Site icon Companion UA

Начало «Великого похода»

Китайские автопроизводители лишь недавно начали выходить на украинский рынок, но уже активно участвуют в его переделе.


До недавнего времени автомобильная индустрия оставалась слабым звеном китайской промышленности. Но уже сегодня она держит в тонусе многих мировых автопроизводителей. И это неудивительно: экспорт машин из Китая в 2004-2006 годах увеличился почти в 4,5 раза (с 78 до 340 тыс. авто в год). Попал в поле зрения азиатских производителей и украинский рынок: у нас уже представлен модельный ряд Chery, FAW, Great Wall, Foton, DongFeng и др. И это только начало, говорят эксперты.


Работа на первенство
Мир заговорил о китайском автомобильном буме всего несколько лет назад. Китайское автопроизводство, переживавшее с начала 1990-х годов серьезный кризис, за последнее 10 лет совершило рывок вперед. Немалую роль в этом сыграла разумная экономическая политика правительства. Китай со своим огромным рынком сбыта очень интересен мировым гигантам автопрома. Пользуясь этим, правительство ввело очень высокие пошлины на ввоз готовых авто, одновременно стимулируя открытие совместных сборочных предприятий. И сегодня 65% внутреннего рынка занимают именно СП с иностранными компаниями.


Уже в 2006 г. в КНР было продано рекордное количество автомобилей – 6,6 млн. штук (+10% по сравнению с предыдущим годом). По этому показателю страна заняла второе место в мире после США, однако уже к 2025 г. рассчитывает на лавры чемпиона. Годовой объем выпускаемой продукции к тому времени должен достигнуть 15 млн. машин, 60% из которых будут легковыми.


Постепенная насыщаемость внутреннего рынка заставила китайских производителей начать массированную атаку на мировой рынок. Уже в 2005 г. вывоз авто из страны (в основном дешевых легковых марок стоимостью до $10 тыс.) впервые превысил ввоз. Летом 2006 г. правительство КНР заявило о намерении создать максимально благоприятный режим для экспорта своих автомобилей на мировые рынки. Одновременно было объявлено об изменении правил выдачи экспортных лицензий национальным автомобильным компаниям: отныне за рубеж будут допускаться только крупнейшие производители транспортных средств, располагающие большими мощностями. По мнению властей, эти меры призваны улучшить взаимодействие между китайскими поставщиками, привести к снижению цен на продукцию национального автопрома, а также способствовать улучшению имиджа китайских автомобилей. Аналитики же уверены: международному рынку грозит нашествие дешевых китайских авто.


Дешево, качественно, массово
В Украину первые китайские машины пришли около двух лет назад. Недорогие по сравнению с привычными европейскими и американскими марками китайские автомобили украинцам поначалу не приглянулись. Сказалось и стереотипно подозрительное отношение ко всему made in China. В 2005 г. хозяев в Украине нашли немногим более 500 китайских машин.


«Теперь спрос на китайские машины в Украине динамично растет, – говорит генеральный директор «Укр-Китай Комьюникейшн» Вячеслав Лысенко. – По итогам минувшего года, китайские автопроизводители заняли 0,7% украинского рынка легковых автомобилей и более 20% грузовых». Конечно, вряд ли китайские авто в ближайшие пару лет займут позиции ВАЗа и Chevrolet. Однако об увеличении в 2007 г. продаж китайских авто в Украине до 4% уже можно говорить.


Только в феврале 2007 г. доля фаворита ВАЗа, равно как и ЗАЗа, снизилась на 3%. Как известно, многие марки ВАЗа не соответствуют экологическим нормам Евро-2, поэтому их экспорт в Украину существенно сократился.


В сегменте коммерческого транспорта, как отмечают эксперты AUTO-Consulting, китайская продукция за два года потеснила позиции российских ГАЗа, ЗИЛа и расширяет атаку на сектор тяжелой техники. Так, в сегменте средних грузовиков доля китайских FAW, Foton, DongFeng, Mudan/Eagle превышает 30%. В классе 3,5 т, где «ГАЗель» была вообще вне конкуренции, во второй половине 2006 г. JAC уже взял около 2% рынка. Ощутимо азиатское влияние и в украинском секторе автобусов: в малом классе китайцы контролируют 5% продаж.


Первопричина стремительного роста продаж китайских марок – в оптимальном для отечественного покупателя сочетании цены и качества. В рознице китайские легковые автомобили стоят $8-11 тыс. «При этом они привлекают дополнительной комплектацией, постоянно обновляющимся модельным рядом, яркими дизайнерскими решениями, – говорит председатель совета директоров корпорации «АИС» Александр Солдатов. – Поэтому спрос на китайскую продукцию в ближайшие 2-3 года будет заслуженно расти». Добавим, что спрос поднимется еще выше по мере улучшения качества китайских авто, что происходит достаточно быстро. На руку азиатским автопроизводителям играет и подорожание украинских марок, тогда как недооцененная валюта КНР не дает предпосылок к увеличению стоимости китайских автомобилей.


По мнению некоторых профильных аналитиков, китайским компаниям будет достаточно 6-7 лет для формирования разветвления дилерских сетей по всему миру и около 3 лет для достижения экологических стандартов, принятых в Европе.


На гребне волны
В такой ситуации украинские дистрибьюторы стремятся отхватить и свой кусок китайского пирога. Так, с сентября 2005 г. корпорация «АИС» начала продажи грузовой техники китайской корпорации FAW. Решение импортировать автомобили коммерческого назначения, по словам А. Солдатова, было принято с учетом увеличения потребностей рынка, которые не могли удовлетворить существующие марки. Расчет оказался верным: продажи коммерческой техники FAW на отечественном рынке выросли с 37 единиц в январе 2006 г. до 699 в декабре. А с февраля текущего года в сети «АИС» стартовала продажа бюджетных легковых авто Geely. Причина такого шага – стремительный рост украинского рынка легковых авто (+40% в прошлом году), а также высокий потенциал классов В и С.


В то же время корпорация «УкрАвто» заключила дилерское соглашение с крупнейшим китайским автопроизводителем Chery Automobile. Уже в этом году планируется реализовать в стране более 12 тыс. машин Chery, что может привести к переделу национального автомобильного рынка. С начала года эта марка сумела обойти по продажам Renault, Suzuki, Honda, Subaru. По оценкам Украинской автомобильной корпорации, в 2008 г. Chery вместе с ВАЗ, ЗАЗ и Chevrolet может занять место в первой пятерке наиболее популярных в Украине автомобильных марок.


«Для КНР наш рынок является хорошим плацдармом для продвижения в Европу, которая все еще с подозрением относится к китайской продукции. Европейская недоверчивость, жесткая политика России по отношению к экспорту китайских авто, несомненно, существенно повышают шансы Украины в плане размещения совместных производств», – говорит В. Лысенко. Перспективным является создание совместных предприятий по отверточной и промышленной сборке автомобильной техники. Такое сотрудничество позволит китайским производителям максимально приблизить свои машины к европейским требованиям, исправить нынешний негативный имидж неэкологичных и небезопасных авто. Для Украины же это возможность повысить стандарты качества, внедрить новейшие технологии, создать рабочие места и т. д.


Причем китайские и украинские производители уже перешли к активным кооперационным контактам. К примеру, на мощностях Кременчугского автосборочного завода, входящего в состав корпорации «АИС», уже собираются автомобили FAW. За минувший год выпущено 1653 грузовика и два карьерных самосвала для проведения сертификационных испытаний. На 2007 г. планируется сборка 1,5 тыс. единиц грузовой техники FAW и 2 тыс. легковых авто Geely.


В то же время Луцкий автомобильный завод подписал контракт с китайской компанией Chіna Dong Feng Motor Іndustry, согласно которому в конце 2007 г. в Черкассах будет сдан в эксплуатацию новый завод по производству грузовых автомобилей мощностью 12-13 тыс. авто в год. При практически одинаковом ценовом предложении с российскими аналогами китайские грузовики не только не уступают по качеству, но лучше укомплектованы и имеют более привлекательные гарантийные обязательства. Ведутся и другие переговоры по осуществлению совместных производственных проектов, хотя компании пока не раскрывают свои корпоративные тайны.
 

Exit mobile version