В развитых странах бизнес бьет тревогу из-за огромных убытков вследствие природных аномалий. В Украине погода волнует экономику меньше всего.
Западный мир в панике. Последствия нынешней теплой зимы и глобального потепления в целом затрагивают игроков самых разных рынков. Нефть и сельское хозяйство, туризм и страхование – это многомиллиардные и крайне погодозависимые индустрии. На Западе. В Украине же большинство отраслей, подверженных «влиянию атмосферных фронтов», как оказалось, практически не ощущают этого воздействия. А если и чувствуют, то не хотят или не знают, как с этим бороться.
Бури мглою бизнес кроют
Нынешняя невероятно теплая зима до предела обострила проблему погоды в бизнесе и заставила понервничать многие ключевые секторы экономики. Лидировали нефтяники, наблюдая за тем, как лавиной поползли вниз мировые цены на топливо. В первую неделю нового года цена за баррель нефти Brent упала на рекордные $6, вернувшись к летним показателям. Объявленное OPEC снижение объемов добычи нефти, по мнению экспертов, может лишь отсрочить падение цен, ведь уже сегодня из-за теплой погоды хранилища заполнены.
Пока нефтяники решают ценовые вопросы, обстановку нагнетает аграрный сектор. Американские фермеры с нетерпением ждали холодов, чтобы избавиться от вредителей, проснувшихся раньше времени. В Италии, наоборот, перспектива резких февральских морозов повергала аграриев в прострацию, ведь тогда будут уничтожены все посевы, которые уже всходят, значит, можно будет попрощаться с урожаем, а заодно и с приблизительно 10 млрд. евро доходов.
Участившиеся в последнее время ураганы, торнадо, цунами и наводнения подрывают бизнес страховых компаний. Четыре крупнейших урагана 2005 года – Вилма, Рита, Катрина и Дэннис – обошлись страховщикам в $122 млрд. В Европе масштабы поменьше – один из крупнейших за последнее время ураган «Кирилл» стоил, к примеру, Германии «всего лишь» один миллиард евро.
Список можно перечислять долго: не лучшие времена переживают горнолыжные курорты и меховая индустрия, производители и продавцы одежды и оборудования для зимних видов спорта. В России страдают даже водочники: в теплую зиму россияне предпочли пиво. В Украине, похоже, не страдает никто.
На южном фронте без перемен
Наверное, самое правильное объяснение погодоустойчивости украинской экономики «&» получил в пресс-службе одной из ведущих нефтяных компаний. «Продажи у нас не изменились, и влияния мировой ситуации на свой бизнес мы не почувствовали. Вообще у нас сейчас такая сложная политическая ситуация, которая влияет гораздо больше, чем погода. Мне даже неудобно обращаться с такими вопросами к руководству, оно не поймет», – заявила пресс-секретарь компании.
Так и получается: за деревьями леса не видно. В украинской экономике существуют более значительные, чем погода, факторы: налоги, квоты, коррупция и законодательство. Рядом с ними ураган «Катрина» покажется тихим ветерком. Во всем этом виден один неоспоримый плюс: с такой закалкой у нас есть все шансы пережить глобальное потепление. А значит, к будущему мы готовы.
$2000 за сантиметр снега Выплаты по страховке производятся после того, как произошел инцидент. Можно представить ситуацию, когда ресторан теряет критическое число посетителей по субботам из-за снежных заносов. Тогда он может приобрести страховку, по которой страховая компания выплачивает оговоренную сумму в те из суббот, в которые толщина снежного покрова превышает 8,5 см. Особо креативные компании даже используют эту концепцию в качестве рекламного хода, вывешивая объявление: «Если на Новый год будет более 2 см снега, мы вернем вам деньги за все покупки, совершенные в последнюю неделю декабря!». Выплаты по деривативам базируются на разнице между критическими показателями и фактическими погодными и реализуются по принципам «свопов» и «опционов». Один из вариантов – опцион put. Горнолыжный курорт и страховая компания договариваются о критическом показателе (например, в 200 см снега) и периоде времени (например, с ноября по март). При этом курорт выплачивает страховой компании $100 тыс. премии. Если в указанный период общее количество выпавших осадков будет меньше 200 см, за каждый недополученный сантиметр снега курорт получит компенсацию. Если же с погодой повезет и снега выпадет больше критической отметки, $100 тыс. премии останется у страховой компании. Такие механизмы позволяют снизить риски в связи с неблагоприятной для бизнеса погодой и не потерять в прибыли.
С возможными проблемами в цивилизованных странах справляются легко: от них попросту страхуются. Погодные риски – не исключение. Наиболее популярными инструментами менеджмента погодных рисков являются погодное страхование и погодные деривативы.