Рынок искусства сегодня – высокорентабельное и надежное дело. При условии, что ты – специалист со знаниями и именем.
Прежде чем мы начнем разговор об инвестициях в искусство, я хочу сказать, что наша галерея против того, чтобы люди покупали его только ради получения прибыли, – сразу же заявила Бирте Клеман, представляющая берлинскую галерею Eigen + Art Berlin. – Наиболее успешные с инвестиционной точки зрения коллекции, как правило, сходятся не для продажи. Нельзя собрать качественную коллекцию, думая о быстрых деньгах. Но качественная коллекция – это самый ликвидный и привлекательный продукт для всех участников арт-рынка.
Разговор о том, как ведет свой бизнес одна из самых успешных галерей Германии, состоялся в гостях у владелицы киевской Bereznitsky Gallery Людмилы Березницкой.
Плохая новость для новичков
Если вы новичок на арт-рынке, то для вас есть не очень хорошая новость. Наличие необходимой суммы денег не гарантирует, что вы сможете купить хорошую картину перспективного в инвестиционном смысле художника. В галерее вам ее просто не продадут. В арт-мире еще не знают, насколько серьезный вы коллекционер. А галерея несет ответственность не только за цены на рынке, но и за дальнейшую историю картины, которая попала клиенту в руки.
Дело в том, что галерея – единственный механизм, который выводит художника «на большую сцену». Без нормальной раскрутки имени художника и самого произведения уважающий себя аукционный дом не примет работу к торгам. «Отказывая новичку, галерист думает о тех коллекционерах, которые уже вложили деньги и силы в будущее художника, делая это со знанием дела и пониманием своей миссии. Ведь будущую стоимость картины в значительной степени определяет также имя коллекционера и известность его коллекции, – говорит Бирте Клеман. – Кроме того, продавая работу коллекционеру, мы просим отдать ее в музей, чтобы сделать и художника, и картину более известными. Даже на Западе музеи не особенно богаты, поэтому с удовольствием идут на такое сотрудничество. Многие частные инвесторы тоже на это соглашаются. Во-первых, потому что их убеждают наши аргументы. А во-вторых, часто бывает, что купленную картину просто некуда повесить.
И еще: продавая какую-либо картину коллекционеру, мы говорим: если ему захочется сбыть ее на вторичном рынке через несколько лет, пусть он предложит ее сначала нам. Разумеется, приходится конкурировать с теми предложениями, которые делают клиенту аукционные дома. Но если вы собираетесь управлять карьерой художника, без этого не обойтись. По крайней мере, мы должны знать все о любом перемещении каждой значительной работы художника. Таким образом мы уже сегодня боремся за его место в истории».
Микст, которому верят
Именно такие продажи формируют доверие к галерее. И тогда коллекционеры, руководствуясь чутьем галериста и его умением сделать звезду, покупают вещи не только известные, но и работы новичков, не апробированные рынком.
Какое же искусство сегодня наиболее привлекательно с точки зрения инвестиций? «Последний тренд – фигуративная живопись, – отвечает Людмила Березницкая. – Нельзя сказать, что существует какое-то одно специфическое направление, имеющее перспективу. Сегодня продаются идеи, а они рождаются не в герметичном лабораторном пространстве. Художник имеет шансы стать звездой, только если находится в мировом контексте. Время постоянно ускоряется, и художественные идеи могут быть актуальны, скажем, 2-3 года. Поэтому галеристу нужно обладать очень хорошим чутьем и энергией, чтобы вовремя их зафиксировать, репрезентовать и ввести в историю. Например, ведущий художник Eigen + Art Berlin Нео Раух создал микст из буржуазной и социалистической культуры. Его особая заслуга и главное отличие – органическое соединение «сурового стиля» (с его монументальной патетикой) и буржуазного духа новых постсоветских времен. Этот микст звучит убедительно, ему верят и потому покупают».
Не имей сто рублей, а имей друга за миллион долларов
Раух – самый успешный проект галереи Eigen + Art Berlin. В этом году художнику исполнилось 46 лет, и за его «холодные» картины (эпитет журналистов «Нью-Йорк Таймс») покупатели готовы выложить сотни тысяч долларов.
В тот период, когда Нео Раух начинал работать, в моде были видеоарт и перфоманс. Живопись, написанная современным художником, не пользовалась большим спросом. Но сегодня мы можем наблюдать за тем, как к ней вернулся интерес (это тенденция последних нескольких лет). И еще за тем, как цены на работы Нео Рауха выросли в сотни раз.
«В 1993 г. мы организовали его первую выставку в США, – продолжает Бирте Клеман. – Во многом благодаря Америке он получил такую популярность. Очень хорошо, чтобы у художника была европейская галерея с американскими контактами. Сегодня работы Рауха крайне редко попадают на аукционы. В последнее время были выставлены только две его картины. Очевидно, владельцы придерживают их, ожидая повышения стоимости».
Хватит и на картины, и на акции
Мировой бум вокруг современного искусства не собирается утихать. Авторитетный сайт artprice.com пока еще не опубликовал аналитические итоги 2006 г., но результаты последней ярмарки «Арт-Москва» уже известны. В ней приняли участие 68 галерей (в том числе 35 зарубежных). Продано произведений на $3,15 млн., зарезервировано – на $1,27 млн. В прошлом году эти цифры составили $2,138 млн. и $0,677 млн.
Все это длится уже достаточно долго, чтобы аналитики стали вспоминать о подобной ситуации, возникшей в конце 1980-х гг. Тогда стремительный рост цен на искусство закончился ценовым крахом. Как говорят в подобных случаях, лопнул мыльный пузырь. И лопнул он достаточно громко, разорив массу неудачливых инвесторов.
Впрочем, несмотря на внешнее сходство, нынешние обстоятельства несколько отличаются. Бирте Клеман: «Повторится ли ситуация 1980-х? Обычно инвестиции в искусство становятся привлекательными в случае, когда дела в экономике идут не так хорошо и политическая ситуация нестабильна (например, та же война в Ираке). В таких случаях люди больше инвестируют не в акции, а в недвижимость и искусство. Но бытует также мнение, что мир настолько подвергся глобализации и стал таким богатым, что деньги, вложенные в искусство, вряд ли будут отозваны назад. Их хватит и на картины, и на акции. Сегодня известные галереи искусства называют «голубыми фишками» по аналогии с наиболее крупными, ликвидными и надежными компаниями, оперирующими на других рынках. Многие из «голубых фишек» искусства пережили кризис 1980-х и продолжают успешно работать. Наконец, если будет падение, оно не коснется всех художников. И вряд ли оно будет таким уж сильным».
На Берлин!
Подсчитано, что средний доход, получаемый от вложений в искусство за рубежом, составляет около 12%. В России он может достигать 20-30%.
«Если речь идет об украинском рынке, то можно говорить о 20-30% и даже выше, – комментирует Людмила Березницкая. – Но на международном рынке наши произведения не работают. Успех имеют лишь те, кто получил известность в начале 1980-х гг., такие как, например, Кабаков. Фонд Пинчука, конкурс молодых художников «Эйдоса», галерея в Берлине – это механизмы для того, чтобы выйти на мировую сцену и стать полноправным участником всемирного рынка».
Осенью 2006 г. в Берлине была открыта галерея Bereznitsky Gallery Kiew.Berlin. Авторы, представленные здесь, – известные и молодые украинские художники Ксения Гнилицкая, Виктор Харькевич, Максим Мамсиков, Борис Михайлов, Александр Семенов, Александра Сулименко, Василий Цаголов и др.
«С точки зрения пиара и внимания прессы все идет очень хорошо, – оптимистично говорит Людмила Березницкая. – Крупные немецкие газеты написали об этой галерее. Кроме того, о нас вышел материал во FlashАrt – ведущем мировом журнале об искусстве. Попасть в такое издание – означает, что тебя оценили. Продаж пока нет, но это неудивительно – потенциальные клиенты наблюдают, что будет дальше, пытаются понять, что мы за игроки. Каков будет резонанс от наших выставок, и сможем ли мы стать конкурентоспособными на этом самом модном в Европе рынке? Когда они увидят, что искусство, которое мы представляем, актуально, что у нас есть вкус, чутье и видение местного рынка, можно будет говорить о продажах. Думаю, через несколько месяцев появятся первые финансовые результаты».
По обмену опытом До своего прихода в галерею Eigen + Art Berlin работала в области дизайна и архитектуры. Куратором стала в 2001 г. Ныне в ее обязанности входит поддержка связей с художниками, организация арт-шоу и работа с коллекционерами по формированию коллекций. Галерея Eigen + Art имеет два филиала – один в Лейпциге, другой в Берлине. Она примечательна тем, что ее основал Герд Гарри Любке, известный куратор и арт-менеджер, который открыл «Новую Лейпцигскую школу» молодых немецких художников. Во многом благодаря его деятельности Германия вошла в число наиболее передовых художественных центров Европы. 21 декабря прошлого года Бирте Клеман выступила в Киевском институте Гете. Целью ее выступления было поделиться опытом технологий успешных инвестиций в современное искусство. Ее приезд организовал международный благотворительный фонд «Эйдос», с 2005 г. занимающийся поддержкой молодых украинских художников и целенаправленным формированием в Украине культурной среды, необходимой для полноценного развития арт-рынка. Основатель фонда Людмила Березницкая – один из самых известных киевских галеристов, доцент Национальной академии искусств и архитектуры, арт-критик и куратор художественных проектов, член Национального союза художников Украины. Искусство ждет событий Известно, что китайские и индийские бизнесмены, активно покупая произведения художников-земляков, спровоцировали рост цен на их работы на международном арт-рынке. Дни русского искусства на крупных европейских аукционах каждый раз ставят новые рекорды продаж. Возникает вопрос: способны ли украинские бизнесмены оказывать подобное влияние на арт-рынок? По словам международного куратора, члена международной организации арт-критиков при ЮНЕСКО Тамары Ли, финансовой мощи для этого у наших предпринимателей вполне достаточно. «Чтобы в современное искусство Украины вкладывались деньги, необходимо, чтобы наши состоятельные люди понимали, что это такое, – говорит она. – Длительное время наши люди воспитывались на салонном, коммерческом искусстве. Открытие PinchukArtCentre, концепция которого близка к французскому центру Помпиду, стало достаточно веским заявлением для людей бизнеса. Однако для переворота сознания нужно, чтобы в Украине произошло что-то неординарное. Как только несколько работ украинских художников будут проданы за большие суммы, это станет революционным событием. Во Франции и Германии галереи могут выставлять цены на своих авторов от 150 тыс. евро до нескольких миллионов. В Киеве реальная цена в галереях на картины может достигать $30-50 тыс. Скульптура может доходить до $100 тыс. Тем, кто хочет удачно вложить деньги, я предложила бы рассматривать слово «инвестиции» в более широком смысле. Покупка искусства – это инвестирование в будущее своего поколения. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок был аристократом, сделай ему красиво. Воспитание вкуса стоит очень дорого».