Китайские автопроизводители лишь недавно начали выходить на украинский рынок, но уже активно участвуют в его переделе.
До недавнего времени автомобильная индустрия оставалась слабым звеном китайской промышленности. Но уже сегодня она держит в тонусе многих мировых автопроизводителей. И это неудивительно: экспорт машин из Китая в 2004-2006 годах увеличился почти в 4,5 раза (с 78 до 340 тыс. авто в год). Попал в поле зрения азиатских производителей и украинский рынок: у нас уже представлен модельный ряд Chery, FAW, Great Wall, Foton, DongFeng и др. И это только начало, говорят эксперты.
Работа на первенство
Уже в 2006 г. в КНР было продано рекордное количество автомобилей – 6,6 млн. штук (+10% по сравнению с предыдущим годом). По этому показателю страна заняла второе место в мире после США, однако уже к 2025 г. рассчитывает на лавры чемпиона. Годовой объем выпускаемой продукции к тому времени должен достигнуть 15 млн. машин, 60% из которых будут легковыми.
Постепенная насыщаемость внутреннего рынка заставила китайских производителей начать массированную атаку на мировой рынок. Уже в 2005 г. вывоз авто из страны (в основном дешевых легковых марок стоимостью до $10 тыс.) впервые превысил ввоз. Летом 2006 г. правительство КНР заявило о намерении создать максимально благоприятный режим для экспорта своих автомобилей на мировые рынки. Одновременно было объявлено об изменении правил выдачи экспортных лицензий национальным автомобильным компаниям: отныне за рубеж будут допускаться только крупнейшие производители транспортных средств, располагающие большими мощностями. По мнению властей, эти меры призваны улучшить взаимодействие между китайскими поставщиками, привести к снижению цен на продукцию национального автопрома, а также способствовать улучшению имиджа китайских автомобилей. Аналитики же уверены: международному рынку грозит нашествие дешевых китайских авто.
Дешево, качественно, массово
В Украину первые китайские машины пришли около двух лет назад. Недорогие по сравнению с привычными европейскими и американскими марками китайские автомобили украинцам поначалу не приглянулись. Сказалось и стереотипно подозрительное отношение ко всему made in China. В 2005 г. хозяев в Украине нашли немногим более 500 китайских машин.
«Теперь спрос на китайские машины в Украине динамично растет, – говорит генеральный директор «Укр-Китай Комьюникейшн» Вячеслав Лысенко. – По итогам минувшего года, китайские автопроизводители заняли 0,7% украинского рынка легковых автомобилей и более 20% грузовых». Конечно, вряд ли китайские авто в ближайшие пару лет займут позиции ВАЗа и Chevrolet. Однако об увеличении в 2007 г. продаж китайских авто в Украине до 4% уже можно говорить.
Только в феврале 2007 г. доля фаворита ВАЗа, равно как и ЗАЗа, снизилась на 3%. Как известно, многие марки ВАЗа не соответствуют экологическим нормам Евро-2, поэтому их экспорт в Украину существенно сократился.
В сегменте коммерческого транспорта, как отмечают эксперты AUTO-Consulting, китайская продукция за два года потеснила позиции российских ГАЗа, ЗИЛа и расширяет атаку на сектор тяжелой техники. Так, в сегменте средних грузовиков доля китайских FAW, Foton, DongFeng, Mudan/Eagle превышает 30%. В классе 3,5 т, где «ГАЗель» была вообще вне конкуренции, во второй половине 2006 г. JAC уже взял около 2% рынка. Ощутимо азиатское влияние и в украинском секторе автобусов: в малом классе китайцы контролируют 5% продаж.
Первопричина стремительного роста продаж китайских марок – в оптимальном для отечественного покупателя сочетании цены и качества. В рознице китайские легковые автомобили стоят $8-11 тыс. «При этом они привлекают дополнительной комплектацией, постоянно обновляющимся модельным рядом, яркими дизайнерскими решениями, – говорит председатель совета директоров корпорации «АИС» Александр Солдатов. – Поэтому спрос на китайскую продукцию в ближайшие 2-3 года будет заслуженно расти». Добавим, что спрос поднимется еще выше по мере улучшения качества китайских авто, что происходит достаточно быстро. На руку азиатским автопроизводителям играет и подорожание украинских марок, тогда как недооцененная валюта КНР не дает предпосылок к увеличению стоимости китайских автомобилей.
По мнению некоторых профильных аналитиков, китайским компаниям будет достаточно 6-7 лет для формирования разветвления дилерских сетей по всему миру и около 3 лет для достижения экологических стандартов, принятых в Европе.
На гребне волны
В такой ситуации украинские дистрибьюторы стремятся отхватить и свой кусок китайского пирога. Так, с сентября 2005 г. корпорация «АИС» начала продажи грузовой техники китайской корпорации FAW. Решение импортировать автомобили коммерческого назначения, по словам А. Солдатова, было принято с учетом увеличения потребностей рынка, которые не могли удовлетворить существующие марки. Расчет оказался верным: продажи коммерческой техники FAW на отечественном рынке выросли с 37 единиц в январе 2006 г. до 699 в декабре. А с февраля текущего года в сети «АИС» стартовала продажа бюджетных легковых авто Geely. Причина такого шага – стремительный рост украинского рынка легковых авто (+40% в прошлом году), а также высокий потенциал классов В и С.
«Для КНР наш рынок является хорошим плацдармом для продвижения в Европу, которая все еще с подозрением относится к китайской продукции. Европейская недоверчивость, жесткая политика России по отношению к экспорту китайских авто, несомненно, существенно повышают шансы Украины в плане размещения совместных производств», – говорит В. Лысенко. Перспективным является создание совместных предприятий по отверточной и промышленной сборке автомобильной техники. Такое сотрудничество позволит китайским производителям максимально приблизить свои машины к европейским требованиям, исправить нынешний негативный имидж неэкологичных и небезопасных авто. Для Украины же это возможность повысить стандарты качества, внедрить новейшие технологии, создать рабочие места и т. д.
Причем китайские и украинские производители уже перешли к активным кооперационным контактам. К примеру, на мощностях Кременчугского автосборочного завода, входящего в состав корпорации «АИС», уже собираются автомобили FAW. За минувший год выпущено 1653 грузовика и два карьерных самосвала для проведения сертификационных испытаний. На 2007 г. планируется сборка 1,5 тыс. единиц грузовой техники FAW и 2 тыс. легковых авто Geely.
В то же время Луцкий автомобильный завод подписал контракт с китайской компанией Chіna Dong Feng Motor Іndustry, согласно которому в конце 2007 г. в Черкассах будет сдан в эксплуатацию новый завод по производству грузовых автомобилей мощностью 12-13 тыс. авто в год. При практически одинаковом ценовом предложении с российскими аналогами китайские грузовики не только не уступают по качеству, но лучше укомплектованы и имеют более привлекательные гарантийные обязательства. Ведутся и другие переговоры по осуществлению совместных производственных проектов, хотя компании пока не раскрывают свои корпоративные тайны.