Site icon Companion UA

Преобразование минусов в плюсы

Пока идут разговоры о реформировании жилищно-коммунального хозяйства страны, в Кировограде уже несколько лет работает единственное частное предприятие, занимающееся теплоснабжением города.


Отечественное жилищно-коммунальное хозяйство находится на грани катастрофы и нуждается в срочном реформировании. Неэффективность действующего менеджмента говорит сама за себя: система ЖКХ громоздкая, с непрозрачными механизмами формирования тарифов и нерациональным использованием имеющихся ресурсов. К примеру, теплопотери в системах теплообеспечения могут достигать 70%. Как результат – уровнем услуг недовольны потребители, проплат – предприятия, предоставляющие услуги.


При этом ЖКХ заявлено в числе приоритетных сфер национальной экономики. Именно поэтому принята программа реформирования и развития ЖКХ до 2010 г. и разработаны региональные программы «с учетом опыта европейских стран». Так, в 2007 г. на реформирование ЖКХ выделено 4 млрд. грн., в 2008 г. предполагается выделить 8 млрд. грн., а до 2012 г. – вложить в данную сферу около 50 млрд. грн. Только как именно проводить реформирование на практике, непонятно. ЖКХ как единый объект управления в Украине уже не существует, и эффективность его работы полностью зависит от действий местных властей.


Реакцией на сложившуюся ситуацию в правительстве считают приход в отрасль частного бизнеса. По этому пути пошли многие страны Восточной Европы: Чехия, Литва, Венгрия, Польша, Эстония. В Чехии, к примеру, частные компании занимают 42% рынка теплообеспечения.


Отечественные бизнесмены ввиду неопределенности регулирования все же не спешат вкладывать деньги в пока что сомнительное начинание. Предпринимаются попытки открывать частные ЖЭКи и зарабатывать на оказании профильных услуг. (Уже создано около 200 частных ЖЭКов, которые обслуживают 5,8% всего жилого фонда.) А вот пример аренды теплоснабжающего предприятия города в Украине пока единственный. Компания ООО «Центр научно-технических инноваций Украинской нефтегазовой академии» (ЦНТИ УНГА) сотрудничает с госпредприятием «Кировоградтеплоэнерго».







Перспектива или ретроспектива?


В отечественном ЖКХ – непочатый край работы. Некоторые факты «из жизни ЖКХ»:



  • уровень изношенности коммунальной инфраструктуры – более 60%;

  • в аварийном состоянии находится треть сетей водоснабжения и почти 18% теплосетей;

  • более 20 тыс. лифтов в многоэтажных домах отработали эксплуатационный срок 25 лет и являются потенциально опасными.

При этом украинцы платят за жилищно-коммунальные услуги довольно исправно. В 2006 г. уровень оплат с учетом погашения долгов предыдущих периодов составил 12,023 млрд. грн., или 90,6% начисленных сумм.


Оценка перспектив, смена приоритетов
ЦНТИ УНГА, созданный в 2000 г., основными задачами своей деятельности изначально видел разработку и внедрение новых технологий в нефтегазовом бизнесе. Спустя три года началось сотрудничество с ГКПТС «Кировоградтеплоэнерго» по установке узлов учета природного газа. Это дало возможность детально рассмотреть деятельность коммунального предприятия и оценить его рыночные перспективы.


Генеральный директор ЦНТИ УНГА Сергей Бульбас отмечает, что недостатки в работе теплосети связаны не только с устаревшим оборудованием, но также с недостатком финансирования, которое было обусловлено систематическими неплатежами потребителей. В свою очередь эти неплатежи были реакцией недовольных граждан на плохое качество услуг, предоставляемых «Кировоградтеплоэнерго».


Тогда ЦНТИ УНГА, оценив перспективы вывода «Кировоградтеплоэнерго» из кризиса, предложила городским властям сдать теплосети ей в аренду на 25 лет. Одним из факторов для выхода с подобным предложением стало монопольное положение теплоснабжающего предприятия, хотя это и не давало гарантий защиты инвестиций. Кроме того, проведенный анализ ситуации в целом и состояния дел в «Кировоградтеплоэнерго», сделанные расчеты говорили о возможности через 3-4 года получать реальную прибыль, предоставляя населению качественные услуги.


В благодарность за хорошее теплообеспечение в Кировограде уровень оплаты услуг населением ревысил 90%







Европейский опыт


В Европе существуют три модели реорганизации коммунальных отношений: английская, немецкая и французская.
Английская модель предусматривает полную приватизацию объектов жилищно-коммунальной сферы. Ради успешности проекта государство списывает все долги коммунальных предприятий, беря на себя расходы по обновлению основных фондов.
Немецкая модель предусматривает акционирование. Контрольным пакетом владеет муниципалитет. В Украине подобная схема работает в сфере газоснабжения (облгазы).
Французская модель предусматривает передачу муниципальной собственности в аренду или концессию. Правда, в последние годы французы стали разочаровываться в таком методе управления. Мелкие фирмы, которые в первое время брали в аренду объекты ЖКХ, выросли в гигантов, способных диктовать условия правительству. В итоге качество услуг падает, а цены растут.



 


С. Бульбас: «Отсутствие законодательного регулирования позволило не загонять переговоры с мэрией в жесткие рамки».


И себе, и людям
Некоторые финансовые уступки со стороны местных властей, такие как отсрочка арендной платы на три года, позволили частично решить основную проблему предприятия – острый дефицит оборотных средств. Вливание инвестиций позволило оплатить долги и закупить энергоносители и воду для функционирования предприятия. Для уменьшения потерь при доставке теплоносителей и повышения эффективности работы было решено обновить теплосети, а также модернизировать систему учета газа. В частности, было заменено 8 км теплосетей, что помогло сократить потери воды при транспортировке теплоносителей с 50 до 20%. Модернизация основных средств дала экономию потребления газа на 4%. Кроме того, в отопительном сезоне конца 2005 – начала 2006 г. кировоградцы впервые за последние 10 лет получили горячую воду, подача которой продлилась рекордно долго – до 4 мая 2006 г. В благодарность за щедрый подарок коммунальщиков уровень оплаты услуг теплоснабжения и подогрева воды составил более 90%.


В течение первых полутора лет работы в предприятие было инвестировано 14 млн. грн., и по итогам первых 14 месяцев чистая прибыль составила 1,54 млн. грн. Причем достижением можно было считать уже сам факт получения прибыли, учитывая хроническую убыточность «Кировоградтеплоэнерго» в течение последних нескольких лет.
Туманное будущее


При том, Что бизнес поначалу развивался довольно эффективно и предсказуемо, без неприятностей не обошлось. После повышения 1 января 2006 г. цены на газ предприятие получило первые убытки. Лишь спустя 11 месяцев власти скорректировали тарифы с учетом повышения цены на газ и увеличения минимальной зарплаты. Все это время услуги предоставлялись по старым тарифам, что стало причиной убытков ЦНТИ УНГА по итогам 2006 г. в размере 9 млн. грн. Кроме того, возникла проблема бессистемной установки населением агрегатов автономного отопления, разрешения на установку которых раздавались местными властями.


Мэрия преподнесла компании еще один сюрприз. По словам арендатора, она подталкивает его к идее вернуть финансово привлекательное предприятие в коммунальную собственность без возмещения вложенных в него средств. Таким образом, в который раз поднимается проблема гарантирования инвестиций.


Эксперты уверены, что для прихода частного капитала на рынок ЖКХ прежде необходимо сформировать адекватную правовую базу и прописать четкие правила игры для всех потенциальных субъектов таких отношений.  






Советы для начинающих


Сергей Бульбас, генеральный директор ООО «Центр научно-технических инноваций Украинской нефтегазовой академии»:
– История наших взаимоотношений с городскими властями свидетельствует, что частный инвестор практически не защищен от внезапных изменений намерений властей, в нашем случае мэрии. Второй источник дестабилизации ситуации – рост цен на основные энергоносители и непрозрачная схема формирования тарифов, при которой позиция частного инвестора может быть разве что принята к сведению. Поэтому необходимо:
ѕ подробно прописать в договоре обязательства сторон, вероятные схемы действий в критических ситуациях (например, в случае внезапного повышения тарифов на газ);
ѕ обязательно описать в договоре компенсаторные схемы на случай досрочного расторжения договора;
ѕ закладывать в бизнес-план возможные убытки и разработать стратегию поведения, если, например, произойдут смены команды в мэрии (ведь многие вопросы остаются в компетенции местных властей);
ѕ четко зафиксировать распределение прибыли (при этом обязательно акцентировать внимание на вкладе в городской бюджет);
ѕ вести переговоры с властями публично и максимально открыто, по возможности избегая их политизации.

Exit mobile version