В свое время точки дилеров сотовой связи сменили специализированные салоны. Сейчас их вытесняют магазины портативной цифровой техники. Но и этому формату не гарантировано долгое существование.
Особенностью украинского рынка продаж телефонов и услуг сотовой связи является то, что на нем доминируют не операторы (что имеет место в большинстве западных стран), а независимые ритейлеры. Так сложилось исторически. Операторский и розничный бизнесы совершенно различны по своей природе. К тому же маржа по EBITDA даже сейчас у операторов редко опускается ниже 50%, а в сотовом ритейле она не превышает и 5%. Поэтому у операторов не было сомнений, куда лучше вложить каждый приобретенный доллар. В результате только UMC сама какое-то время частично занималась продажей телефонов. Сейчас продают трубки операторы CDMA, но и то, наверное, только потому, что дилерам пока не очень интересен этот товар из-за ограниченного спроса.
На этапе разогрева рынка сотовой связи операторы выплачивали дилерам щедрые премии за каждое подключение. Поэтому ритейлеры практически не занимались своим прямым делом – продажей трубок и аксессуаров. И когда операторы резко уменьшили премии, многие продавцы просто не смогли работать в новых условиях – у них не оказалось ни денег, ни квалификации.
Прежде всего не хватило квалификации для того, чтобы выдержать жесткую ценовую конкуренцию, которая свойственна рынку мобильных телефонов во всем мире. В условиях ценовой борьбы основным фактором успеха является снижение издержек – в основном за счет расширения масштаба деятельности, который увеличивается как из-за территориальной экспансии сетей (прежде всего в регионы), так и за счет приобретения конкурентов.
Операторы сотового ритейла не чужды традиционной для розничников борьбы за покупателя, за то, чтобы он зашел именно в эту торговую точку. В настоящее время многие из них с целью компенсации падения дохода от основной деятельности занимаются расширением ассортимента.
Ограниченные ресурсы роста сетей
Ведущие украинские операторы еще строят планы по наращиванию числа магазинов. Так, на 30% намерена вырасти сеть «Алло». В начале года холдинг Mobile Synergy Group, владеющий брендами «Мобилочка» и «Астел», начал переводить все магазины под бренд «Мобилочка». До конца года также планируется открытие 200 новых магазинов.
А в России «Евросеть», уже владеющая 42% розницы, решила отказаться от экспансии и сосредоточиться на повышении рентабельности. Но ее основные конкуренты намерены открыть до конца года еще по 400-500 салонов.
Борьба владельцев сотовых салонов за внимание потребителя особо не отличается от ситуации в других сегментах ритейла. Это подтверждают, например, и результаты исследования, проведенного в ноябре 2006 г. в России компанией ROMIR Monitoring. Согласно им главными факторами выбора салона являются удобное расположение (41%), доступные цены (29%), возможность оплаты услуг операторов (26%), широта ассортимента (23%), качество продукции (14%).
Выгодно открытие совместных салонов и с операторами, потому что они выплачивают вознаграждение, достаточно интересное, чтобы продавцу взять на себя выполнение поставленного оператором плана продаж.
Широкие возможности диверсификации
Стремление к резкому расширению ассортимента, фактически диверсификации салонов сотовой связи в России наметилось в 2003 г., когда начали поговаривать о первых признаках насыщения рынка телефонов. В салонах стало возможно купить МР3-плеер, карты IP-телефонии и доступа в Интернет, КПК, оплатить услуги сотовой связи и т. п. Перечень предлагаемых товаров и услуг постоянно расширяется. В настоящее время «непрофильная» деятельность приносит некоторым российским ритейлерам более 20% дохода. Но однозначной оценки перспектив такой деятельности нет. По мнению Алексея Чуйкина, генерального директора Dixis, дополнительные услуги и товары на сегодняшний день не могут являться источником заработка, сравнимого с их основным бизнесом, – это скорее инструмент дифференциации, дополнительный «трафикогенератор» в салоны и на сайт компании.
В Украине такие тенденции проявились значительно позже – в 2006 г. Непрофильные ассортимент и услуги приносят операторам пока несколько процентов дохода.
И все же в прежнем понимании салоны сотовой связи перспективны разве что в виртуальном пространстве. Продажи через Интернет сейчас – одно из перспективных направлений рынка сотовой розницы.
Пока непаханое поле – вторичный рынок телефонов. Практически никто из крупных операторов не занимается телефонами секонд-хенд. А ведь, по российским оценкам, вторичный рынок достаточно велик – до четверти первичного.
Еще один вариант привлечения потребительского внимания – эксклюзивное предложение. Например, в российской сети «Связной» продаются телефоны, на коробках которых логотип не только производителя, но и самой сети. Отличие этих моделей от стандартных в том, что, нажав на кнопку «Загрузка», пользователь сразу попадает на портал с удобным для скачивания контентом.
Перспективен, но пока мало изучен такой вариант диверсификации, как сотрудничество с провайдерами платного телевидения, услуг Интернета и т. п. Причем ритейлер сам может стать отчасти оператором. Так, «Евросеть» в России намерена поработать провайдером Wi-Fi-сетей.
Число угроз нарастает
Главную угрозу для сотовых ритейлеров составляют сети супермаркетов электроники. Практически во всех таких украинских магазинах сейчас можно приобрести трубки. А «Фокстрот» и «Эльдорадо» начали развивать собственные сети салонов сотовой связи.
Но угроза может прийти с другой стороны. Например, в США в 2005 г. 32% рынка сотового ритейла заняла сеть Wall-Mart, которая отвела в своих моллах лучшие места под продажу трубок и специально подготовила персонал.
В то же время рынок сотовой связи в целом переходит от насыщения к удержанию абонентов. В таких условиях операторам важно иметь прямой доступ к абонентам. Это является серьезной мотивацией для создания ими своей розницы. В частности, в России МТС открыла в Москве уже около 50 собственных салонов, а «МегаФон» – в регионах около сотни центров обслуживания абонентов. И если операторы всерьез захотят заняться продажами телефонов, то скорее всего им придется покупать уже существующие розничные сети.
Постепенно уменьшается важность такого инструмента повышения конкурентоспособности, как «умение работать с таможней». А если вендоры начнут самостоятельно заниматься импортом, то возрастет роль чисто профессиональных качеств ритейлера – быстрота реакции на спрос, максимальная отдача с квадратного метра, IТ-технологии, хорошо подготовленный персонал.
В ближайшее время сотовый ритейл будет оставаться самостоятельным бизнесом. Однако его участникам предстоит вырабатывать схемы конкуренции, более сложные и разнообразные, чем те, что применяются до сих пор. Они обеспечат успех, если подчеркнут отличия игроков друг от друга, что невозможно без грамотной политики позиционирования. Четкой концепции позиционирования сегодня нет практически ни у кого из игроков (разве что «Мелофон» называет себя молодежной сетью мобильной электроники).
Конечно, в розничном бизнесе, особенно если он работает с массовым продуктом, трудно радикально отличаться от конкурентов. Но в условиях жесткой борьбы даже преимущество в мелочах может стать серьезным достижением. Чуть лучше выбирая место для магазина и снижая издержки, немного внимательнее работая с клиентом и тщательнее планируя внутреннее пространство салона, дилер получает набор преимуществ, позволяющий оторваться от конкурентов.
Надежды на рост числа повторных покупок В 2006 г. украинский рынок сотовой розницы, по данным компании «Евросеть», вырос на 39% по количеству проданных телефонов и на 59% – в деньгах. Средняя цена проданного в 2006 г. телефона составила $170 (рост на 16% за год). При этом для трубок, проданных без кредитования, этот показатель составил $151, а с кредитованием – $232. В кредит продано 22% телефонов из всего объема, но это принесло 30% выручки. Покупка телефонов на замену старым (реплейсмент) – одна из причин того, что в 2006 г. крупные розничники не потеряли в доходах. При замене практически всегда приобретаются более дорогие модели, чем при первой покупке. Объем реплейсмента составил 53% от общих продаж. То есть примерно четверть абонентов сотовой связи поменяли телефон в течение года. Рентабельность продаж сотовых телефонов снизилась до 10-15% против 20-25% в 2005 г. Прогноз на 2007 г.: Рыночные вызовы и ответная реакция Что заставляет сотовых ритейлеров меняться: Используемые варианты реагирования: Консолидация рынка упрощает работу с потребителями Вместе с тем, на наш взгляд, будут существенно развиваться продажи мобильных телефонов и аксессуаров в магазинах бытовой электроники, для которых в настоящий момент доля бизнеса мобильных устройств еще невелика. Мы со своей стороны приветствуем такие изменения, поскольку они позволят нам более эффективно информировать о существующих продуктах и ожидаемых новинках до экспертов по продаже, гибче и оперативнее реагировать на потребности рынка, строить более эффективные пути коммуникаций с конечным потребителем, выводить новые сервисы и продукты. Я не исключаю того, что вскоре появится возможность создания специального телефона для той или иной торговой сети с уникальным наполнением – заставками, предустановленной музыкой, играми и пр. «Нам интересна профессиональная розница» Вливания операторов мобильной связи, направленные на развитие своих дистрибьюторских каналов, существенно сократились. Теперь розничникам нужно решать самостоятельно, как выживать. Прибавьте к этому повышение стоимости аренды, снижение динамики продаж. Это приводит к тому, что все чаще розничники задумываются о продаже своих сетей или магазинов, переориентации их на другие более рентабельные бизнесы. Однако здесь они сталкиваются с другой проблемой, продавать-то им особо нечего. Слабая капитализация, отсутствие соответствующих систем учета и эффективного управления товарным запасом – вот далеко не полный список проблем, которые характеризуют состояние сегодняшней сотовой розницы. Все же есть исключение – компании, которые пришли в этот бизнес всерьез и надолго. Они активно рекламируют свои сети, оптимизируют логистику, товарно-складской учет, внедряют инновации в форматах торговли и привлечения конечного потребителя. Эти тенденции, безусловно, приветствуются нами. Нам как производителю очень важно работать с организованной и профессиональной розницей. Ведь от того, насколько качественно они смогут представить и продать товар клиенту, зависит успех нашего бизнеса на рынке. Мы поддерживаем такую розницу, проводя совместно с ними рекламные кампании, предоставляя информационное обеспечение и поддержку нашей продукции на полках торговых точек. Большое внимание уделяем продуктовым тренингам и различным мотивационным программам для персонала таких сетей.
• продажи – 10,7 млн. шт. Первый год спада продаж в абсолютном выражении (компания «Алло» считает, что в 2007 г. рынок будет медленнее, но все же расти – на 20%). Но по деньгам объем рынка останется на прежнем уровне;
• средняя цена телефона – $185;
• к концу года доля крупнейших ритейлеров составит 40%, а в Киеве – 70%;
• рентабельность будет продолжать снижаться.
• снижение объемов продаж из-за насыщения рынка;
• уменьшение прибыльности основного бизнеса.
• снижение затрат за счет эффекта масштаба (роста сетей);
• повышение прибыльности за счет создания вертикально интегрированных бизнес-цепочек (от закупок до розницы);
• расширение ассортимента товаров;
• предоставление услуг (вплоть до операторских).
– С нашей точки зрения, украинский розничный рынок мобильной связи в этом году начнет кардинально меняться. На смену многочисленным независимым торговым точкам придут сформированные брендированные сети, доля которых на рынке существенно возрастет за счет поглощения как небольших сетей, так и отдельных торговых точек. Конкуренция в рознице существенно возрастет, поскольку каждая сеть будет бороться за качество обслуживания, лучший ассортимент и ценовое предложение, оригинальность рекламы.
– Рынок сотового ритейла находится в ситуации качественного перелома. Еще в прошлом году здесь обозначились тенденции к укрупнению сетей, выходу организованной розницы в малые города. Рынок по-прежнему делится на две большие части: сети и независимые точки продаж. И тем и другим в настоящее время приходится нелегко.