Site icon Companion UA

Франчайзинг в моде

За право быть финансово независимым франчайзи заплатит тем, что единолично понесет риски вложения капитала.


На первый взгляд, работа по франчайзинговому договору не несет весомых финансовых выгод – всю сумму необходимого начального капитала для создания сети точек продаж должен выложить франчайзи. Однако в процессе работы предприниматель может рассчитывать на регулярные отсрочки платежа по поставленной продукции, сэкономить время и снизить риски, имея одного проверенного, надежного поставщика. Кроме этого, имеется возможность переложить на компанию-франчайзера часть затрат на рекламную продукцию и по продвижению бренда.


Идеи наши – деньги ваши
Главной особенностью франчайзинговой сети является наличие постоянного контроля над деятельностью франчайзи. Такие вопросы как технология приготовления и обслуживания, ценовая политика, закупки, меню, корпоративный стиль решаются в основном франчайзером. Кроме выполнения условий франчайзингового договора, сотрудниками франчайзера будут контролироваться также соблюдение принятого для франчайзера внешнего вида точки, персонала, меню услуг и товаров и даже рекламных промолистов, которые сообщают посетителям о новинках и акциях. Например, все блюда должны быть абсолютно одинакового качества, вкуса, температуры, запаха и цвета во всех точках. Так, по словам Евгении Кривонос, менеджера по франчайзингу сети суши-баров «Суши-студия», компания-франчайзер, занимающаяся промышленным производством суши, обеспечивает своих франчайзи регулярными поставками ингредиентов и обучением суши-мастеров. Если ваш бизнес – японская кухня, то такие поставки – огромное преимущество франчайзера, намного большее, чем интересный интерьер или раскрученная торговая марка.


Но работа по франчайзинговой схеме – это не только обязанности, но и помощь новым франчайзи в финансовом плане, например, рассрочка в выплате вступительного платежа, предоставление товарного кредита на полученные ингредиенты и оборудование. Каждая компания-франчайзер разрабатывает свою схему, наиболее соответствующую специфике бизнеса и регионального рынка. Как рассказала Евгения Кривонос, для франчайзи сети суши-баров «Суши-студия» по вступительному платежу предусмотрено две схемы работы: при выборе первой платеж разбивается на две части, одна из которых оплачивается при подписании договора, вторая – через три месяца; при условии использования второй схемы платеж делится на три части и оплачивается в течение первых трех месяцев работы. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств за это время суши-бар должен успеть открыться. Условия товарного кредита позволяют франчайзи не рассчитываться за ингредиенты до следующей поставки.


Риски не всегда под контролем
То, что предприниматель-франчайзи полностью берет на себя расходы на открытие бизнеса, предусматривает и его финансовую независимость. Решение по распределению прибыли он принимает самостоятельно. И единолично несет риски вложения капитала. При этом дополнительные риски вносит тотальный контроль со стороны франчайзера, который может ограничивать инициативу предпринимателей, что иногда приводит к выходу из сети одного или нескольких субъектов, а то и к распаду всей сети. По мнению главы директората Ассоциации франчайзинга (Украина) Андрея Кривоноса, «провалы проектов или отказы от развития с использованием франчайзинговых схем являются, как правило, результатом неправильного выбора концепции или стратегии продвижения бренда. Причиной неудачи франчайзи могут также быть неправильный выбор места расположения точки или неосмотрительность при подписании соглашения аренды. Уделив достаточно внимания франчайзинговому договору и механизмам управления сетью, появляется возможность интенсивного развития бизнеса и быстрого роста узнаваемости бренда».


Существует и другая опасность, подстерегающая франчайзи, – недобросовестная конкуренция. В Украине бизнес не всегда готов платить за интеллектуальный труд. Например, в Ужгороде работало пиратское кафе под вывеской «Челентано». Предприятие закрыли, и владельцам пришлось купить франшизу «Челентано», чтобы продолжить свой бизнес. Иногда в этих конфликтах кроется вина компаний-франчайзеров. Они не патентуют свои изобретения и марки, не прописывают во франчайзинговых договорах условия использования марки или идей после расторжения договора. И как результат – происходит нарушение их прав интеллектуальной собственности. Хотя даже патентование изобретений не становится препятствием для конкурентов. В свое время «Два гуся» запатентовали раздаточную ленту, созданную для ускорения обслуживания. Сделали промышленный образец, описали все его размеры. Позже «Три толстяка» смогли запатентовать подобное, лишь изменив параметры и указав другие преимущества, положенные в основу создания такой ленты.


Территория конфликта
Конфликты между франчайзером и франчайзи – не редкость. Пути разрешения основных сложностей, возникающих между сторонами франчайзингового договора, эксперты советуют предусмотреть в договоре с франчайзинговой компанией. Например, для сетевых магазинов остро стоит вопрос, кто несет финансовую ответственность, если товар не продался. Поэтому в договоре должно быть четко прописано не только, кто несет убытки за то, что товар не был продан полностью, но и кто оплачивает транспортные и таможенные расходы по возвращению товара. Все эти моменты должен подробно регулировать франчайзинговый договор, как и вопросы сорванных поставок.


По франчайзинговой схеме можно как основать новое дело, так и расширить бизнес уже существующей компании


Следующий момент, который часто упускается в договорах и потом является почвой для конфликтов, – это отношения между сторонами после истечения срока франчайзингового договора. Очень часто возникает вопрос: а может ли франчайзи использовать торговую марку после завершения срока франчайзингового договора? Чтобы франчайзи не пришлось закрывать магазин или менять оформление, неся дополнительные затраты, такие вопросы необходимо предусмотреть в договоре. Споры вызывает и то, может ли бывший франчайзи работать в своей сфере предпринимательской деятельности, используя технологии франчайзера и опыт, приобретенный за время сотрудничества с известной маркой. Поэтому украинским предпринимателям лучше предусмотреть заранее в договоре процесс «развода», например, особенности использования торговой марки после истечения срока контракта.  







Франчайзинг прижился на украинском рынке
Андрей Кривонос, глава директората Ассоциации франчайзинга (Украина):
– Перспективы развития рынка франшиз по результатам прошлого года очень оптимистичны, в 2007 году ожидается рост рынка (увеличение количества франчайзеров) на 21,3%. С каждым днем франчайзинговые предложения на украинском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли, новые технологии. Расширяется также ценовой диапазон: на рынке представлены как дешевые франшизы бытовых услуг или проката, так и дорогие франшизы производства и фешенебельных ресторанов. Однозначно, что будущее – за сферой услуг. Часть концепций заимствуется из-за рубежа, особенно в сфере услуг для потребителей (чистка домов, крыш, уход за домашними животными, доставка, тренинги и прочее обслуживание). А в сфере услуг для бизнеса украинские предприниматели адаптируют свои услуги под местный менталитет, используя мировой опыт и наработки.
По франчайзинговой схеме можно как основать новое дело, так и расширить бизнес уже существующей компании. Конечно, инфраструктура рынка франшиз проходит этап интенсивного формирования. Поэтому на данный момент говорить о целых магазинах франшиз, где потенциальный инвестор может не только выбрать себе бизнес по душе, но и получить кредит на необходимую сумму инвестиций без залога под гарантию франчайзера, еще рано. Однако прослеживается устойчивая тенденция к укреплению локальных франчайзинговых сетей. Развитие рынка и совершенствование законодательной базы будут также способствовать расширению франчайзингового бизнеса в целом. Это создает необходимые условия, чтобы любой желающий смог подобрать себе бизнес по душе и своим возможностям.

Exit mobile version