Site icon Companion UA

Ресурсы под сегментом

Стремительный рост активов вынуждает банки расширять источники пополнения пассивов, а заодно и учиться грамотно управлять их формированием. В итоге эти шаги способны снизить риски банка и повысить эффективность его работы.


В условиях стремительного роста активов отечественные банки стали гораздо больше внимания уделять диверсификации пассивов. При этом учитываются как сроки, источники, валюты, так и практическая целесообразность структуры ресурсной базы для конкретного банка. В идеале структура активов предполагает более-менее соответствующую структуру ресурсной составляющей баланса. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что не нужно брать яйца из одной корзины. Банк, нашедший оптимальное соотношение разных корзин, сможет существенно повысить эффективность своей работы, снизив попутно риски и повысив конкурентоспособность.


Линия фронта


Еще каких-то три года назад источники пополнения ресурсной базы для подавляющего большинства отечественных банков не отличались особой разнообразностью, поскольку ограничивались возможностью привлечения средств исключительно на внутреннем рынке. Соответственно о полноценной диверсификации ресурсной базы не было и речи (тем более что гривневые ресурсы привлекались в основном на короткие сроки). Качественный шаг в этом направлении был сделан с выходом первых украинских банков на международные рынки капитала. Впрочем, даже по прошествии нескольких лет круг финучреждений, которые за счет внешних заимствований могут осуществлять диверсификацию пассивов исходя из собственных потребностей, а не возможностей, ограничивается в основном банками первой (частично второй) десятки по размеру активов. Еще ориентировочно два-три десятка банков делают в этом направлении только первые шаги.


Подобная ситуация объясняется довольно просто. «Недостатком привлечения средств из-за границы для украинских банков, если они не находятся в собственности иностранных коллег, является то, что для осуществления дебютного выхода на международную арену требуется достаточно много времени, так как у банка нет опыта и репутации за пределами Украины. У некоторых банков срок между объявлением планов по выходу на международный рынок и получением кредита может составить год и более», – отмечает Степан Черновецкий, председатель наблюдательного совета АКБ «Правэкс-Банк». Сложную процедуру должны пройти банки, чтобы привлечь финансирование с помощью размещения еврооблигаций. В целом, не имея приемлемого размера капитала по причине ограниченности в суммах выпуска и надежности, банк не в состоянии заинтересовать потенциальных инвесторов. Поэтому большинству местных финучреждений приходится довольствоваться внутренними источниками. Это в свою очередь ведет к потере ими глобальной конкурентоспособности за счет невозможности эффективно работать, например, на динамично развивающихся сегодня рынках ипотеки и приобретения автомобилей в кредит, где подавляющее большинство займов выдается в валюте. Банки, имеющие доступ к внешним рынкам, в силу более дешевых и длинных привлеченных ресурсов, могут себе позволить кредитовать на больший срок и под меньший процент. Помимо этого, имея в наличии альтернативные источники пополнения валютных ресурсов, наряду с иностранными, такие банки могут снижать стоимость внутренних валютных привлечений. «Все банки, в которые приходят иностранные акционеры, будут снижать свои ставки по депозитам, – говорит Борис Тимонькин, председатель правления АКБ «Укрсоцбанк». – Снижение ставок по кредитам возможно на фоне высокой конкуренции, однако ожидать значительного уменьшения стоимости кредитных ресурсов в краткосрочной перспективе не стоит, поскольку риски остаются довольно серьезными». Впрочем, дело не только в рисках. В условиях высокого спроса на кредитные ресурсы лидерам рынка снижать кредитные ставки нет смысла и с экономических соображений. Ведь в таком случае они обеспечивают себе более высокую маржу по сравнению с теми же небольшими банками (которые из-за отсутствия доступа на международные рынки капитала вынуждены платить по валютным, да и гривневым депозитам повышенные проценты), а значит и более высокую прибыльность. Судя по всему, подобная тенденция будет в дальнейшем только углубляться.


Пассивный паритет


Банкиры отмечают, что на сегодняшний день оптимальная доля внешних заимствований за редким исключением составляет не более 30-40% всей ресурсной базы. «На мой взгляд, оптимальная структура привлечений: одна треть – средства населения, треть – деньги корпоративных клиентов, а оставшаяся треть – внешние заимствования», – считает Борис Тимонькин. Естественно, на иностранные банки, особенно на те из них, которые только недавно вошли в активную фазу работы на отечественном рынке, это правило не распространяется. «Для нас, и я предполагаю, что для других иностранных банков, прямое финансирование, по крайней мере в иностранной валюте, занимает превалирующее положение», – отмечает Феделе Ди Маджио, заместитель председателя правления UniCredit Bank. Однако он согласен, что даже им необходимо соблюдать определенную пропорцию. Необходимость ее соблюдения украинскими и иностранными банками объясняется достаточно просто. Ориентируясь на розницу, банки не могут обходить стороной и отечественных вкладчиков. Несмотря на то что их ресурсы в основном более дорогие и короткие, наличие подобных клиентов дает возможность банку предлагать им и другие свои продукты, формировать имидж и репутацию учреждения. Кроме того, депозиты физлиц являются довольно-таки удобным инструментом. «Достаточно повысить ставки, и начнется быстрый приток, при этом он будет более плавным, чем поступления от продажи ценных бумаг», – говорит Степан Черновецкий. Депозиты юрлиц являются дополняющим ресурсом, который, впрочем, имеет свои, происходящие от работы самих компаний, особенности.


Востребованность еще одного источника внутренних привлечений – облигаций – заключается в том, что, помимо депозитов, они, по мнению Виталия Струкова, управляющего директора инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital, являются самым быстрым инструментом привлечения долговых ресурсов. «Закрытый выпуск может быть осуществлен за месяц, организация и проведение открытого выпуска занимает, как правило, 2-3 месяца (с учетом регистрации всех документов, меморандумов и непосредственно размещения самих облигаций)», – отмечает он.


Ресурс ресурсу рознь


Примечательно, что для привлечений на внешних рынках банки стараются использовать разнообразный инструментарий. Так, например, «Укрсоцбанк» объявил о своих планах по привлечению в 2007 г. около $2 млрд. путем двух выпусков еврооблигаций, минимум двух привлечений синдицированных кредитов и привлечений в виде других форм заимствований. Такая стратегия обусловлена некоторыми особенностями разных инструментов. Главное отличие синдикатов от еврооблигаций состоит в том, что синдикаты – это кредиты, которые выдаются непосредственно банкам или компаниям с обязательным присутствием залогов и гарантией со стороны заемщика. В то же время еврооблигации – это публичный регулируемый долговой инструмент, который размещается на фондовых биржах среди широкого круга инвесторов, не требует залогов от заемщика, зато существует необходимость получения рейтинга международного рейтингового агентства. Кроме того, часть бумаг банка будет котироваться на биржах, что также сопряжено с необходимостью проведения дополнительной работы с инвесторами. Еще одним отличием синдикатов и евробондов является тип инвесторов. Если в первом случае это иностранные банки, то во втором – круг инвесторов достаточно широк, причем он может со временем изменяться.


Эксперты отмечают, что подготовка организации синдиката может занимать от 2 до 4 месяцев. Организация же выпуска евробондов может занять немного больше времени, да и сопряжена она с большим объемом подготовительной работы.


Помимо этих инструментов, эксперты отдельно выделяют размещение акций банка. «Говоря о привлечении инвестиций через акции, хотелось бы отметить, что в Украине используются только частные размещения и IPO, что по сути является одним и тем же инструментом, – говорит Виталий Струков. – Для того чтобы украинскому банку провести частное размещение, нам как инвестиционному банку достаточно иногда одного месяца для подготовки». Хотя иногда подготовка к размещению акций может занимать и несколько месяцев.


В последнее время украинские банки начали обращать свое внимание на еще один инструмент привлечения финансовых ресурсов. Причем в отличие от других долговых бумаг он позволяет привлекать ресурсы на более длительный срок по более низким ценам. Речь идет о секьюритизации банковских активов. Эксперты прочат выпускам таких бумаг довольно радужные перспективы, поскольку, помимо непосредственно привлечения ресурсов, они решают и другие задачи банка (подробнее об особенностях данного инструмента см. «&» №6).


Оптимальная структура формируется спецификой бизнеса


Все эксперты утверждают, что единой оптимальной структуры пассивов как таковой не существует. Для каждого банка она своя и зависит от структуры активов банка. «Оптимальная структура – это структура, сбалансированная с кредитно-инвестиционным портфелем», – делится опытом Степан Черновецкий. Если, например, банк специализируется на выдаче ипотечных кредитов в иностранной валюте, то оптимальной станет структура, где наибольший удельный вес будут занимать привлеченные средства в иностранной валюте (главным образом в долларах США). При этом источником привлечения являются либо еврооблигации, либо синдицированные кредиты от иностранных банков, а срок привлечения был бы как можно большим.


Очень важно установить, под какие цели банку нужны средства. Если ему нужны деньги для выдачи гривневых кредитов, то он будет ориентироваться на привлечение депозитов, а также на внутренние облигации. Для подготовки к эмиссии облигаций требуется определенное время, и средства от их реализации заходят, как правило, крупными суммами. Если деньги банку нужны для кредита под крупный инвестиционный проект, то целесообразнее будет эмиссия долговых ценных бумаг.


Для выдачи кредитов в иностранной валюте, помимо привлеченных средств на внутреннем рынке, банки могут выходить на международные рынки заимствований. «Это более дешевые ресурсы, к тому же есть возможность использовать относительно широкий набор инструментов. Кроме получения прямого или синдицированного кредита, выпуска еврооблигаций, существует возможность секьюритизации активов, привлечения субординированного долга», – говорит г-н Черновецкий.


Исходя из стратегического развития финансового учреждения выбираются различные источники формирования пассивов, определяющими факторами которых являются стоимость, срочность, стабильность, конвертируемость. «Выбор всегда сочетается со сбалансированностью, платежным календарем, основной целью удешевления и удлинения пассивов», – резюмирует Александр Соболев, начальник казначейства «Родовід Банка».


Иногда важно не что, а когда


Особо важным моментом является период выхода на международные рынки капитала. Эксперты отмечают, что в течение года есть так называемый мертвый сезон. Это сезон летних отпусков, который, как правило, приходится на июль-август. В это время нецелесообразно делать какие-либо размещения в связи с тем, что сокращается круг инвесторов, которые активно работают на рынке. Соответственно уменьшается количество денег и возрастают риски получить хуже условия размещения независимо от того, акции это или долговые инструменты. «Самые успешные размещения, как правило, приходятся на начало года, так как в это время больше денег вращается на фондовых рынках, но более выгодные условия также могут быть получены и в конце года», – делится опытом Виталий Струков. Он отмечает, что, кроме годовых циклов, безусловно, есть специфические ситуации на фондовых рынках, неблагоприятные для выхода, например, когда рынок падает или идет коррекция цен. В такие периоды невыгодно выходить на привлечение какого-либо капитала.


Ресурсная адекватность


Разобравшись с особенностями тех или иных привлечений, на повестке дня остается еще один не менее важный вопрос: что является сигналом для наращивания ресурсной базы и с каким опережающим периодом необходимо активизировать эти процессы? Банкиры единодушны во мнении: если стратегия финучреждения направлена на развитие, увеличение своих активов и, как следствие, на расширение ресурсной базы, то это должно стать перманентным процессом. Топ-менеджмент и акционеры должны заблаговременно заботиться об увеличении капитала банка так, чтобы, с одной стороны, все необходимые нормативы НБУ по капиталу были соблюдены, а с другой – данные показатели должны соответствовать требованиям потенциальных инвесторов. Как правило, увеличение капитала и пассивов банка неразрывно связано с его планами и амбициями на кредитном рынке. Более того, по словам Александра Соболева, стратегия формирования ресурсной базы, увеличения капитала планируется как минимум на год вперед с учетом динамики роста как всего рынка финансовых услуг, так и его участников.


Эксперты также предостерегают: если банк хочет привлекать ресурсы на международном рынке, то ему следует учесть, что зарубежные инвесторы с малым доверием относятся к недостаточно капитализированным банкам. Но и в вопросе наращивания капитала есть свои нюансы. Так, Степан Черновецкий отмечает, что опережающий срок, с которым необходимо наращивать капитал с точки зрения его рентабельности, должен быть как можно меньше. «Наличие излишнего капитала приводит к тому, что на каждую вложенную гривню акционер получает меньший доход», – говорит он.


Если банк хочет увеличить капитал путем открытого размещения акций, необходимо учесть тот фактор, что размещение может занять определенное время или быть вовсе неудачным. Банк должен иметь определенный запас времени, чтобы каким-либо образом исправить ситуацию или найти другие источники увеличения капитала. 







Ресурсы как основа для роста


Виталий Струков, управляющий директор инвестиционно-банковского департамента Concorde Capital:
– Сегодня наращивание собственного капитала наиболее эффективно происходит за счет увеличения уставного фонда. Если у существующих акционеров недостаточно собственных средств для увеличения уставных фондов банков, то они могут прибегнуть к размещению акций среди портфельных инвесторов. В данном случае мы рекомендуем размещать акции среди международных инвесторов, которые сегодня очень высоко оценивают перспективу роста украинских банков и платят высокие мультипликаторы к собственному капиталу, оценивая местные банки.


Тем банкам, которым необходимо увеличивать собственный капитал, чтобы выдержать темпы роста, мы рекомендуем привлекать деньги через размещение акций. Банкам, акционеры которых способны увеличивать собственный капитал самостоятельно, достаточно привлекать деньги через долговые инструменты.

Спрос, порождающий диверсификацию


Степан Черновецкий, председатель наблюдательного совета АКБ «Правэкс-Банк»:
– Банк формирует свою пассивную базу в зависимости от спроса на ресурсы. Оптимальным является то соотношение, которое позволяет удовлетворить спрос на кредитные ресурсы. Другими словами, банк должен иметь такую ресурсную базу, которая по цене и длине дает возможность удовлетворить потребности клиентов в кредитовании. Поэтому современный украинский банк не может оставаться в стороне от процессов, происходящих на международном и внутреннем финансовых рынках. В противном случае он потеряет свою конкурентоспособность. В этой связи банк должен диверсифицировать источники финансирования.

Exit mobile version