Site icon Companion UA

Актуально: в мировых компаниях

Кризис-менеджмент


У Blackpool Automotive новый старый владелец
Российский предприниматель Николай Смоленский выкупил обратно в ходе торгов «с молотка» активы легендарного британского автопроизводителя TVR Motors, которые он продал перед банкротством компании в конце 2006 г. Речь идет об основном производственном подразделении – сердце группы – автозаводе Blackpool Automotive. Николай Смоленский предложил наибольшую сумму в ходе аукциона по распродаже имущества предприятия, правда, размер оферты не раскрывается. В результате покупки Blackpool Automotive он избавляется от необходимости погашать долги предприятия и от обязательств перед сотрудниками. По сути, г-н Смоленский попросту купил оборудование и активы, проданные им же самим в конце декабря, в той форме, которая избавляет его от социальных обязательств и расчетов с сотрудниками. Кстати, продав Blackpool Automotive, Николай Смоленский сохранил за собой головную компанию – TVR Motors и соответственно торговую марку. Уже тогда заговорили о том, что он может вывести производство за пределы Великобритании. Такая идея возникла в 2004 г., едва только г-н Смоленский приобрел завод. Однако работники предприятия активно препятствовали осуществлению этих планов, ведь тогда потеряли бы работу 200 человек.


Напомним, что за несколько дней до Нового года рабочим Blackpool Automotive было объявлено о том, что завод признан банкротом и перешел под внешнее управление. Тогда же выяснилось, что всего за пару недель до объявления завода банкротом Николай Смоленский продал его. Возвращение прежнего владельца, но теперь свободного от долговых обязательств, разъярило рабочих: они не только лишаются рабочих мест, но и теряют возможность получения компенсаций в полном объеме.


Приобретения


Merrill Lynch продаст российский воздух
Американский инвестбанк Merrill Lynch за $200 млн. приобрел миноритарный пакет акций датской группы Russian Carbon Fund (RCF), которая работает на рынке квот на эмиссию парниковых газов в России и реализует проекты по внедрению экологически чистых технологий производства. Сделка позволит американцам занять нишу на рынке углеродных кредитов, объем которого оценивается в $15 млрд.


Сегодня портфель RCF содержит 82 проекта. Их реализация позволит сократить объем выбросов на 140 млн. т эквивалента углекислого газа в 2008-2012 гг. (первый бюджетный период по Киотскому протоколу). Правда, в улучшении экологии в стране группа заинтересована из чисто меркантильных соображений – сокращение выбросов предоставит возможность компании продать на открытом рынке кредитов на сумму более 2 млрд. евро.


Рынок квот на выброс парниковых газов в последнее время привлекает западных инвесторов. Подъем промышленности западных стран в совокупности с обязательствами снизить выбросы минимум на 5% к уровню 1990 г. заставляет их скупать квоты на эмиссию углекислого газа у более благополучных в экологическом отношении государств. Тем более что затраты на снижение выбросов парниковых газов в переходных экономиках в десятки раз ниже, чем в развитых. Следовательно, западному бизнесу зачастую выгоднее купить квоту на эмиссию углекислого газа, чем внедрять у себя энергосберегающие технологии.


Интересно, что в Японии будет открыта первая биржа по торговле углеродными кредитами. Ожидается, что торги на ней начнутся уже в июне 2007 года.


Реорганизация


Bayer выписал себе рецепт на увольнения
Похоже, увольнения сотрудников как способ корпоративной реструктуризации приобретают массовый характер. Не успел европейский авиастроительный концерн Airbus утвердить программу реформирования, предусматривающую сокращение 10 тыс. рабочих мест, как крупнейший немецкий химико-фармацевтический концерн Bayer решил уволить 6,1 тыс. сотрудников по всему миру (10% персонала). Львиная доля сокращений придется на Европу: только в Германии выходные пособия получат 1,5 тыс. человек. Еще 1,2 тыс. человек потеряют работу в Латинской Америке, 1 тыс. – в США и 750 – в Азии. Такой шаг Bayer объясняет желанием избежать лишних трат после слияния со своим немецким конкурентом Schering. За счет масштабных увольнений объединенная компания начиная с 2009 г. сможет экономить около 700 млн. евро в год.


Создание фармацевтического гиганта Bayer Schering Pharma стало самой масштабной сделкой в Германии в 2006 г. После того как семейное фармацевтическое предприятие Merck из Дармштадта попыталось безуспешно поглотить Schering, в дело вступил Bayer, предложивший за компанию рекордные 17 млрд. евро. Предложение превысило оферту конкурента на 12%. «Процесс интеграции в Bayer Schering Pharma уже начался», – заявил глава подразделения Healthcare Артур Хиггинс. По его мнению, прогноз объединенной компании на 2007 г. крайне позитивный – компания планирует наладить бизнес по производству аптечных товаров стоимостью 15 млрд. евро, а ее оборот предположительно составит 9 млрд. евро в год.


Федеральный суд США признал необоснованным иск Alcatel-Lucent, в котором Microsoft обвиняется в незаконном использовании технологии обработки MP3-файлов. Отменяется и штраф в $1,52 млрд.


Инвестиции


Chery демонстрирует «мировые» амбиции
Взрывное развитие китайского автопрома находит все большие подтверждения. Так, на международных рынках все активнее заявляет о себе крупнейший китайский автопроизводитель Chery Automobile. Компания, которая уже представлена в более чем 70 странах мира, открывает для себя огромный американский рынок. О сотрудничестве с китайским автопроизводителем заявил концерн Chrysler. Для него, по мнению аналитиков, китайская компания станет центром по разработке и выпуску компактных и недорогих автомобилей.


Ранее Chery Automobile объявил о планах строительства в России нового завода мощностью 150 тыс. автомобилей в год. В планах Chery Automobile – мощная экспансия на украинский рынок, который является европейским лидером по темпам роста. Первый шаг уже сделан: китайская сторона заключила с корпорацией «УкрАвто» соглашение о сотрудничестве и получила доступ к самой мощной в Украине сети дилерских и сервисных центров. Уже в этом году компания планирует реализовать в стране более 12 тыс. машин, что может привести к переделу национального автомобильного рынка. По оценкам Украинской автомобильной корпорации, до конца 2007 г. Chery Automobile может войти в десятку наиболее популярных автомобильных марок в Украине, а в 2008 г. вместе с ВАЗ, Daewoo, ZAZ и Chevrolet – занять место в первой пятерке.


Такой оптимизм вполне обоснован: при достойном качестве автомобилей, ценовое предложение Chery Automobile является куда более привлекательным. Этому способствуют как возможность производить продукцию со сравнительно низкой себестоимостью, так и мощная финансовая поддержка со стороны китайского правительства. В 2006 г. Chery Automobile выпустила около 300 тыс. машин, а через несколько лет намерена превысить планку в 1 млн. авто в год. Основания для наращивания производства есть – компания открыла около 10 мелко- и крупноузловых сборочных производств за пределами Китая. Объем инвестиций в производство в последние годы превысил $1,5 млрд.


Между тем, эксперты уверены: в ближайшие годы китайский автомобильный бум будет продолжаться. По прогнозам McKinsey, в течение ближайших 5-7 лет рынок легковых машин КНР будет ежегодно расти более чем на 10% и уже к 2010 г. сможет соперничать с Японией по величине.


Поглощения


Merlin покупает «серебро»
Американский инвестфонд Blackstone через подконтрольную ему компанию Merlin Entertainments покупает Tussauds Group – оператора парков развлечений и сети музеев восковых фигур мадам Тюссо. Сумма сделки составит 1 млрд. фунтов стерлингов. Продавцом выступит фонд Dubai International Capital из ОАЭ, который два года назад приобрел актив всего за 800 млн. фунтов. Правда, полностью отказываться от участия в Tussauds арабские инвесторы не намерены – в объединенном бизнесе они сохранят 20%.


Помимо сети музеев восковых фигур (музеи мадам Тюссо расположены в Лондоне, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Амстердаме, Гонконге и Шанхае), Tussauds контролирует британские парки развлечений Alton Towers, Chessington World of Adventures и Thorpe Park, а также немецкий Heide Park. Компании принадлежит и доля в фирме, владеющей London Eye – знаменитым колесом обозрения в Лондоне. Показатель EBITDA в 2006 г. достиг 100 млн. фунтов.


Нынешняя покупка превратит британскую Merlin во вторую по посещаемости сеть парков развлечений в мире. По мнению экспертов, Blackstone Group пытается построить международного гиганта, способного соперничать с лидером рынка – корпорацией Disney. В настоящее время Merlin управляет развлекательными комплексами Dungeon и Earth Explorer, а также океанариумом Sea Life. В августе 2005 г. к ним добавилась сеть тематических парков развлечений Legoland, а в октябре 2006 г. – крупнейший итальянский оператор луна-парков Gardaland. Правда, разрыв между первым и вторым местом огромен. «У Disney своя собственная лига, в которую войти невозможно», – отмечает президент International Theme Park Services Деннис Шпигель. Но на фоне посещаемости парков Disney (11 парков на трех континентах) цифры Merlin Entertainments выглядят куда менее впечатляюще. В 2004 г. парки Disney во всем мире посетили 252 млн. человек, тогда как в 2006 г. аттракционы Merlin – 16 млн., Tussauds – 14 млн.

Exit mobile version