Site icon Companion UA

Низкие цены требуют инвестиций

Статья опубликована в журнале «Комп&ньон» 13 апреля 2010 г

Еще два года назад аналитики пророчили активное развитие крупноформатной рознице, обещая стагнацию дискаунтерам. С наступлением кризиса им пришлось поменять свои прогнозы на противоположные. Согласно новым предсказаниям на 2009 г. больше всех от финансового кризиса должны были пострадать компании, развивающие формат гипермаркета, за ними — операторы сетей супермаркетов, а вот компании, управляющие дискаунтерами, вовсе не должны были ощутить последствий кризиса. В условиях падения покупательной способности ожидался отказ большого количества людей от покупок в гипермаркетах и супермаркетах в пользу экономмагазинов. Дискаунтеры действительно неплохо себя чувствовали в последний год, но воспользоваться кризисом для бурного роста удалось далеко не всем. А вот некоторые сети гипермаркетов, напротив, удивили непредполагаемым ростом.

Воспользовалась только одна сеть
Ритейлеры, управляющие сразу несколькими сетями разных форматов (к таким можно отнести Fozzy Group, Ритейл Групп, Евротек), в кризис так и не сделали основную ставку на развитие своих дискаунтеров, а попытались максимально оптимизировать работу и ассортимент сразу всех форматов. Что касается новых игроков, то, несмотря на заявления группы Караван в начале 2009 г. о намерениях совместно с немецкой Lidl развивать формат дискаунтера в Украине, пока новых сетей этого формата в нашей стране мы так и не увидели. Поэтому все вышеперечисленные факторы сыграли в пользу единственного в стране крупного дискаунтера днепропетровской АТБ, которая в 2009 г. открыла рекордное количество новых магазинов — 83. Формат магазинов этой сети изначально был разработан на основе анализа работы классических немецких дискаунтеров Lidl и Aldi и адаптирован к украинским условиям. Поэтому в то время как большинству отечественных сетей в последние полтора года пришлось пересматривать свои форматы, закрывать нерентабельные точки, оптимизировать ассортимент, создавать новые СТМ и активизировать маркетинговую активность, завязывая ее на распродажах и акциях, днепропетровскому ритейлеру с наиболее уместным в кризисных условиях форматом было достаточно просто не сбавлять темпы и развиваться в прежнем направлении. «В отличие от других сетей в прошлом году АТБ сохранила темпы развития, — рассказывает Михаил Грищенко, директор исследовательской RetailStudio. — Но ее преимущество заключается не столько в формате, ориентированном на низкие цены, а в высокой степени проникновения в регионы — вплоть до городов с населением 15 тыс. жителей. Во многих населенных пунктах „АТБ-маркет“ является единственным магазином современного формата». Факт успеха сети подтверждает исследование Gfk Ukraine, проведенное в конце 2009 г.: 14% респондентов назвали «АТБ-маркет» своим основным местом совершения покупок. Это самый высокий показатель среди украинских розничных сетей.
Успешнее других в кризисное время развивался еще один ритейлер — Ашан. Его магазины в Украине совмещают в себе сразу два формата — дискаунтер и гипермаркет. На момент открытия первого «Ашана» в Киеве интерес отечественного потребителя к крупным форматам торговли был уже прилично подогрет другими игроками рынка, поэтому гипермаркет-дискаунтер стал оптимальным антикризисным форматом для украинского потребителя, позволив компании в прошлом году открыть еще три крупноформатных магазина.
Несмотря на то что гипотетически в дальнейшем должны продолжать развиваться форматы торговли, ориентированные на низкую цену, аналитики уже не спешат прогнозировать бум в их развитии. «АТБ будет продолжать свое развитие, но новых сетей-дискаунтеров в ближайшие годы, скорее всего, не появится, — считает Михаил Грищенко. — Это обусловлено тем, что для обеспечения „низких цен каждый день“ нужна определенная технология работы, включая очень эффективную логистику. Поэтому новые сети дискаунтеров должны выходить на рынок не с одним магазином, а одновременно с несколькими десятками. В условиях тотального дефицита финансов этого ожидать на украинском рынке не стоит. По тем же причинам затормозилось строительство гипермаркетов. Правда, операторы с доступом к заграничному капиталу, например, Ашан, сохраняют возможность открывать магазины в стране».

На одну сеть дискаунтеров
станет меньше

Закончив разбор и реструктуризацию долговых обязательств приобретенных cетей, в 2010–2011 гг. национальный ритейлер Евротек планирует сфокусироваться на ребрендинге, переформатировании и повышении качества обслуживания клиентов в своей сети. Под какой торговой маркой будет работать новая единая сеть, пока неизвестно, однако вполне возможно, что это будет «Фреш» — бренд, с которым Евротек вышел на рынок ритейла еще в 2007 г.

В основу этого названия, по словам руководства компании, уже заложена свежесть подхода к торговле продуктами питания и возможность комфортного совершения покупок в магазинах. В течение 2008 г. Евротек построил с нуля и открыл девять магазинов под брендом «Фреш» в разных регионах страны. Однако к концу того же года продолжение строительства стало нецелесообразным. Поэтому руководство компании пришло к решению о расширении своей сети путем приобретения прав аренды операционного бизнеса и активов двух других проблемных на тот момент ритейлеров — Союз и Интермаркет.

Уберечь от банкротства приобретенные сети Михаил Весельский, генеральный директор и основной акционер Евротека, планировал, взяв на себя часть их задолженностей перед поставщиками и банками. Однако переговоры с кредиторами протекали не так спокойно, как изначально предполагал владелец, и растянулись на целый год, нанеся серьезный урон репутации компании. На сегодняшний день ей удалось достичь договоренностей о реструктуризации долгов Союза и Интермаркета с 10 из 12 банков-кредиторов, в результате которых Евротек обязался выплатить около 800 млн. грн. задолженностей. Кроме того, компания уже выплатила 90 млн. грн. задолженностей поставщикам. Полностью погасить принятые на себя долги Евротек собирается в течение ближайших шести месяцев, выплатив в общей сложности еще 60 млн. грн. Что касается дальнейшего расширения сети, таких планов у компании пока нет. Основная цель, которую инвесторы поставили перед собой на 2010–2011 гг., — повышение эффективности работы существующих магазинов. Для этого компания планирует реорганизовать систему контроля качества, в первую очередь отдела собственного производства. Завершиться данный процесс должен сертификацией по ISO 9001 и HACCP. На сегодняшний день в общей сложности все сети Евротека объединяют 74 работающие торговые точки и 5,8 тыс. сотрудников. А это уже достаточно большое предприятие с точки зрения смены корпоративной культуры. Поэтому расширяться, не достигнув высокого уровня качества работы, Михаил Весельский считает неправильным.

Сейчас среди магазинов, принадлежащих Евротеку, присутствуют несколько форматов: супермаркет, дискаунтер, экспресс-магазин, мини-гипермаркет. Самая большая по количеству торговых точек — сеть дискаунтеров «Квартал», которые расположены в Черниговской, Сумской, Житомирской и Киевской областях. Для Союза последние пять лет она была приоритетным направлением развития. Прежним владельцам удалось стандартизировать холодильное и стеллажное оборудование магазинов, ассортиментную матрицу, систему продвижения и бизнес-процессы. Но все же операторы рынка склонны относить «Квартал» скорее к мягкому дискаунтеру, поскольку, несмотря на невысокие цены, количество ассортиментных позиций в магазинах достаточно велико — около 3 тыс. наименований, а в некоторых торговых точках есть даже дополнительные услуги для покупателей.

Выше мы отмечали, что в 2010–2011 гг. «Квартал» вместе с сетями «Союз», «Арсен» и «Фреш» будут объединены в единую структуру. Полностью уйдя от формата экономмагазина, в компании планируют сосредоточиться на двух форматах — супермаркет и магазин у дома. Именно эти форматы позволят максимально уделить внимание стандартам качества работы, что станет приоритетом для Евротека. Сегодня все четыре сети уже объедены общими бизнес-процессами. На очереди визуальный рестайлинг и формирование единой корпоративной культуры.

Дискаунтер — модель
не только ритейла

В Европе кризис дал новый импульс развитию дискаунтеров не только в розничной торговле, но и в других сферах бизнеса. В Германии компании, ориентированные на низкие цены и минимум стандартизованного сервиса, контролируют уже около четверти рынка перевозок грузов на небольшие расстояния. Во Франции активно развиваются малобюджетные отели. По принципу дискаунтера уже стали работать многие европейские парикмахерские, предлагая клиентам простые стрижки по очень низкой фиксированной цене. Малобюджетные модели активно проникли также на европейские рынки прачечных, ритуальных услуг и страхования. Однако в Украине подобные формы ведения бизнеса хоть и получили бы положительные отклики от потребителей, в ближайшее время вряд ли станут активно завоевывать рынки. Как и в розничной торговле, выгодными с точки зрения получения прибыли дискаунтеры могут быть лишь в случае наличия большой сети торговых точек или пунктов предоставления услуг, что требует больших капиталовложений.

Exit mobile version