Кризис-менеджмент
Airbus дорого заплатит за свои ошибки
Совет директоров европейского аэрокосмического концерна EADS единогласно принял план реформирования своей дочерней компании Airbus. Так называемый план Power 8 был настолько жестким, что руководство EADS отказалось его обсуждать, пока тот не получил одобрения на саммите лидеров Германии и Франции. Теперь главный идеолог программы – исполнительный президент Airbus Луи Галуа – уточнил подробности.
В течение четырех лет корпорация намерена сократить 10 тыс. рабочих мест (18% штата) и полностью или частично закрыть шесть заводов. Больше всего увольнения коснутся французских рабочих – 4,3 тыс. Еще 3,2 тыс. рабочих мест будут сокращены в Германии, 1,6 тыс. – в Великобритании и 400 – в Испании.
Инженерный сектор, как предусмотрено в программе, должен в течение четырех лет повысить свою эффективность на 15%. Ожидаемое сокращение сроков разработки новых моделей самолетов с нынешних 8 до 6 лет должно добавить в кассу Airbus 2 млрд. евро. К 2010 г. это должно высвободить 5,1 млрд. евро, что как раз и сможет хотя бы частично покрыть финансовую дыру в 6,3 млрд., которую пробил в бюджете проект А-380.
Реакция сотрудников Airbus на антикризисный план не заставила себя ждать: 28 февраля объявили забастовку рабочие трех заводов в Германии и одного во Франции.
Реорганизация
«Газпром» сделал ход конем
Эксперты уверены: запрет «Газпром нефти» на самостоятельный экспорт негативно отразится на ее капитализации. В 2007 г. компания рассчитывала заработать на продаже нефти за границу более $10 млрд. Теперь эти деньги пойдут через «Газпром экспорт», и какая часть из них дойдет до самой нефтяной компании, неизвестно.
Все эти действия продиктованы решением комитета кредиторов ЮКОСа выставить 20% «Газпром нефти» по цене намного выше, чем рассчитывали в «Газпроме», – за $4,2 млрд. без дисконта. Сам «Газпром», который считается единственным претендентом на актив, заложил в статью расходов $3,75 млрд. и не готов платить больше.
Власть и бизнес
Microsoft расплатится за MP3-плеер
Руководство Alcatel-Lucent выразило удовлетворение итогами судебного разбирательства, тогда как Microsoft собирается обжаловать вердикт. Представители корпорации утверждают, что все необходимые патенты были приобретены за $16 млн. у немецкого института Фраунхофера. Последний работал над алгоритмом сжатия мультимедийных файлов с использованием ряда технологий, запатентованных американской Bell Laboratories. Но Lucent после приобретения компании-правообладателя патентов на MP3 сначала подала иски к клиентам Microsoft в лице производителей компьютеров Dell и Gateway, а в апреле 2003 г. – и к самой Microsoft.
Кризис-менеджмент
BenQ Mobile вышел из игры
Таким образом, тайваньской корпорации BenQ не удалось поставить на ноги подразделение, образованное после покупки ею в июне 2005 г. убыточного немецкого бизнеса Siemens Mobile. Созданная на его основе BenQ Mobile уже в октябре 2006 г. была признана банкротом. Финансирование мобильной «дочки» обошлось BenQ в 840 млн. евро, а ее чистый убыток за время работы достиг 600 млн. евро. По мнению экспертов, «похоронили» бизнес устаревший модельный ряд и слабая маркетинговая стратегия. В итоге немецкие заводы были закрыты, в результате чего без работы остались более 3 тыс. человек.
Ирония в том, что, покупая Siemens Mobile, тайванцы рассчитывали с помощью известного бренда покорить европейский рынок. Siemens для этой цели подходил идеально, и корпорация оставила за собой право на продажу до 2010 г. мобильных телефонов под маркой BenQ-Siemens. Затем планировалось использовать только бренд BenQ Mobile. Дальнейшая судьба этих брендов пока не известна, равно как и то, будет ли осуществляться гарантийное обслуживание ранее проданных аппаратов. Правда, после объявления о банкротстве телефоны BenQ-Siemens почти полностью перестали пользоваться спросом и ушли с европейского рынка.
Приобретения
Enel подставила подножку E.ON
Теперь покупка Endesa немецким гигантом за 41,04 млрд. евро и создание крупнейшего в мире энергопредприятия опять под угрозой срыва. Хотя еще пару недель назад, когда от намерения приобрести Endesa отказался последний претендент – каталонская фирма Gas Natural, казалось, все препятствия преодолены.
Окончательно судьбу предложения немцев акционеры Endesa должны решить уже 20 марта. Поскольку для одобрения покупки необходимо заручиться поддержкой более половины акционеров Endesa, итальянцы имеют высокие шансы заблокировать сделку с E.ON. Дело в том, что крупнейший акционер Endesa, испанская строительно-энергетическая группа Acciona, владеющая 21% акций, выступает против сделки с E.ON. Среди других акционеров Endesa – банк Caja Madrid (9,9%) и государственная SEPI (3%). Причем Caja Madrid готов поддержать E.ON, а SEPI еще предстоит сделать выбор. Если планы немцев сорвутся, Enel сможет сделать оферту, предложив в соответствии с испанскими законами не менее высокую цену. К такому варианту сделки склоняется и официальный Мадрид. Как пишет Financial Times, этот вопрос, видимо, обсуждался в ходе недавней встречи премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро с его итальянским коллегой Романо Проди.
Хай-тек
Sony начинает ценовую войну
ОжестоЧающаЯсЯ конкуренция вынуждает производителей электроники снижать цены на новые разработки. Плееры для проигрывания DVD-дисков последнего поколения в форматах Blu-Ray и HD DVD будут стоить не $800-1000, как предполагалось ранее, а вдвое дешевле. О выходе на рынок плееров нижнего ценового сегмента заявила корпорация Sony. В течение нескольких месяцев японцы обещают выпустить цифровой видеоплеер BDP-S300, поддерживающий формат Blu-Ray. Его стоимость составит $599, хотя по своим техническим характеристикам он не будет уступать плееру BDP-S1, который сейчас стоит $999.
Снижать запросы производителей заставляет конкуренция. Корпорации и крупнейшие голливудские киностудии объединились в два противоборствующих лагеря. Первый альянс – Blu-Ray, в который вошли Sony, Samsung, Hewlett-Packard, Dell, Apple Computer, Vivendi Universal, Twentieth Century Fox, Walt Disney, Sanyo, Panasonic, Philips, Sharp и Sun Microsystems. В число сторонников технологии HD DVD входят Toshiba, NEC, Paramount, Warner, Universal Studios, New Line Cinema и другие. Каждый альянс старается доказать торговым сетям и потребителям, что их формат качественнее. Но если до последнего времени акцент в борьбе двух конгломератов делался на технических характеристиках новых дисков, то Sony начала новый этап – ценовую войну. Но эта война может оказаться бессмысленной, поскольку на рынке уже начинают появляться модели плееров, поддерживающих оба конкурирующих стандарта.