Менеджмент есть муниципальный, административный, корпоративный, кадровый. Но не менее важен менеджмент родительский, которому тоже нужно учиться.
Нет необходимости доказывать, что достижение успеха в бизнесе требует многих жертв. В том числе «экономить» приходится на том, что крайне важно, – отношениях с детьми. И речь идет не только о нехватке времени для полноценного общения. Даже если такое время появляется, часто оказывается, что дети и родители просто не понимают друг друга, родители «идеологически» не готовы к воспитанию собственных детей. Вместо полноценного общения покупают новые игрушки или автомобили. Однако это не родительская забота, а спонсорство – и не удивительно, что дети обычно такое мало ценят.
Но природа не терпит пустоты. Если родители «отсутствуют», то дети стремятся заполнять эту пустоту так, как сами считают нужным, правда, с непредсказуемым результатом.
- развитие, причем и детей, и родителей. Передать им способы понимания друг друга, научить общаться так, чтобы не только слушать, но и слышать друг друга, понимать и учитывать цели и интересы других;
- соорганизация. Научить организовывать семейную жизнь так, чтобы были учтены и удовлетворены интересы всех сторон. Здесь есть маленькая тонкость: родители всегда считают, что все, чего они добиваются от детей и для них, зачастую «забивая» своей властью, делается в интересах детей – и это их правда. У детей во многих случаях противоположная точка зрения – и это правда детей. Надо научиться жить с двумя правдами, слышать и уважать точку зрения и взрослого, и ребенка, видеть перед собой достойную уважения и партнерского отношения личность. А это не всегда просто;
- культура. Разрыв между поколениями был и будет всегда. Но в нынешнее время он особенно ощутим. Это связано и с быстрыми темпами развития общества, и прерванным процессом воспроизводства, передачей от старшего поколения младшему культурных норм и ценностей. Двигаться к сближению сторон, показать и увидеть: детям у родителей есть что перенимать и наследовать, кроме меркантильных интересов и материальных ценностей.
Игра – разновидность обучения, но в отличие от других его форм в ней нет учителей. Ни родители, ни сами «игротехники» не имеют готовых ответов на возникающие вопросы. По сути, роль коллективного учителя выполняет сама игра как совместный труд.
На общих заседаниях – форумах, где собираются все группы, докладчики предъявляют групповые точки зрения. Такая обезличенность выступлений – от всех, а не от конкретного лица – позволяет сказать то, что зачастую в обычной жизни сказать не удается. Особенно детям. И в ходе игрового обсуждения можно не бояться обидеть конкретного родителя или ребенка.
Игра помогает родителям не только увидеть в своем ребенке личность, достойную уважения, но и показывает, насколько дети иногда мудрее взрослых. На одном из форумов выступала с докладом одиннадцатилетняя девочка. Она убеждала, что нельзя на детей кричать. Один из родителей спросил: «А что делать, если, например, стоит горячий утюг, а маленький ребенок к нему движется?». На что последовал ответ: «В этом случае нужно кричать не на ребенка, а ребенку. А то, что горячий утюг находится в пределах досягаемости ребенка, это ваша вина – родительская».