С развитием рынка страхования рентабельность операционной деятельности страховщиков неуклонно снижается. Это заставляет их искать действенные меры для повышения эффективности работы.
Развитие реального страхового бизнеса в Украине и сокращение доли схемного страхования приводит к постепенному снижению рентабельности страховой деятельности и приближению этого показателя к общемировым стандартам. В подобной ситуации страховщики вынуждены уже сегодня принимать меры для повышения эффективности своей работы. Ведь в условиях более жесткой конкуренции на страховом рынке в будущем конкурентоспособными будут те страховые компании, которые заблаговременно озаботились оптимизацией бизнес-процессов, развитием и диверсификацией каналов продаж и страховых портфелей, а также смогут обеспечить достаточный инвестиционный доход, покрывающий убытки от операционной деятельности и удовлетворяющий интересы собственников.
Курс на снижение
В последние годы рентабельность страхового бизнеса неуклонно снижается. Основная причина кроется в особенностях его функционирования. «Страховой рынок Украины представляет собой два рынка. Один занимается реальным страхованием и соответственно зарабатывает на предоставлении страховых услуг. Второй рынок (составляющий 70% от совокупного объема) под видом страховых платежей оптимизирует финансовые потоки своих клиентов, хотя де-факто эти платежи остаются финансовыми резервами клиентов или хозяев кэптивных компаний. В последнее время во многом благодаря действиям регулятора наметилась тенденция к сокращению доли схемного страхования, демонстрировавшего высокую рентабельность ввиду низкого уровня выплат и издержек на ведение дела (обслуживание, комиссионные и т. п.). Поэтому наблюдается падение рентабельности рынка в целом», – комментирует существующие тенденции Валерий Суксин, глава правления страховой группы «ТАС».
Если рассматривать деятельность рисковых страховых компаний на шести ключевых рынках (совокупная доля которых составляет 73% от объема мирового рынка страхования) – США, Великобритании, Германии, Японии, Франции и Канады в период 1994-2004 гг., то они терпели убытки от операционной деятельности в размерах 2-7% от объема собираемых премий, за исключением Японии (+0,4%). Операционная доходность страховых компаний в Украине в отличие от мировой практики пока имеет позитивные двузначные показатели. Но в дальнейшем рентабельность реально работающих страховых компаний будет снижаться, поскольку темпы повышения страховых тарифов будут незначительными, а рост издержек – расти более высокими темпами. «С одной стороны, страховые компании должны будут поднимать уровень своих услуг, что отразится на затратах, а с другой – снижать стоимость продуктов, тарифы на которые завышены», – считает Роман Дэнис, член правления страховой компании «Граве Украина». Также свою лепту в снижение рентабельности внесет и конкуренция. Как отмечает Инна Бруль, заместитель председателя правления по стратегическому развитию бизнеса и коммуникациям СК «Провидна», уже сейчас она достаточно жесткая в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Харькове и Львове, где концентрация страховых компаний наивысшая. «Учитывая, что практически все ведущие страховщики реализовывают стратегии завоевания розничного рынка (страхование физических лиц) через построение региональных сетей продаж, влияние конкуренции будет все более существенным, – уточняет Инна Бруль. – В целом же снижение рентабельности страхового бизнеса – это закономерная тенденция, характерная для всех страховых рынков по мере их развития и насыщения».
У каждого вида свой результат
У разных видов страховых продуктов рентабельность различна. Многое зависит от условий, в которых работает компания, качества продуктов, клиентских групп. В целях повышения эффективности деятельности компании идут по пути диверсификации страхового портфеля. «Большое количество различных видов страхования в портфеле компании уменьшает ее зависимость и, как следствие, убыточность в целом, поскольку срабатывает принцип больших чисел», – констатирует Анетта Гузек, вице-президент страховой компании «PZU Украина».
В отличие от рисковых компаний, имеющих возможность балансировать за счет диверсификации рисков среди различных видов продуктов, у лайфовых только один бизнес – страхование жизни. «Если бы компании по страхованию жизни могли продавать отдельно защиту от нетрудоспособности, несчастного случая или инвалидности, как это делают рисковые компании, то получить доходы можно было бы намного быстрее, чем при реализации только накопительного страхования жизни», – отмечает Андрей Пикула, первый заместитель председателя правления страховой компании ALICO AIG life. «Тем не менее лайфовые компании имеют возможность наперед просчитывать свою рентабельность по накопительным программам. Колебаниям подвержены продукты, покрывающие большее количество рисков», – полагает Роман Дэнис.
С мошенниками будут бороться сообща
Также важным элементом для повышения эффективности деятельности страховых компаний становится защита от мошенников, которые путем незаконных манипуляций пытаются получить возмещение по страховым событиям, не наступавшим в действительности. По данным ЛСОУ, страховые компании в среднем ежемесячно теряют из-за действий мошенников около 10-15% от объема собранных страховых премий, а в некоторых компаниях потери по отдельным видам страхования достигают 25%. Страховое мошенничество характерно практически для всех видов страхования и отличается только объемами. Львиная доля мошенничеств (70-75%) наблюдается при страховании имущества, автомобилей и гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Чаще всего неприятности страховщикам доставляют профессиональные мошенники, специализирующиеся на инсценировании ДТП. При этом наибольшее количество мошеннических операций фиксируется в Киеве.
«Если раньше каждая страховая компания пыталась бороться с мошенниками собственными силами, то сегодня этот процесс начал приобретать цивилизованные формы. Чтобы повысить его эффективность, компании начали договариваться о совместном противодействии мошенникам, а при ЛСОУ был создан комитет по координации такой работы», – отмечает Валерий Суксин.
Ведение дела с умом
Также в целях сокращения издержек страховые компании начинают более четко разделять функции front- и back-office. К примеру, компанией PZU были предприняты серьезные организационные шаги по централизации функций региональных представительств с целью освобождения их от функций back-office. «Теперь всеми вопросами администрации и управления продуктами занимается центральный офис, а все региональные представительства направлены на продажи и их обслуживание», – рассказывает Анетта Гузек.
С целью уменьшения зависимости компании от отдельно взятого канала продаж и увеличения доли страхования населения страховщики ищут новые способы взаимодействия с клиентами. «Рыночная политика компаний направлена на расширение количества каналов дистрибуции, а также их сбалансирование по объемам продаж. Когда рынок достигнет стадии насыщения и встанет вопрос о продаже 3-4 страховых полисов для семьи, перспективным каналом продвижения станет директ-маркетинг. Пока для развития этого канала нет достаточной базы клиентов, и нечего им предложить», – объясняет Андрей Пикула. По мнению Валерия Суксина, перспективными выглядят также продажи через Интернет. «Хотя сегодня рост продаж страховых полисов через Интернет несущественный, каждая страховая компания пытается эту тему развивать. Но это перспективные технологии завтрашнего дня, которые позволят сократить путь к клиенту (уменьшение количества посредников), удешевить продажи», – считает глава правления страховой группы «ТАС».
Но основной рост издержек на выплату комиссий ожидает страховые компании в будущем. Если за прошедшие годы размер комиссионных не претерпевал существенных изменений, то по мере развития рынка ситуация изменится. В Европе при страховании жизни комиссионное вознаграждение агента может превысить 100% от размера первой премии (стоимости полиса страхования за год). «Это возможно при страховании жизни, когда договор заключается на долгосрочный период (10-20 лет), в течение которого страховая компания ежегодно получает премию от клиента. В итоге доля агентской комиссии в совокупной сумме полученных премий составляет не более 10%. Высокие комиссионные направлены на то, чтобы страховой агент, работающий с 2-3 компаниями, продавал именно полисы компании, которая наилучшим образом мотивирует его материально. Ввиду слабого насыщения рынка в Украине нет еще войны за остатки свободного рынка и гонки «комиссионных вооружений», поэтому сегодня никто и не платит больше 100%», – резюмирует Андрей Пикула.
Спасательный круг инвестиций
Если рассмотреть деятельность страховых компаний в развитых странах, то, несмотря на убытки от операционной деятельности, бизнес приносит собственникам положительные финансовые результаты ввиду активной деятельности страховых компаний в сфере размещения свободных активов и резервов. Согласно данным Swiss Re, чистый доход от инвестиций находился в пределах 13-17% от объема собираемых премий, за исключением Японии (4,7%), где наблюдались очень низкие доходы по ценным бумагам в 1994-2004 гг.
В Украине ситуация развивается пока несколько иначе. «У нас мало страховщиков с объемом активов, позволяющих им формировать свои доходы за счет инвестиций. Компании их попросту еще не успели сформировать за время своего существования. Кроме того, страховщики вынуждены перестраиваться на марше в темпах развития, вкладывать средства в развитие сетей», – считает Валерий Суксин. Но не достаточно иметь желание и возможность вкладывать средства, поскольку выбор надежных и в то же время доходных инструментов крайне ограничен. К примеру, компания ALICO AIG Life, которая во всем мире отдает предпочтение государственным долговым обязательствам (как самому надежному инструменту для инвестирования), не может вкладывать в украинские государственные ценные бумаги, поскольку они имеют доходность ниже уровня инфляции. Поэтому и складывается ситуация, при которой украинские страховые компании продолжают размещать страховые резервы в основном на банковских депозитах (более 30% от общего объема) или хранят на текущих счетах (40,7%). «Такой консервативный подход объясняется рисками украинского фондового рынка: непрозрачностью бизнеса эмитентов, нивелированием прав миноритариев, низкой ликвидностью акций, высокими трансакционными затратами (оформление купли-продажи) и прочими бюрократическими проволочками, сильно снижающими доходность», – отмечает Наталья Кривец. «В будущем инвестиционная политика страховых компаний изменится только при условии перемен на украинском фондовом рынке, который пока топчется на месте», – констатирует Андрей Пикула.