Хай-тек
LG получила новый импульс
Южнокорейская компания LG Electronics выиграла тендер Ассоциации GSM на производство бюджетной модели мобильных телефонов для сетей третьего поколения (3G, стандарт IMT-2000/UMTS). Как ожидается, победитель получит заказы на несколько миллионов трубок от 12 крупнейших мировых сотовых операторов: Vodafone, Cingular, KTF, Globe Telecom, Hutchison 3G, MTN, Orange, Smart, Telecom Italia, Telefonica, Telenor и T-Mobile.
По данным Guardian, в конкурсе также участвовали Nokia, Motorola, Samsung и ряд китайских производителей. Победу LG обеспечило удачное сочетание цены и качества. С одной стороны, предложенный бюджетный телефон с минимальным набором функций будет стоить порядка $100 (хотя сейчас нижняя граница цены на 3G-телефоны – $300), с другой – в модели LG больше функций, чем у конкурентных (в частности, мегапиксельная камера, bluetooth и веб-браузер). Хотя понятно, что снижение цены здесь возможно в основном за счет упрощения функций аппарата.
Примечательно, что два года назад Ассоциация GSM провела аналогичный конкурс на разработку бюджетных телефонов GSM. Победила Motorola, представившая модель за $40. Но компания столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны других производителей, выпустивших на рынок свои версии дешевых трубок. Проводя аналогию, эксперты полагают, что нынешняя победа LG еще не гарантирует компании доминирующее положение в низком ценовом сегменте бюджетных 3G-трубок.
Инвестиции
Nike готовится к чемпионскому прыжку
Во-первых, корпорация в течение трех лет откроет 100 новых фирменных магазинов по всему миру (на конец 2006 г. только в США у Nike насчитывалось 212 фирменных магазинов). Примерно половина торговых точек, которые Nike откроет без участия ритейлеров, будут расположены в местах люксового шопинга, где розничные партнеры компании не могут позволить себе аренду торговых площадей. Эти магазины не будут конкурировать с мультибрендовыми ритейлерами, поскольку они занимают разные ценовые ниши на рынке. Компания также планирует экспансию в Китай, Индию и Россию. Причем китайский рынок в ближайшие годы сделает для себя Nike вторым по значимости после США. «В Китае 50 млн. детей начинают играть в баскетбол, но они еще не купили свои первые кроссовки Nike», – объясняет президент Nike Brand Чарли Денсон.
Во-вторых, для повышения продаж будет сделана ставка на индивидуальный подход к клиентам. При этом Nike диверсифицирует свою продукцию и выделит такие категории спорттоваров: для футбола, баскетбола, бега, товары для мужского и женского фитнеса, а также «культуры спорта» (ранее таковых было три: спортивная одежда, обувь и инвентарь). Помимо прочего, Паркер сделал упор на совместные проекты с другими компаниями. Наиболее известный – разработанный Apple специально для Nike элемент управления плеером iPod, интегрированный в подошву кроссовок Nike PLUS.
Топ-менеджмент корпорации не исключает, что в ближайшее время стоит ожидать и череды рыночных поглощений. На балансе Nike сегодня находится около $1,9 млрд.
Финансовые падения
От TVR Motors останется только бренд
Легендарная TVR, британский производитель спортивных автомобилей, может уйти в историю. Рабочим Blackpool Automotive, производственного подразделения TVR Motors, владельцем которой два с половиной года назад стал россиянин Николай Смоленский, было объявлено о банкротстве предприятия. (Еще по итогам 2005 г. TVR Motors потеряла 11,7 млн. фунтов стерлингов при объеме продаж в 17,2 млн. фунтов.) Причем выяснилось, что всего за пару недель до этого Blackpool Automotive была продана. Другую часть компании – TVR Power, которая занимается поставкой деталей и запчастей, ранее выкупили ее управляющие. При этом непосредственно TVR Motors как юридическое лицо и соответственно бренд TVR пока остаются в собственности Н. Смоленского.
Британские эксперты полагают, что, продав производственную часть TVR непосредственно перед объявлением о ее банкротстве, г-н Смоленский стремился избежать проблем и расходов, связанных с закрытием завода в Блэкпуле. Но этот шаг может оказаться неудачным. Во-первых, власти будут в состоянии оспорить сделку по продаже подразделения-банкрота, если новый его владелец не подтвердит возможность исполнить юридические и социальные обязательства. Во-вторых, профсоюз транспортных рабочих имеет право в судебном порядке привлечь Николая Смоленского к выплате до 3 млн. фунтов стерлингов компенсаций рабочим, оставшимся в штате после разорения Blackpool Automotive.
Власть и бизнес
Глава Hyundai сядет за «Черную кассу»
Глава крупнейшего южнокорейского автомобильного концерна Hyundai Motor Чонг Монг Ку приговорен к трем годам тюремного заключения. Суд признал 68-летнего менеджера виновным в растрате корпоративных средств.
Скандал разразился в апреле 2006 г., когда Чонгу предъявили обвинения в создании тайного фонда в размере $95 млн. для подкупа чиновников и предпринимателей. В деле также фигурировал сын обвиняемого Чон Ий-Сон, возглавляющий Kia Motors – второй по величине автоконцерн Южной Кореи. (На долю Hyundai и «дочки» Kia Motors приходится 70% внутреннего рынка и 7% всего южнокорейского экспорта.) Следователи установили, что Чонг заключал невыгодные контракты в пользу своего сына, нанеся ущерб акционерам и аффилированным компаниям более чем на $200 млн.
Стараниями адвокатов удалось закрыть ряд серьезных финансовых обвинений в адрес Чонга, которые могли обернуться для него шестью годами тюремного заключения, как того требовала прокуратура. Суд учел раскаяние бизнесмена и его благотворительность (еще весной прошлого года предприниматель передал государственному фонду соцобеспечения $1,1 млрд.).
Чонг Монг Ку занимал пост председателя правления Hyundai Motor с 2000 г. и привел компанию к успеху: в 2001-2006 гг. капитализация компании выросла вчетверо. В своем обзоре за 2004 г. журнал BusinessWeek назвал Чонга Монг Ку одним из лучших в мире топ-менеджеров. Эксперты полагают, что именно заключение Чонга может нанести главный ущерб имиджу автогиганта. А обвинительный приговор обрушил акции Hyundai на 3,5%.
Приобретения
Louis Vuitton прокатится на Aston Martin
Причина продажи корпорацией Ford одного из своих активов вполне ясна: она находится в глубоком кризисе. По итогам 2006 г., ее чистый убыток достиг рекордных $12,7 млрд. Теперь автопроизводитель активно ищет возможность поправить свое положение как путем избавления от активов, так и перспективными инвестициями (намерен вложить $1 млрд. в производство малолитражек в Таиланде). Ранее руководство Ford отмечало, что пока не собирается продавать остальные европейские бренды – Volvo, Jaguar и Land Rover. О продаже Aston Martin как наименее интегрированной в систему Premier Automotive Group (с 1999 г. входят модели верхней ценовой категории) Ford заявил еще в августе прошлого года. А не так давно администрация Aston Martin сообщила, что намеревается довести объемы выпуска и продаж собственных автомобилей до 7,5 тыс. единиц в год. Это почти в 1,5 раза больше, чем было продано в 2006 г.
Результаты исследования
Рост закону вопреки
Лидирующие позиции на медийном рынке рекламы по-прежнему занимает телевидение. Закон «О рекламе», сокративший допустимый ее объем на телевидении с 20 до 15% от суточного объема вещания, привел к повышению расценок на 40%. Как следствие – рост сегмента в 2006 г. замедлился и составил 30% в российской валюте (в 2005 г. был 37%).
Второй по объему сегмент – реклама в печатных СМИ. На нее рекламодатели потратили 44,6 млрд. руб. – рост 13% (16% годом ранее). По мнению экспертов, позитивная динамика обусловлена укреплением позиций лидеров отрасли, их дальнейшим сегментированием, а также появлением новых успешных изданий. На наружную рекламу потрачено на 25% больше (28% в 2005 г.), на радиорекламу – на 12% (20%).
Интернет-реклама продолжает показывать самые высокие, хотя и снижающиеся темпы роста в отрасли (60 против 87% в 2005 г.). Правда, в натуральном выражении затраты на Рунет пока невелики.