Человечество так и не научилось смело, без подтасовок и мифотворчества, идти в будущее. Неудивительно, что настоящее наше зыбко, а прошлое размыто.
Существует версия, принадлежащая ученому и писателю Умберто Эко, что мифы – это демонстрация первобытного мышления. Зачем же мифы нужны современному обществу? Неужели кому-то выгодно демонстрировать свою несостоятельность?
Официальную «историю» всегда писали в угоду политике. Поэтому она всегда была разной. Только в советское время несколько раз переписывали историю страны. Тогда было идеологическое мифотворчество, а сейчас – этническое, национальное. Период нашей суверенности можно назвать своеобразным периодом мифотворчества. Это все от наших комплексов. Мы стали державой и растерялись. Выяснилось, что ничем основательным украинская государственность не подкреплена. Некоторые мифотворцы даже с академическим образованием стали говорить, что мы всегда были державной нацией. Они объявили Киевскую Русь украинским государством и начали называть правителей украинскими: и княгиню Ольгу, и князя Владимира… В Киево-Могилянской академии ввели курс «Украинская правда». Это такой кодекс законов, который на самом деле назывался «Русская правда». Многие историки почему-то решили, что украинцы были всегда, что наши истоки в трипольской культуре. Но это полная чепуха. Подобная мифологизация истории не такое безобидное явление, каким может показаться на первый взгляд. Культивируя и внедряя в нестойкие умы идею исключительности, можно доиграться до появления весьма нежелательных результатов, ведь знаем из истории, чем это заканчивается.
У нас выработался стереотип при объяснении трудных вопросов – искать причину собственной несостоятельности в других. Это национальная трагедия. Общество может только тогда считаться таковым, когда оно способно критически себя воспринимать, иронизировать над собой. А вы посмотрите украинское государственное телевидение – оно же продолжает советские традиции: реляции, победы, передачи о том, какие мы знаменитые и как у нас все хорошо – лучше всех поем, у нас мова соловьиная, мы безмерно трудолюбивы. Одно несчастье – нас другие давят: москали, поляки, монголы… Менталитет наш надо ломать. Мне кажется, что национал-патриоты не понимают главного – патриотизм не в этом. Сделать нас лучше можно, если честно признаться в своих слабостях. Прежде всего себе.
Мифотворчество ничего не дает ни прошлому, ни настоящему, ни будущему. Историю по собственной мерке перекроить невозможно. Ученый не должен стараться кому-либо угодить, его главная цель – истина. Я помню только один здоровый компромисс между чистой наукой и мифотворчеством, когда мы отмечали 1500-летие Киева. Многим кажется, что продешевили, можно было праздновать и 2500-летие. Но если честно, тот юбилей мы праздновали действительно с большой натяжкой. И полторы тысячи лет для Киева – это много. Почему праздновали? Владимир Васильевич Щербицкий как человек умный сказал: «Давайте отпразднуем полторы тысячи лет, а более умные наши потомки, может быть, что-то другое отпразднуют». Это была чисто политическая акция, не научная. Время от времени людям и такое нужно, ведь мы празднуем дни рождения. Компромиссы, в принципе, возможны. Главное – не переходить разумную черту, чтобы над нами не смеялись.
Когда-то Швейк – герой знаменитой книги Гашека – заметил: «Ну да, все мы чехи, но зачем об этом так много говорить?». Нам бы его перефразировать, заменив «чехи» на «украинцы», и забыть об этом. Нам бы больше трезвости в подходе к коренным проблемам бытия. А мы все время зацикливаемся на опасных и практически бесполезных проблемах. Это не дает консолидироваться, построить гражданское общество, сформировать политическую нацию, способную на сверхусилия в экономическом развитии страны.