Операторы обувной розницы стремятся занять как можно больше торговых мест. Этот процесс сдерживает нехватка площадей и их дороговизна.
Скаждым годом в Украине увеличивается количество обувных фирменных магазинов. Особенно активно развивались специализированные сети в 2006 г. Например, на 16 розничных предприятий увеличилась сеть «Интертоп», на 10 – «Монарх», на 6 – «Ваша пара» и Respect, на 5 – Carlo Pazolini и Luciano Carvari, на 2 – Chester и Egle, на 1 – «Взуттєва шафа». Компания Helen Marlen Group, специализирующаяся на продаже продукции класса люкс, открыла два обувных мультибрендовых магазина и три монобрендовых бутика – Roberto Cavalli, Gucci и Burberry.
Несмотря на быстрый рост, пока в Украине только две обувные сети можно назвать национальными – «Интертоп» и «Монарх». Они уже начали осваивать города с количеством населения 150-200 тыс. человек. У этих сетей разная концепция, представлена обувь различных торговых марок и ценовых категорий. Увеличивая свое присутствие на рынке, обе компании приучают потребителей совершать покупки в цивилизованных условиях. Другим обувным сетям, которые со временем также начнут выходить в регионы, с одной стороны, будет сложнее привлекать покупателей, которые уже стали лояльными к первопроходцам, с другой – легче, потому что у людей будет повышаться интерес к новым торговым маркам. Помимо прочего, к тому времени у потребителей уже сформируется привычка совершать покупки в комфортных условиях.
Первопроходцы
Второй в списке числится компания Helen Marlen Group. Свой первый мультибрендовый магазин она открыла в 1994 г., представив обувь известных итальянских домов. На сегодняшний день у компании из двенадцати магазинов четыре – обувных, в которых представлена продукция более 70 торговых марок. В 2007 г. в планах – открытие крупноформатного стокового магазина.
Рынок активизировался, затраты операторов увеличились
Кризис 1998 г. приостановил развитие отечественного розничного рынка обуви. Только в период с 2002 по 2004 г. в Украине стали появляться другие обувные сети. В 2002 г. открыли свои первые магазины Carlo Pazolini и Chester. Сейчас в сети Chester действует 18 торговых предприятий, в Carlo Pazolini – 10. В 2003 г. распахнули свои двери магазины «Ваша пара», в сети которой в настоящее время 13 салонов. В 2004 г. первых посетителей приняли магазины Respect и Egle. В этих сетях сегодня работают соответственно 10 и 6 торговых предприятий. С Днепропетровска в 2005 г. стартовала новая сеть Luciano Carvari, которая уже состоит из 9 магазинов.
Компания МTI в эти же годы начала активно развивать монобрендовые магазины, выступая в качестве франчайзи: Ecco (сейчас их уже 10), Ermenegildo Zegna (3); немного позже – Bally, Skechers, Vagabond. А в 2006 г. – еще и Geox, Camper и Сlarks. Помимо этого, МTI открыла пять мультибрендовых магазинов детской обуви «Киддитоп» и шесть обувных супермаркетов Plato, в которых представлена более дешевая обувь по сравнению с «Интертопом». Для своих супермаркетов MTI специально заказывает обувь под другими марками, а также реализует нераспроданные остатки старых коллекций из своих магазинов, которых на сегодняшний день уже 82. «Наша активность в прошлом году связана с тем, что в Украине растет покупательная способность населения. Поэтому мы и пошли в города с населением 150-200 тыс. человек», – рассказал Сергей Бадриддинов.
На развитие такого количества проектов компании понадобились дополнительные ресурсы. 14 ноября 2006 г. ООО СП MTI начало размещение облигации на 50 млн. грн.
Сеть «Монарх» в это время тоже не стояла на месте. Немного сбавив темпы развития в 2002-2004 гг. по сравнению с предыдущими годами, она набрала обороты в 2005-2006 гг. Изменилась и ассортиментная политика. «У людей увеличивались доходы и возрастала потребность в более дорогих и качественных товарах. Оценив это, мы отказались от поставки обуви сегмента «средний минус» (70-150 грн. за пару). Вместо нее стали предлагать продукцию средней и выше средней ценовых категорий», – сообщил Игорь Лютый. С 2005 г. компания стала открывать магазины площадью 200-400 кв. м, что позволило расширить ассортимент на 30-50%.
Хоть количество сетей в Украине и растет, по оценкам операторов, на их долю пока приходится не более 10% объема реализуемой в стране обуви. Появление новых обувных сетей усилило конкуренцию на рынке, в результате чего два игрока покинули «поле боя». Весной 2006 г. были закрыты два магазина немецкой обувной компании «Рено», а в начале лета 2006 г. еще и российская сеть «Эколас» (пять магазинов) свернула свою деятельность.
У операторов растут операционные расходы: арендная плата, коммунальные платежи, заработная плата торгового персонала. Чтобы сохранить прибыльность, компании вынуждены повышать розничные цены. Например, в 2006 г. из-за повышения арендной платы в сети Respect подняли розничные цены в среднем на 50 грн. за пару. К тому же у компании выросли расходы на открытие новых магазинов. При этом рентабельность, по словам Оксаны Лис, исполнительного директора торгового дома обуви Respect, составляет 25%, и за два года она увеличилась на 5%. «В 2006 г. на украинском рынке ужесточилась конкуренция: во многих сетях появилась обувь одних и тех же торговых марок. Произошло это по той причине, что представители московских оптовых компаний распространяют в Украине одинаковую продукцию по разным сетям. В результате на 50% наш ассортимент пересекается с ассортиментом сети «Взуттєва шафа», на 5-10% – с Egle. Даже в магазинах сети Chester мы увидели пару своих моделей. Только у каждой компании своя ценовая политика, которая отличается на 7-10%», – рассказала госпожа Лис.
Игорь Лютый подтверждает ее слова: «Сейчас во многих сетях представлена обувь чуть ли не с одной фабрики, но изготовленная под разными брендами. Мало того что модели у разных торговых марок похожи, так и в разных сетях – Egle, Respect, Welfare – можно встретить обувь одних и тех же брендов».
Такая ситуация может привести к тому, что розничные сети начнут терять конкурентные преимущества. Потребителям будет сложнее идентифицировать обувные сети по товару, им станет безразлично, в каком магазине покупать обувь. В результате у специализированных торговых предприятий будет меньше постоянных клиентов, приносящих большую часть прибыли.
Для снижения затрат на изготовление обуви большинство операторов заказывают обувь в Китае. За последние два–три года выросли поставки обуви из Бразилии. Основной поставщик продукции из Южной Америки – «Пальмира Рута». «Ваша пара» завозит обувь из Германии. Компания MTI, по утверждению Сергея Бадриддинова, импортирует в основном из Италии, Китая и Бразилии.
Некоторые розничные операторы пытаются сотрудничать с украинскими фабриками. Но крупные отечественные обувные фабрики загружены давальческими контрактами зарубежных партнеров. Мелкие же предприятия просто не в состоянии выполнять заказы. Дмитрий Подопригора, учредитель компании Gianni Group (г. Днепропетровск, магазины Shabelski, Gianni, Luciano Carvari), рассказал о попытках сотрудничества с одной из отечественных обувных фабрик: «По нашим эскизам были выполнены образцы мужских ботинок, но даже непрофессионал заметит огрехи, допущенные производителями. Чтобы не уронить свою марку, мы очень осторожно относимся к размещению заказов в Украине».
«Пальмира Рута» заказывает часть коллекции на отечественных фабриках с 1999 г. «С начала 2006 г. в производство обуви в Украине мы инвестировали 3,6 млн. грн. и в перспективе хотели бы довести до 50% реализуемой нами продукции. Но пока не получается. Мы нашли только три фабрики, которые стабильно выполняют наши заказы. Остальные производители смогли соблюдать необходимое качество только в ходе выпуска одной коллекции. В Украине мало универсальных фабрик: большинство специализируется на пошиве либо мужской, либо женской обуви, причем с каким-то одним типом крепления. А нам нужно минимум 500 моделей», – сетует Игорь Лютый.
Украинские обувные фабрики тоже начали открывать свои магазины, например, Max Maer (г. Бровары), «Вознесенская обувная фабрика» (Николаевская обл.) и другие. Основные причины, по которым производственники открывают торговые предприятия: ускорение возврата вложенных средств и изучение потребительского спроса.
Наиболее крупная сеть среди отечественных обувщиков у компании Valex (г. Киев), состоящая из пяти магазинов. Однако количество торговых точек в этой сети не увеличивается уже на протяжении нескольких лет. Для развития полноценной торговой сети у местных фабрик, как правило, не хватает средств, ведь на открытие одного предприятия розничной торговли площадью 100-150 кв. м необходимо минимум $30 тыс.
Чтобы торговая точка привлекала покупателей, у нее должен быть широкий ассортимент обуви. Например, у крупного производителя СП «РИФ-1» (ТМ Inblu, специализируется на выпуске летней и комнатной обуви) в Украине три стоковых магазина. Всю продукцию (около 20% объема производства) компания реализует на внутреннем рынке только оптом. Открывать фирменные торговые предприятия, по словам начальника отдела сбыта СП «РИФ-1» Ирины Грищенко, не имеет смысла. «Наш ассортимент может быть только дополнением в обувных магазинах. К тому же у нас недорогая обувь и «отбить» на ней затраты на аренду нереально».
Франчайзинг приживается плохо
В 2006 г. сразу несколько компаний начали расширять свои обувные сети по франчайзингу. Так, весной прошлого года был открыт первый магазин «Монарх» по франчайзинговому договору. Сейчас на таких условиях работают шесть магазинов. Руководство компании «Пальмира Рута» подходит к такой схеме расширения своей сети с осторожностью, учитывая опыт, полученный российскими коллегами, где франчайзинговые магазины «Монарх» были открыты несколько лет назад. Проблемы у российской сети возникли из-за нарушения франчайзи условий договоров.
Компания MTI вообще пошла по иному пути. Специально для франчайзинга создали новую марку «Евротоп» опять же из-за боязни, чтобы франчайзи своими действиями не повлиял на имидж «Интертопа». Проект стартовал в марте 2006 г. Сейчас уже работает 14 торговых предприятий.
Оба эти примера – продвижение мультибрендовых сетей. С открытием монобрендовых магазинов на условиях франчайзинга осторожничают уже франчайзи. И тому есть две причины. Первая – стоимость вхождения в этот бизнес, вторая – появляется зависимость от одного поставщика. И если поставщик не угадал с ассортиментом, то магазин может попросту «пролететь».
Несмотря на это компания Gianni Group весной 2006 г. решила развивать монобрендовую сеть Luсiano Carvari в том числе и по франчайзингу. За год было открыто 8 собственных магазинов и только один с помощью партнера.
Владелец сети «Ваша пара» в 2006 г. также решился на развитие своей сети по франчайзингу. На данный момент открыто четыре франчайзинговых магазина «Ваша пара».
«Пальмира Рута» планирует открыть в 2007 г. не менее 20 магазинов «Монарх». Если раньше компания открывала преимущественно обособленные магазины, то в 2006 г. договорилась с «Квиза Трейд» о том, что во всех новых торговых центрах, которые та будет открывать, станут размещаться магазины «Монарх». Первый такой торговый центр был открыт в Севастополе в октябре 2006 г. Чтобы создать 20 торговых предприятий, нужны дополнительные средства. Для этой цели в 2007 г. компания намерена привлечь внешнего инвестора. А весной 2008 г. собирается выйти на IPO, чтобы получить доступ к более дешевым и длинным финансовым ресурсам.
На долю торговых сетей пока приходится не более 10% реализуемой в стране обуви
MTI в 2007 г. планирует развивать международный проект. Первый шаг был сделан осенью прошлого года – компания открыла свой первый магазин в Казахстане. В нынешнем году сеть «Интертоп» вырастет там до шести торговых предприятий. Сергей Бадриддинов также намеревается развивать аналогичный проект в России и даже в странах ЕС. «Я уверен в успехе, потому что в мире нет ни одной обувной сети, в которой было бы представлено такое количество мировых брендов», – заявил он.
В 2007 г. сеть Carlo Pazolini увеличится на десять магазинов (площадью 250-300 кв. м каждый), которые будут открыты в городах-миллионниках. На столько же торговых предприятий планирует расшириться и сеть Luciano Carvari.
Илья Айзин, управляющий сети «Ваша пара», сообщил о намерениях увеличить свою сеть на девять торговых предприятий, которые будут открыты в Киеве, Виннице, Луганске, Луцке, Кривом Роге. Сеть Respect в 2007 г. рассчитывает открыть три новых магазина.
О планах открыть в Украине франчайзинговые магазины заявили российские сети «Эконика» и «Терволина».