными фермами, к примеру, на 4 тыс. коров или с частными производителями молока, такими, как в Украине — от двух-трех коров на хозяйство. Естественно, первый риск, с которым мы столкнулись, начав работу, — сложность самого процесса. Представьте, нужно собрать молоко у очень большого количества людей и при этом гарантировать качество. Сложно, но мы в состоянии это сделать. Второй риск в том, что мы можем помогать кооперативам, а они потом откажутся работать с Danone. Но мы верим, что это вовсе не риск, а, скорее, вызов, чтобы дать возможность небольшим хозяйствам присоединиться к такой крупной компании, как Danone, и при этом сохранить их. Это мой личный вызов. Проект создан не для того, чтобы связать частников с компанией, а чтобы построить новый вид отношений. Поэтому мы должны быть лучшими, чтобы сохранить эти отношения. Кроме того, в наших планах развивать эту инициативу, ведь тысяча частных производителей молока — это мало, почти ничто.

Еще один риск, который характерен для всех стран, где мы начали такие экспериментальные проекты, — гипотетическая возможность не вписаться в культуру. К примеру, существует риск религиозного характера. В Турции считается: если хозяин привел свою корову в чужое место и использует какое-то оборудование для ее доения, то это может навлечь на нее порчу. Да, такие местные установки до сих пор существуют. Если что-то слишком стремительно менять, это потенциально может стать причиной конфликта. Поэтому нам надо изучать все сферы, оценивать, как проект может повлиять на все стороны жизни — и культурные, и социальные. Собственно, по этой причине мы и сотрудничаем с неправительственными организациями. Они проводят исследования и, так сказать, физический аудит того, что происходит с людьми под влиянием проекта. Это совершенно новый вид ведения бизнеса, ранее такими вопросами никто не задавался.

Разумеется, затевая такой проект, мы рассчитываем на прибыль. Но, чтобы получить в будущем выгоду, нам нужно сейчас вложить много средств. Конечная цель данного проекта состоит в том, чтобы покупатель нашей продукции знал, что компания-производитель не только заботится о его здоровье, но и стремится сделать что-то хорошее для страны, намеревается улучшить жизнь людей. Мы знаем, что в Украине ситуация для бабушек с их маленькими хозяйствами очень сложная. Это огромный вызов для украинского общества. В России для схожего слоя населения вообще используют термин «потерянное поколение». Это ужасно! Мы верим, что потребители проявят чувствительность к данной инициативе и будут знать, что, покупая продукцию Danone, они помогают бабушкам. Нам сейчас часто задают вопрос, почему компания не ведет развернутую информационную кампанию, направленную на поддержку этой программы. Ну, во-первых, мы хотим подождать, чтобы рассказать всю историю успеха с результатами. А во-вторых, коммуникация сейчас окажется эффективнее, если информация будет передаваться от человека к человеку по «сарафанному» радио.

Первым результатом проекта, о котором мы можем говорить уже сегодня, является правовое оформление организации. Такую модель сотрудничества не так просто создать. Кроме того, мы уже определились с некоммерческой организацией, которая может управлять сообществом. Тем сообществом, которое нам, кстати, уже удалось мобилизовать. Конечно, это только процессные, подготовительные результаты, а не результаты действий. Но нужно помнить, что для большой компании научиться работать с маленькими сельхозпроизводителями — серьезная задача.

Взаимные ожидания
Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы — одна из наиболее широко распространенных форм объединения производителей товаров сельского хозяйства (частных хозяйств). В западных странах кооперативы обеспечивают до 50% объемов производства продукции пищевой промышленности, комбикормов. В государствах Евросоюза через кооперативы реализуется более 60% товарной продукции аграрного сектора, в скандинавских странах — около 80%. Создание кооперативов позволяет мелким фермерским хозяйствам выходить на цивилизованный рынок реализации своей продукции, сообща решать производственные, бытовые и другие проблемы, возникающие в сельской местности, обеспечивать самоорганизацию местных жителей и проч.

Danone будет обеспечивать кооперативы консультационными услугами, средствами на ремонт помещений для молокоприемных пунктов, оборудованием, оказывать PR-поддержку. Когда эта система начнет работать, то уже в первый год проекта компания рассчитывает получать до 33 тыс. т молока в сутки (в летнее время).

Exit mobile version