Удастся ли аграриям заработать миллион?
Рост спроса на биотопливо дает новые шансы украинским сельхозпроизводителям.
Участники мирового масличного рынка, предвкушая хорошие заработки, от удовольствия потирают руки. Впрочем, грядущие изменения могут коснуться прибыльности и зернового бизнеса. Удастся ли украинским аграриям получить свой кусок денежного пирога – свою долю прибыли, которую сулят эти самые «грядущие изменения»?
Роль катализатора новых глобальных тенденций на мировом рынке сельхозпродукции сейчас играют альтернативные виды топлива. Предприятия по производству биодизеля и биоэтанола растут как грибы после дождя и требуют все больше сырья.
Чем больше биодизеля – тем дороже масло
«Мировое потребление растительных масел в период 2005-2010 гг. будет расти ежегодно в среднем на 5-6%, главным образом вследствие расширения использования биотоплива», – заявила эксперт «АПК-Информ» Валерия Листопад на Втором торговом международном саммите: зерновые и масличные, проходившем в марте текущего года в Анталии (Турция).
Это заявление подтверждают и международные аналитики. По данным всемирно известного агентства Oil World, к концу 2005 г. мировые мощности по производству биодизеля составляли около 10 млн. т. Его аналитики прогнозируют, что уже к концу 2007 г. данный показатель возрастет на 50% – до 15 млн. т. По сообщению Российской биотопливной ассоциации, в Европе до 2010 г. планируется потратить $3,6 млрд. на строительство 40 новых заводов по производству биодизеля и 60 заводов биоэтанола.
Аналогичная ситуация и в таких странах, как США, Бразилия, Австралия, Китай, Малайзия. Это связано с тем, что правительства данных стран активно субсидируют производство экологически чистого топлива (биодизеля и биоэтанола), что делает данный бизнес более чем выгодным.
На палочки кукурузы может не хватить
Впрочем, если говорить о долгосрочной перспективе, то аналитики отмечают, что пахотные земли в мире ограничены, и из-за бурного спроса на масличные посевы зерновых будут сокращаться в пользу первых.
Если представить, что все будет именно так, то выходит: население планеты растет и соответственно увеличивается потребление продуктов питания, объемы производства зерновых снижаются, сокращается запас кормового зерна. Результат? Опять-таки: рост спроса и цен.
Экономика с подмоченной репутацией
Не секрет, что в нашей стране цены на масличные и зерновые формируются под влиянием мировых тенденций. Осень 2006 г. – один из ярчайших тому примеров (экспортеры подняли закупочную цену настолько, что внутренним потребителям с ними было очень тяжело конкурировать). Исключение составляет подсолнечник, потому что он «закрыт» 17% вывозной пошлиной, но новые веяния наверняка дойдут и до него (из-за роста цен на масло). По идее, такие изменения на глобальном рынке могут позволить украинскому производителю получать доход, который без особых дотаций позволял бы ему инвестировать в собственный бизнес, получая еще большую выгоду.
«Развитие биодизельной и биоэтанольной промышленности повлекло рост спроса не только на масличные, но и зерновые культуры, поэтому, как ожидается, повысится рентабельность их производства. Логичным является увеличение инвестиций в производство сельхозкультур с целью добиться роста урожайности и, соответственно, сборов», – комментирует ситуацию Алина Федяй, маркетинговый аналитик «Бунге Украина» (ТМ «Олейна»).
Но существуют риски, которые могут не позволить украинским аграриям получить дополнительную прибыль, или как минимум ограничат доступ к ней.
Прежде всего речь идет о политических рисках. До сих пор еще полностью не сняты ограничения на экспорт зерна, существенно подмочившие репутацию Украины как торгового партнера. «Нужно минимум 1-2 сезона стабильной работы, чтобы восстановить отношение к Украине как серьезному партнеру. Раньше нам приходилось снижать цены из-за низкого качества отечественной сельхозпродукции, а теперь придется учитывать еще и фактор негативной репутации на мировом рынке», – отмечает Светлана Синьковская, руководитель отдела ВЭД агентства «АПК-Информ».
Такое развитие событий может стать дополнительным поводом для введения каких-либо очередных ограничений, ведь на сегодняшний день в стране все то же правительство, которое ввело не слишком обоснованное лицензирование и квотирование на экспорт зерновых. При этом Кабмин не раскаивается в своем решении и не дает гарантии неповторения такой ситуации. Вместе с тем цели могут быть разные: обеспечение продовольственной безопасности – с одной стороны (официальной) и перераспределение прибыли от внешней торговли – с другой (неофициальной).
Ожидается рост внутреннего производства
Обсуждая тему влиЯниЯ альтернативных видов топлива на мировой рынок, нельзя обойти стороной перспективы подобного производства в Украине. Эта тема активно муссируется в политических, экономических кругах и прессе, но четкие прогнозы пока делать сложно. Если говорить о биодизеле, то некоторые хозяйства уже купили небольшие установки, но производят незначительные объемы, используя их в своих подсобных хозяйствах. О строительстве крупных предприятий говорят уже давно, но все это остается пока на уровне проектов. Вероятно, потенциальные инвесторы опасаются, что рапс будет выгоднее экспортировать, чем перерабатывать.
Что касается биоэтанола, то в Украине уже есть предприятия, готовые к работе, а кое-кто даже начал продавать топливо на его основе. Но задержка остается за законодательным урегулированием этого вопроса. Учитывая активное публичное обсуждение данной темы, есть шансы, что в ближайшее время удастся перебороть лобби нефтепереработчиков (хотя вслух они и заявляют, что биоэтанол им не конкурент) и принять необходимые законы.
Законодатели сделали шаг навстречу Документ обязывает производителей традиционных видов топлива использовать 3% этанола или метилэфира при изготовлении топлива. Кроме того, законопроект поддерживает производителей культур, которые нужны для выработки биотоплива: кукурузы, подсолнечника и рапса. В законопроекте также значится, что 8-15% себестоимости биотоплива нуждается в дотировании.
Верховная Рада в первом чтении приняла проект закона «О развитии производства и потребления биологических видов топлива».