Установка точек доступа Wi-Fi позволяет повысить количество клиентов заведения на 10-20%.
Wi-Fi – одна из самых популярных в мире технологий беспроводной связи. В настоящее время данный формат передачи данных поддерживают все современные ноутбуки, КПК, смартфоны, коммуникаторы и другие устройства. С растущей необходимостью всегда иметь под рукой доступ к Всемирной паутине хотспоты – точки беспроводного доступа в Интернет – превратилось для многих заведений не просто в имиджевый атрибут, а в дополнительный способ привлечения клиентов. Согласно исследованиям ABI Research, в ноябре 2006 г. количество коммерческих Wi-Fi-хотспотов во всем мире выросло на 47% по сравнению с предыдущим годом и достигло 143,7 тыс. единиц. Как правило, хотспоты устанавливаются в местах наибольшего скопления людей – заведениях КаБаРе, магазинах, медицинских учреждениях, вокзалах, аэропортах.
От имиджа к прибыли
В Украине внедрение Wi-Fi полностью соответствует мировым тенденциям – как по темпам увеличения количества точек, так и по традиционным местам их установки. По данным Itua.info, на начало 2007 г. лидером по количеству публичных хотспотов является Киев – более 80 точек, далее следуют Одесса – 25 и Харьков – 7 точек. При этом операторы утверждают, что ежегодно рынок Wi-Fi-оборудования увеличивается на 25-30%, а новые хотспоты в последнее время появляются чуть ли не каждую неделю. Объяснить такие тенденции можно следующим образом. «Часто для наших заказчиков установка хотспотов Wi-Fi в заведении позволяет повысить количество клиентов на 10-20%. Причем клиентов становится больше в бизнес-время, когда многие рестораны и кафе не заполнены», – рассказал руководитель проекта Wi-Fi отдела продаж компании «Миротел» (ТМ WiFi.Mirolink.net) Михаил Вилков. По его словам, занятые люди начинают все чаще обращать внимание на наличие Wi-Fi в заведении. Рестораторы также соглашаются с этим мнением. Правда, отмечают, что изначально не ожидали от установки Wi-Fi увеличения потока клиентов. «Устанавливая точки Wi-Fi-доступа, мы не думали об увеличении прибыли. Это было сделано для подтверждения статуса, ведь беспроводный доступ к Интернету – один из элементов европейского сервиса», – отметил заместитель IT-директора сети ресторанов «Козырная карта» Андрей Токарев. Однако практика показала, что внедрение современных технологий действительно способно привлечь новых клиентов. По словам хозяйки ресторана «Гималаи» Нутен Трипати, в течение четырех месяцев после установки Wi-Fi число клиентов увеличилось, причем ресторан чаще начали посещать иностранцы.
Сколько стоит Wi-Fi построить
Для конечного пользователя услуги доступа к публичным хотспотам Wi-Fi делятся на два типа: платные и бесплатные. Доступ к Интернету по технологии Wi-Fi, как правило, предоставляют крупные провайдеры Интернета и операторы связи: «Киевстар», UMC, Beeline, Golden Telecom, «Укртелеком», LuckyNet, TeNeT, «Миротел», «Воля» и др. В случае с платным хотспотом пользователь непосредственно платит оператору. Стоимость услуг может зависеть как от времени пользования Wi-Fi, так и от объема трафика. Например, «Киевстар» и UMC – 1,5 грн./Мб, Beeline – 1,35 грн./Мб, «Укртелеком» – 0,003 грн./сек, некоторые точки TeNeT – 3,5 грн./ч и т. д. При использовании клиентами бесплатной точки доступа за услуги провайдера платит заведение – обычно фиксированная абонплата (около $100 в месяц) или платеж в зависимости от объема трафика. Интересно, что операторы рынка уверены в жизнеспособности как бесплатных, так и платных хотспотов. «Бесплатные точки доступа – это инициатива владельцев заведения. Но не всегда их наличие соответствует бизнес-модели конкретного заведения. Соответственно право на жизнь имеет как платная, так и бесплатная модель предоставления Wi-Fi-доступа», – отметил руководитель службы по новым продуктам Beeline Тимофей Щеголев.
Установка одной точки в заведении обойдется в среднем в $85-100, при использовании компаниями оборудования мировых брендов D-Link, LinkSys (Cisco) и др. «В эту цену включается роутер и сама точка доступа. Роутер необходим для большого заведения, где требуется установка нескольких точек доступа. Если нужен лишь хотспот, то установка обойдется еще дешевле – порядка $60», – рассказал г-н Вилков. При этом операторы рынка говорят, что продажа и установка соответствующего оборудования является низкорентабельным бизнесом (не более 10-15%).
Если заведение предоставляет Wi-Fi-услуги бесплатно, не нужно получать специальную лицензию. В противном случае организация, предоставляющая такой доступ, должна получить лицензию в Национальной комиссии по регулированию связи, которая выдается минимум на три года. Одноразовые платежи за предоставление разрешения составляют 1870 грн. за минимально необходимые 22 МГц. Кроме этих расходов, возможны дополнительные платежи за рассмотрение заявки и прочие услуги. Ежемесячные платежи за использование диапазона частот 22 МГц составляют 110 грн. в месяц. С юридической точки зрения деятельность компаний, предоставляющих услуги по установке передатчиков Wi-Fi-сигнала, регулируется Законом «О радиочастотном ресурсе Украины».
Ближайшая перспектива радует
В среднем цена установки одной точки Wi-Fi – $85-100
И лишь сети WiMAX реально могут соперничать с Wi-Fi. Однако специалисты не склонны считать их конкурирующими, поскольку технологии имеют различные предназначения. Так, WiMAX позволяет передавать данные на расстояние до 3,2 км со скоростью до 70 Мбит/с. Однако для развертывания такой сети необходимы мощные и дорогие передатчики. Диапазон же действия точек Wi-Fi составляет около 100 м. Невысокий уровень излучения передатчиков менее вреден для здоровья. Именно поэтому данная технология подходит для использования внутри помещений.
Наиболее распространенный стандарт в Украине – 802.11b. В настоящее время IEEE и консорциум EWC рассматривают возможность введения нового унифицированного стандарта для Wi-Fi – 802.11n. Ожидается, что указанный стандарт, который будет утвержден в начале 2007 г., позволит передавать данные со скоростью до 600 Мбит/с в нелицензируемых в большинстве стран частотных диапазонах 2,4 ГГц и 5 ГГц.
Радужные перспективы Аналитики ABI Research подсчитали, что к 2010 г. общая площадь всех муниципальных mesh-сетей Wi-Fi в мире составит 126 тыс. кв. миль (более чем 325 тыс. кв. км), что превышает по размерам, к примеру, территорию Польши. Среднегодовой рост количества европейских гостиниц, которые предоставляют услуги беспроводного доступа, составит почти 39%. Прогнозируется, что для кафе и ресторанов эта цифра будет еще больше – порядка 48%. К концу 2008 г. услугами общественных точек доступа Wi-Fi будут пользоваться 16,2 млн. европейцев. Аналитики Pyramid Research прогнозируют к 2008 г. рост рынка корпоративных сетей технологии Wi-Fi на 20% в год.